Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами Бб; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
- характеризовать звуки;
- развивать умение правильно писать букву Бб;
- выполнять гигиенические правила письма;
- осуществлять анализ написанного.
Развивающие:
- развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
- развивать зрительную память при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ/ПИСЬМО
Дата: 9.11.2021 Школа: №152 Класс: 1 «в» Урок: 2 Время: 8.50-9.30 Кабинет: 110 | Студент: Баранова Александра Группа: 45 Учитель: Берсенева Е.М._________________________ Методист: Кошкарова Л.С________________________ |
Тема урока «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [б], [б’], с печатными буквами Бб; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.
Задачи урока
Дидактические:
- формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
- характеризовать звуки;
- развивать умение правильно писать букву Бб;
- выполнять гигиенические правила письма;
- осуществлять анализ написанного.
Развивающие:
- развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
- развивать зрительную память при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Формы: фронтальная Словесный метод: создание эмоционального настроя | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь. Создаёт эмоциональный настрой. -Если хочешь много знать, Многого добиться, Значит, грамотно писать Должен научиться! Меня зовут – Александра Владимировна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте, который будет проходить, как путешествие. План – это наша карта. С каждым правильным ответом, вы будете получать золоту монету. А сейчас, наша первая остановка – схема слова. | Показывают готовность к уроку. | Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради. Метапредметные: К: планируют учебное сотрудничество Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. | |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический метод: выполнение упражнений | Проводит графический диктант: А вот и первый пункт – схема слова. И сейчас мы должны показать, как хорошо знаем цвет, обозначающий звуки. Ваша задача, после того, как я назову какой-либо звук, показать, при помощи «светофора» какой он. А я буду проверять. Приступаем. [а], [м‘], [т], [в‘], [н], [л‘], [и], [у],[т‘], [р], [о], [п‘], [с], [з‘], [б]. Какой звук из перечисленных вам ещё не знаком? Справились с заданием и нам открывается новый материк «Тема урока». | Выполняют задания: - , , , , , , , , , , , . - звук [б]. | Предметные: уметь составлять схемы слов. Метапредметные: Р: коррекция К: планируют учебное сотрудничество П: звуковой анализ, моделирование Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | Раздаточный материал для составления схем слов. |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы: фронтальная, индивидуальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменного упражнения | Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов: Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквой. Но сначала послушайте стихотворение: Белка в БуБен Бойко Била, БараБанить так люБила. БоБр к ней Быстро приБежал, БуБен Браво отоБрал. Какой звук встречается чаще всего? В слоге «Бу», какой звук слышим? А какой звук слышим в слоге «Бен»? Формулирует тему и цель урока Какие же звуки мы только что произнесли? Знакомы ли вы с этими звуками? Какую цель и тему урока сформулируем?
| Выполняют задание: - звук [б]. - твердый звук [б]. - мягкий звук [б’]. Формулируют тему, цель урока: -[б],[б’]. -нет. -«Звуки б, бь. Буква [бэ]» Цель: дать хар-ку новым звукам, учиться читать слова с новой буквой. | Предметные: знать звуки. Метапредметные: Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции Личностные : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Проектор. Слайд со стихотворением. Слайд с темой урока и целью. |
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы: индивидуальная, фронтальная Словесный метод: постановка вопросов Практический: выполнение письменных и устных упражнений | Организует выполнение упражнений: Мы переходим к новому материку. И сейчас вам необходимо отгадать загадки: В Африке живёт. Траву жуёт. Носит матроску В чёрно - белую полоску. Откройте страницу 97 учебника и посмотрите на схему слова «зебра» в рамочке. Сколько в этом слове слогов? Почему? Прочитайте слово по слогам. Сколько звуков в слове? Назовите третий звук в этом слове. Дайте ему характеристику. Какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий? Давайте еще раз произнесем новый звук. Кто еще раз сможет дать характеристику нового звука? Отгадайте следующую загадку: На проводах, заборах, крышах, Уступах и чердачных нишах. Они собрались и сидят, И за прохожими следят. Посмотрите на