Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Пухтеева Юлия Александровна

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока43.5 КБ
Файл презентация1.29 МБ
Файл приложение71.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму.
Тема:
Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Научатся:

  • характеризовать звук  [й]; прописывать букву Й в «Прописи»;
  • распознавать на слух звук [й], обозначают её на письме буквой Й; находят букву в словах;
  • распознавать значения многозначных слов.

Личностные:

  • осваивают социальную роль обучающегося, развивают мотивы учебной деятельности и формируют  личностный смысл учения.

Ход урока:

(слайд №1)

-Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)

-С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).

- Посмотрите на слайд (слайд №2) назовите эти буквы. (а  о  у ы  я  ё  и  е).

- Какие это буквы? (гласные)

-Какие секреты раскрыли у гласных? (Есть гласные, которые обозначают мягкость согласного звука, а есть – твердость. Есть гласные, которые обозначают два звука: Я  Ё  Е). 

(слайд №3)

- Прочитайте шёпотом. (стояла суровая зима всё было покрыто снегом как здорово в зимнем лесу)

-Приготовьте свои ладошки, хлопните тогда, когда закончится предложение.

Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Как здорово в осеннем лесу!

- Сколько предложений в тексте? (3) 

- Из чего состоит предложение? (из слов) 

- Как одно предложение мы отделяем от другого в устной речи? (паузой)

- Исправьте ошибки на слайде. (Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Как здорово в осеннем лесу!)

ФИЗМИНУТКА:

(слайд №4)

- Послушайте историю.

Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. (слайд №4!)

Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.

-Вы уже догадались какая тема урока? (слайд №5) (Согласный звук Й и буква И краткое)

-Какие задачи поставим перед собой на урок?

(слайд №6)

 (На слайде изображены картинки: майка, чайник, гайка, лейка, чайка, йод).

- Рассмотрите рисунки. Назовите их. (слайд №6!)

- Постарайтесь запомнить их в указанном порядке.

- А сейчас закройте глаза. (перестановка картинок) (слайд №7)

- Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось?

- Картинки поменялись картинки местами.

- Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах. (слайд №7!)

 (В каждом слове встречается звук [й])

- Игра. Если услышите звук [й] в слове, хлопните в ладоши.

Чайник, Марина, муравей, стой, Егор, сильный, игрок, соловей, троллейбус, Иван, лицо, йогурт.

- Кто запомнил какие имена были среди слов? С какой буквы пишутся имена людей?

-Отгадайте загадку:           Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

                                             Ты садись и не зевай,

                                              Отправляется  …  (трамвай) (слайд №8)

- Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук. (Трамва-й-й)

- Назовите выделенный звук.

- Верно, это звук [й]. Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?

- При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.

- Охарактеризуйте коротко звук [й]. (слайд №8!)

Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

(слайд №9)

- На какую букву похожа буква Й? (Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую)

Вместе с Вами скажем дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Это буква непростая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Ты ей шапку подари –

Станет краткой буква И.

(слайд №9!)

- Откроем прописи и научимся писать заглавную и строчную букву Йй.

Физминутка

(слайд №10)

- А сейчас все вместе прочитаем слова с новой буквой.

Май            мой          лей         бой

Лай             вой           пей         зной

Дай             рой           пой         иней

Рой             вей            сей         синий

(слайд №11)

- Рассмотрите картинку, найдите слова со звуком й. (поймал, гайку)

- Составьте рассказ по картинке.

-Слово гайка – ребята как вы думаете каким образом можно сделать перенос в этом слове? (слайд №11!)

Вывод: Буква Й остается на строке с предыдущей гласной.

(слайд №12)

- Игра. Собери из слогов слова.

- Соберите из слогов слова. (Незнайка, стройка, чайник, майка, муравей)

(слайд №13)

-Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните новую букву. Чертой покажите перенос. Запомните, что буква Й остается на строке с предыдущей гласной.

 (Незнай-ка, строй-ка, чай-ник, май-ка, муравей)

(слайд №14) Работа по учебнику с. 35.

-В каких словах есть звук [Й']?

-Какими буквами обозначен звук [Й']?

-Запишите слова в которых есть звук [Й'] и поделите на слоги, поставьте ударение. (слайд №15)

(слайд №16)

- Прочитайте слова. В каких из данных слов, встречается звук [Й']?                               Ягода,               сияние,               ёрш.

[Й'] [А]    [Й'] [А]   [Й'] [Э]     [Й'] [ О]

- В каком из данных слов, встречается два звука [Й']? (сияние) (слайд №17)  

(слайд №18)

Подведение итогов урока:

- Что на уроке вам понравилось?

- Какая работа показалась сложной?

- Что вспомнили на уроке?

- Что на уроке вам понравилось?

(слайд №19)

- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу.                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : Пухтее ва Ю .А . учитель начальных классов Урок обучения грамоте, 1 класс. Программа «Школа России».

Слайд 2

А О У Ы Ё И Е

Слайд 3

стояла суровая зима всё было покрыто снегом как здорово в зимнем лесу

Слайд 5

Урок обучения грамоте, 1 класс. Программа «Школа России». Тема урока: «Буквы Й, й, согласный звук [ й , ] ».

Слайд 6

майка чайник гайка лейка чайка йод

Слайд 7

[й ]

Слайд 8

Трамвай Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

Слайд 10

ма й мо й ле й бо й ла й во й пе й зно й да й ро й по й ине й ро й ве й се й сини й

Слайд 11

г ай-ка

Слайд 12

Собери из слогов слова со звуком [ Й' ] Ннн Не ка знай му строй ра вей чай ник май

Слайд 13

Незнайка, стройка, чайник, майка, муравей.

Слайд 14

С. 35

Слайд 16

Ягода , сияние, ёрш

Слайд 17

Я года , си я ние, ё рш [ Й' ] [ А ] [ Й' ] [ А ] [ Й' ] [ Э ] [ Й' ] [ О ]

Слайд 18

Итог урока Что на уроке вам понравилось? Какая работа показалась сложной ? Что вспомнили на уроке?

Слайд 19

Спасибо за работу!!!



Предварительный просмотр:

C:\Users\tornado42\Desktop\image004.jpg

C:\Users\tornado42\Desktop\image004.jpg

C:\Users\tornado42\Desktop\image004.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Баранова Анна Викторовна Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласный звук [ч’], буква ч.

Конспект урока обучение грамоте по образовательной системе "Школа - 2100". На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания, ИКТ....

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ Тема «Буква Ж. Звук [ж]» (Школа России)

Дети научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила; проверять написанное; научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями; ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

Разработка урока предназначена для учителей 1 класса, соответствует возрасту учащихся....

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...