Конспект урока
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бигдай Елена Алексеевна

Тема урока: Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.

  Цели:

  • Познакомить со  звуками  [й’у] ’[у];
  • Познакомить со строчной буквой «ю»;
  • Научить писать строчную букву ю.
  • Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
  • Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
  • Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.

Задачи:

1. Формировать умения писать строчную буквы «ю»; сравнивать, анализировать написание;
2. Учить различать основные группы звуков русского языка, выделять их особенности.

3. Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

4. Расширять  словарь детей

5. Определять  и формулировать цель деятельности на уроке  с помощью учителя;
6.Учить проговаривать последовательность действий на уроке;

7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Оборудование: компьютер,  презентация буквы Ю, букварь, пропись №5.

Ход урока.

I. Организация класса на урок.              Слайд №1

  Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

   На уроке будь старательным

   Будь спокойным и внимательным.

               Все пиши, не отставая,

               Слушай, не перебивая.

               Говорите четко, внятно,

              Чтобы было все понятно.

              Если друг стал отвечать,

              Не спеши перебивать.

1. Мотивация к учебной  деятельности

- Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности

- Начинаем урок  чтения и русского языка по-другому обучения грамоте и письма – а зачем он нам нужен, что он нам дает?

(на этих уроках мы учимся различать звуки, читать, правильно красиво писать, правильно говорить расширяем свой словарный запас)

-Получается, что урок нам необходим. Он как ступенька ведущая нас вперёд.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия, формирование регулятивного УУД – принимать и сохранять учебную задачу

- Давайте повторим ранее изученный материал..

- Какие бывают звуки?                ( Работа со слайдом №2)

-На какие группы подразделяются гласные?  (проверяемые и не проверяемые)

-Что мы делаем, если в слове встретиться непроверяемый гласный звук (буква)?  (запоминаем)

-А если забыли, как пишется слово. Куда обратимся за помощью?  (в словарик)

- Какое правило надо знать, чтобы проверить гласную в корне слова? (Что бы проверить безударную гласную в корне слова  надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, что бы безударная гласная стала ударной)

-Перейдём к согласным. На каком фоне на ленте букв они стоят?

-На какие две группы по постоянному признаку делятся согласные звуки? (звонкие и глухие)

-Назовите парные согласные по звонкости и глухости. (б-п, д-т, ж-ш, з-с, в-ф, г-к)

-Какое правило надо знать, что бы не допустить ошибку в словах?  ( что бы проверить безударную гласную в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы парная согласная стала ударной)

-Назовите звонкие согласные. (н м л р й)

-Глухие согласные. (х ц ч щ)

-На какие две группы по непостоянному признаку подразделяются согласные. (твердые и мягкие)

-Назовите парные по твердости и мягкости.  (н м л р б в г д з п ф к т с х)

-Не парные мягкие. (й щ ч)

-Не парные твердые.  (ш ж ц)

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Сколько гласных букв на ленте?   (10)

-А звуков? (6)  -Почему? (букаы е ё я ест, а звуков [е ё я] нет)

- Но 10 это не 6 и 3

Давайте поищем ответ сегодня на уроке.

4. Построение проекта, причины затруднения.  

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа  и средств ее реализации, формирование коммуникативного УУД- формулировать собственное мнение.

-Назовите тему урока, поставьте цели.

В этом помогут нам загадки и предметы изображённые на слайде

Слушайте загадки и попробуйте определить, о какой новой букве я говорю.     Слайд № 3

     Лето - жаркая пора,

Едет к морю детвора!

Под колес весёлый стук

Поезд движется на…     (юг)

  Пляшет крошка,

всего одна ножка.    (юла)

-Посмотрите внимательно  на картинки , почему они на одном слайде?        Слайд № 4

(В словах этих картинок есть буква ю)

Кто сможет сформулировать тему урока? (Ответы детей.)

-А какие цели поставим на урок? (Познакомиться с новыми звуками, с новой буквой, научиться её писать и с ней читать.)

 III. Объявление темы и целей урока. 

Буква Ю и её звуки. Строчная буква ю.            Слайд № 5

- На урок прилетела сова с совятами. Сегодня она появилась не для обучения нас, а только послушать,  как вы работаете. А каждый из маленьких совят зафиксировал цель. Первый совёнок – новые звуки, второй – буква, третий – следит, как мы учимся её писать, а четвёртый – как читаем.

(прикрепляются картинки на доску совы и совят) – приложение 1

IV. Изучение нового материала.

Работа в программе Обучение грамоте, 1 класс. (Горецкий и другие)               Слайд № 6 

Звукобуквенный анализ слов ЮБКА, БРЮКИ

      – Какие звуки мы произносим в начале слова юбка?  ([й’у].)