схему слова «голуби». Прочитаем слово по слогам. Сколько слогов в этом слове и почему? А теперь прочитаем с ударением. На какой слог падает ударение? Прочитайте третий слог. Сколько звуков в этом слоге? Произнесите первый звук. Какой он? Согласный или гласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий? Давайте еще раз произнесем этот звук. Итак. Ребята, с какими звуками мы с вами сейчас познакомились? Что в них общего? Чем они отличаются? Сделаем вывод. Посмотрите на схему. Что мы можем сказать про звук [б],[б‘]. На странице 97 азбуки, посмотрите на слоги в рамочке, для того, чтобы их прочитать, надо познакомиться с буквой [бэ]. Знакомит учащихся с буквой Бб. Буква Б, как бегемотик, Нарисуем ей животик, Козырек добавим выше: Буква Б у нас под крышей. хором прочитаем их. Прочитаем слоги. Посмотрите на слова под схемой. Давайте прочитаем их по слогам. Что в этих словах общего? Знакомит учащихся с написанием букв Бб. Ребята, звук [б] на письме обозначаются строчной и заглавной буквами [бэ]. Откройте пропись на странице 12-13. Какая из букв строчная? Почему? Из каких элементов состоит строчная буква б? В каких буквах вам уже встречались эти элементы? Пальчиковая гимнастика Проверяет посадку: Я тетрадь свою открою И наклонно положу Я друзья от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь За работу я возьмусь. С этими элементами вы уже знакомы. Аккуратно пропишите элементы строчной буквы [бэ]. По завершению поставьте руку на локоток. Демонстрирует написание строчной буквы [бэ]: Сейчас я вам продемонстрирую написание строчной буквы б. - пишем букву «о»: начинаем писать чуть ниже верхней линии РС, введём вверх, чуть закругляем влево; доводим до верхней линии РС; ведём вниз округлую линию до нижней линии РС; поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма; - продолжаем писать вверх длинную наклонную линию до середины широкой вспомогательной строки и, немного закруглив вправо, пишем короткую прямую линию вправо. Давайте все вместе проговорим алгоритм написания строчной буквы «б» и пропишем ее в воздухе. А теперь пропишите три строчных буквы д в прописях. Подчеркните самую красивую. А сейчас мы с вами приступим к письму соединений. Сначала я вам показываю на доске, затем вы пишите в прописи. Итак, первое соединение ба. Напишите в тетрадях. Объясняет написание соединения ба, бу, бе. | Выполняют упражнения: -зебра. -два. Так как два гласных звука. -зеб-ра. -пять. -[б]. -звук [б]-согл.т.к.при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к.состоит из шума и голоса, твердый т.к.спинка языка не приподнимается к верхнему небу. -произносят звук [б]. -один ученик повторяет.
-голуби. -го-лу-би. -три, т.к.в слове 3 гласных звука. -гОлуби. -на первый. -би. -два. -[б’]. -звук [б’] согл.,т.к.при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду, звонкий, т.к.состоит из шума и голоса, мягкий,т.к. при произношении спинка языка приподнимается к верхнему нёбу, произносится мягко. -произносят звук [б’]. -[б],[б‘]. -оба согласные, звонкие. -звук [б]-твердый, звук [б‘] – мягкий. -согласный, звонкий, твердый и мягкий. -читают хором. -делают вывод. -читают слоги. -читают слова по слогам (зеб-ра, коб-ра, зуб-ры, зеб-ры, бел-ка, бар-сук). -буква [бэ]. -отвечают. - состоит из овала и наклонной линии с горизонтальной линией. - в буквах а, о. -прописывают элементы строчной буквы. Наблюдают. Пишут строчную букву [бэ]. Пишут соединения. | Предметные: уметь определять гласный согласный звук, глухой-звонкий, твердый-мягкий. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Учебник. Пропись. Доска. |
Физкультминутка (2 мин) | Проводит физкультминутку: Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел Ключик, видно, не нашел, Чтобы ключик отыскать- Надо на носочки встать. | Повторяют движения: Потягиваются. Наклоны туловища. Разводят руки в стороны. Мотают головой. Разводят руки в стороны. Тянутся вверх. | ||||
Первичное закрепление | Первичное закрепление изученного материала | Формы: индивидуальная, групповая Взаимопроверка Практический метод: письменное упражнение, работа с текстом | Организует выполнение упражнения: Ребята, сейчас поработаем с текстом. Посмотрите на текст на странице 97. Сейчас я буду читать вам текст, а вы внимательно слушайте. Ведь вам необходимо будет дать ответ на вопрос: о чем текст. Затем будем читать его вместе. Прочитаем вместе. О ком текст? Что делал белка? Где была белка? Что она брала из рук? Как можно озаглавить текст? С какой буквы напишем заголовок? Сейчас мы с вами будем учиться писать заглавную буквы [бэ]. Откройте пропись на странице 13. Из каких элементов состоит заглавная буква Б? Аккуратно пропишите элементы заглавной буквы [дэ]. По завершению поставьте руку на локоток. Демонстрирует написание букв Бб: Ребята, сейчас