Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему
Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 43.5 КБ |
презентация | 1.29 МБ |
приложение | 71.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму.
Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.
Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся:
- характеризовать звук [й]; прописывать букву Й в «Прописи»;
- распознавать на слух звук [й], обозначают её на письме буквой Й; находят букву в словах;
- распознавать значения многозначных слов.
Личностные:
- осваивают социальную роль обучающегося, развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения.
Ход урока:
(слайд №1)
-Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)
-С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).
- Посмотрите на слайд (слайд №2) назовите эти буквы. (а о у ы я ё и е).
- Какие это буквы? (гласные)
-Какие секреты раскрыли у гласных? (Есть гласные, которые обозначают мягкость согласного звука, а есть – твердость. Есть гласные, которые обозначают два звука: Я Ё Е).
(слайд №3)
- Прочитайте шёпотом. (стояла суровая зима всё было покрыто снегом как здорово в зимнем лесу)
-Приготовьте свои ладошки, хлопните тогда, когда закончится предложение.
Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Как здорово в осеннем лесу!
- Сколько предложений в тексте? (3)
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Как одно предложение мы отделяем от другого в устной речи? (паузой)
- Исправьте ошибки на слайде. (Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Как здорово в осеннем лесу!)
ФИЗМИНУТКА:
(слайд №4)
- Послушайте историю.
Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. (слайд №4!)
Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.
-Вы уже догадались какая тема урока? (слайд №5) (Согласный звук Й и буква И краткое)
-Какие задачи поставим перед собой на урок?
(слайд №6)
(На слайде изображены картинки: майка, чайник, гайка, лейка, чайка, йод).
- Рассмотрите рисунки. Назовите их. (слайд №6!)
- Постарайтесь запомнить их в указанном порядке.
- А сейчас закройте глаза. (перестановка картинок) (слайд №7)
- Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось?
- Картинки поменялись картинки местами.
- Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах. (слайд №7!)
(В каждом слове встречается звук [й])
- Игра. Если услышите звук [й] в слове, хлопните в ладоши.
Чайник, Марина, муравей, стой, Егор, сильный, игрок, соловей, троллейбус, Иван, лицо, йогурт.
- Кто запомнил какие имена были среди слов? С какой буквы пишутся имена людей?
-Отгадайте загадку: Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется … (трамвай) (слайд №8)
- Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук. (Трамва-й-й)
- Назовите выделенный звук.
- Верно, это звук [й]. Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?
- При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.
- Охарактеризуйте коротко звук [й]. (слайд №8!)
Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
(слайд №9)
- На какую букву похожа буква Й? (Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую)
Вместе с Вами скажем дружно,
Букву Й запомнить нужно,
Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари –
Станет краткой буква И.
(слайд №9!)
- Откроем прописи и научимся писать заглавную и строчную букву Йй.
Физминутка
(слайд №10)
- А сейчас все вместе прочитаем слова с новой буквой.
Май мой лей бой
Лай вой пей зной
Дай рой пой иней
Рой вей сей синий
(слайд №11)
- Рассмотрите картинку, найдите слова со звуком й. (поймал, гайку)
- Составьте рассказ по картинке.
-Слово гайка – ребята как вы думаете каким образом можно сделать перенос в этом слове? (слайд №11!)
Вывод: Буква Й остается на строке с предыдущей гласной.
(слайд №12)
- Игра. Собери из слогов слова.
- Соберите из слогов слова. (Незнайка, стройка, чайник, майка, муравей)
(слайд №13)
-Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните новую букву. Чертой покажите перенос. Запомните, что буква Й остается на строке с предыдущей гласной.
(Незнай-ка, строй-ка, чай-ник, май-ка, муравей)
(слайд №14) Работа по учебнику с. 35.
-В каких словах есть звук [Й']?
-Какими буквами обозначен звук [Й']?
-Запишите слова в которых есть звук [Й'] и поделите на слоги, поставьте ударение. (слайд №15)
(слайд №16)
- Прочитайте слова. В каких из данных слов, встречается звук [Й']? Ягода, сияние, ёрш.
[Й'] [А] [Й'] [А] [Й'] [Э] [Й'] [ О]
- В каком из данных слов, встречается два звука [Й']? (сияние) (слайд №17)
(слайд №18)
Подведение итогов урока:
- Что на уроке вам понравилось?
- Какая работа показалась сложной?
- Что вспомнили на уроке?
- Что на уроке вам понравилось?
(слайд №19)
- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А О У Ы Ё И Е
стояла суровая зима всё было покрыто снегом как здорово в зимнем лесу
Урок обучения грамоте, 1 класс. Программа «Школа России». Тема урока: «Буквы Й, й, согласный звук [ й , ] ».
майка чайник гайка лейка чайка йод
[й ]
Трамвай Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
ма й мо й ле й бо й ла й во й пе й зно й да й ро й по й ине й ро й ве й се й сини й
г ай-ка
Собери из слогов слова со звуком [ Й' ] Ннн Не ка знай му строй ра вей чай ник май
Незнайка, стройка, чайник, майка, муравей.
С. 35
Ягода , сияние, ёрш
Я года , си я ние, ё рш [ Й' ] [ А ] [ Й' ] [ А ] [ Й' ] [ Э ] [ Й' ] [ О ]
Итог урока Что на уроке вам понравилось? Какая работа показалась сложной ? Что вспомнили на уроке?
Спасибо за работу!!!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.
Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля...
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ Тема «Буква Ж. Звук [ж]» (Школа России)
Дети научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила; проверять написанное; научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями; ...
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
Разработка урока предназначена для учителей 1 класса, соответствует возрасту учащихся....
Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."
ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...