-  Какой звук слышим в слове брюки после звука [р’]   ([у])

– Если мы слышим рядом звуки [й’у], то значит, слово пишется с буквы «ю». Если в середине слова слышим звук [’у] после мягкого согласного, то пишем ю.               Слайд № 7  

(поместить звук  на звуковую ленту)

- Подумайте, рядом с какими звуковичками на ленте звуков должен встать звуковичок«ю»? Почему? (Рядом с звуковичками «е», «ё», «я», так как они обозначают два звука в начале слова.)

  Знакомство с буквами ЮюЮю

- Найдите эту букву в алфавите. Почему их четыре?

Закрепление пройденного материала.  Работа по тренажеру.       Слайд № 8       

- Поиграем, если в слове два звука поднимаем две руки. Если один звук – одну руку.

Чтение хором слогов на слайде                  Слайды № 9 - №10

- Какой прочитанный слог является словом?    (юг)

Подготовка руки к письму

Пальчиковая гимнастика      Слайд № 11 -  №13

– Рассмотрите письменную «ю», из каких элементов она состоит? (Из элементов буквы «н» и буквы «о».) 

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа в Прописи,с. 33.

Показ на слайде                             Слайд  №14,

затем учителю прописать на доске ( Дети пишут за учителем «в воздухе»

- Работа в Прописи (с. 33, первая строка).

- При письме сами контролируйте ваше написание, проводите самооценку, лучшую букву обводите цветным карандашом и старайтесь, чтобы последующие были не хуже, а еще правильней красивей, чем, обведенная буква.

Объяснение учителя с опорой на образец:

– Пишем, как букву «н», вторая часть – как буква «о». Первый элемент соединяется по-разному со вторым в зависимости от последующего соединения: нижнего или верхнего.

(Письмо первой и второй строки – «ю».)               

Шутка-физминутка        Слайд №15

Работа по учебнику.

- Прочитайте про себя выделенные слова.  Вычитайте и обратите внимание на сложные, непонятные для некоторых может быть слова.

- Поработаем с этими словами. Я зачитываю, что каждое слово обозначает, а вы догадайтесь о ком или о чём я веду речь.            Слайды 16 – 19

  • – подросток, обученный морскому делу.    (Юнга)
  • – спортсмен – юноша.                   (Юниор)
  • – песчаные холмы, передвигаемые ветром.  (Дюны)
  • – канава для стока воды вдоль дороги.    (Кювет)
  • – точка пересечения оси вращения Земли с земной поверхностью.     (Полюс)
  • -  сооружение на реке  для пропуска судов.    (шлюз)

– Прочитайте вкусное слово. (Плюшка.) 

– Прочитайте слово  на доске. (Полюшко.)     

  Чем слово поле отличается от слова полюшко  ?         

- Прочитайте слово, обозначающее предмет для игры в хоккей. ( Клюшка)

– Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос , «какой?»

 (Любимый, лютый, юный.)

- Прочитайте слова,  состоящие из трёх слогов. (любимый, полюшко, юноша, юниор)

- Докажите? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Работа с текстом в учебнике на стр 148-149.

Чтение по цепочке.

- Какие однокоренные слова вам встретились в тексте? слайд №20

- Какой частью слова различаются  слова дом. домик, домище?

Как называется часть слова, стоящая после корня?

Прочитайте на с. 149 имена подруг, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке.  

слайд №21  

- Как звучат имена девочек?(Ласково)

-При помощи какой части слова  имена стали звучать ласково?(-ушк,-юшк)

 – Подчеркните в этих именах букву «ю».

 Дайте ей характеристику.

V. Закрепление.

– Давайте подведем итоги.

   - С какой буквой познакомились? 

– Раскройте секреты буквы «ю».

слайд №22

- Почему звуковички держатся за ручки? (Ответы детей)

Закрасьте башмачки звуковичков.

- Дайте характеристику букве Ю  (Гласная. Служит для смягчения согласной.  Имеет один звук, если стоит после согласной.  А может иметь два звука, если стоит после гласной, после ъ и ь знаков, в начале предложения.)

(слайд №33)

(-Мы сегодня узнали о том, что буквы   е,ё,я,ю имеют два звука ,когда стоят в начале слова или после гласного звука.

-Мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать буквами Я,Ё,Е,И,Я ).

VI. Подведение итогов. Рефлексия. 

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания, формирование регулятивного УУД – самостоятельно оценивать результат своих действий

– Как вы чувствовали себя на уроке?

– Что вас поразило? Что огорчило?

Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…

10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.

Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради смайлик.

Синий  смайлик, если вам всё понятно было на уроке.

Зелёный смайлик, если вы сомневаетесь в чём-то, что –то сегодня не поняли.

Красный смайлик, если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...