я вам покажу, как писать заглавную букву Б. -начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки: пишем длинную наклонную линию; чуть не доходя до нижней линии РС закругляем вверх влево; - делаем «петлю», пересекая написанную линию в месте пересечения с верхней линией РС; - пишем полуовал: ведём округлую линию вправо, касаясь верхней линии РС, затем вниз, и, касаясь нижней линии РС, закругляем влево чуть выше нижней линии РС; - пишем верхний элемент: пишется слева направо - начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо прямую линию. -Повторим написание заглавной буквы [бэ] в воздухе с проговариванием. Пропишите 3 заглавных буквы [бэ] в прописи. Подчеркните самую красивую. Сейчас мы с вами приступим к написанию соединений. Сначала я напишу на доске с объяснением, затем выполните написание в прописи. Итак, пишем соединение Ба. Объясняет написание соединений Ба, Би, Бе. | Выполняют упражнение. -внимательно слушают текст. -читают текст вместе. -о белке. -скакала с ветки на ветку. -на воле. -баранки. -белка. -с заглавной. - состоит из длинной наклонной линии с петлёй внизу, полуовала и горизонтальной линии с закруглением. Наблюдают. Повторяют написание. Пишут. Пишут соединения. | Предметные: знать букву [бэ], уметь писать букву [бэ]. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения. | Учебник. Пропись. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма: парная Словесный метод: объяснение задания Практический метод: письменное упражнение | Организует выполнение самостоятельной работы: А теперь пришло время самостоятельной работы, которую вы будете выполнять в парах. У вас на партах лежат листочки. Ваша задача – завершить схему – звук [б]. По завершению сделайте домик, чтобы я проверила вашу работу. Проверяет работы. Хорошо. Все справились с работой. Давайте посмотрим на доску, и еще раз проверим схемы. | Выполняют самостоятельную работу. Буква Б. [ б ] [б‘]
-проверяют выполнение. | Предметные: уметь составлять схемы. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения Личностные : учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Раздаточный материал. |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Практический: работа со словами. Словесный метод: объяснение задания Формы:фронтальная | Проводит гимнастику для глаз. Организует выполнение упражнений на закрепление: Вы хорошо работали на протяжении всего урока. И пришло время узнать, как вы усвоили материал. -Сейчас мы поиграем в игру, я буду читать вам слова, если в них есть звуки [б]-хлопните один раз, если есть звук [б’]-хлопните 2 раза. – Белка, брошь, будильник, беда, бедность, борьба, букварь, бюро, блины, баранка, билет. | Выполняют задания: | Предметные: уметь услышать звуки [б], [б’]. Метапредметные: Р: контроль, коррекция, оценка П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма: фронтальная Словесный метод: постановка вопросов | Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку: Ребята, урок подходит к концу, а значит пришло время подвести итоги. Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока? Посмотрите, нам удалось пройти все пункты плана, так как цель урока была достигнута и новую информацию мы получили. Хорошо работали и активно все выполняли учащиеся…, остальные выполняли всё хорошо. Но нас ждет последнее задание. Посмотрите на доску и скажите, какая характеристика у звука [б],[б‘]? Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания! | Отвечают на вопросы: Отвечают. | Метапредметные: Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Звуки [к], [к\']. Буквы К, к» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [к], [к,] и букве К, к, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формировать ум...
Технологическая карта урока обучения грамоте и письму "Звуки [с], [с\']. Буквы С,с" (1 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Звуки [с], [с’]. Буквы С,с" Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [...
Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г" (1 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: «Открытие нового знания» Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г, совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изуче...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [м], [м’], буквы «М, м». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактичес...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».Планируемые результатыПредметные:1.Уметь различать понятия звук и буква.2. Ум...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Согласный звук [ч \']. Буква Ч, ч" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о согласном звуке [ч '] и букве Ч, ч; умения писать строчную букву «ч», читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результ...