мастер-класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

ГМО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №5 г.Кызыла

Чудо поэзии, или Необычное в обычном

(по лирике Новеллы Матвеевой)

             Цель урока: знакомство детей с жизнью и творчеством поэтессы Новеллы Матвеевой.

            Планируемые результаты обучения:

обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять специфику стихотворного текста;
  • Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • Демонстрировать понимание прочитанного  или прослушанного  текста, определяя главную мысль и героев произведения;
  • Определять последовательность событий и составлять постой план текста;
  • Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;
  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
  • Осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы,  соотносить поступки героев с нравственными  нормами.

Основные понятия:метафора, эпитет, олицетворение, образное сравнение, поэзия, лирический герой.

Межпредметные связи:окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:песня Золушки  «Ночь, ночь новогодняя…» в исполнении Новеллы Матвеевой; песня на стихи автора «Девочка и пластилин», П.И.Чайковский «Времена года.Апрель.»; презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД

(самоопределение)

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Целеполагание

Личностные УУД

(освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу)

-Что такое чудо?

-Что испытывает человек при встрече с чудом?

-Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?

-Мы сегодня прикоснёмся к чудесному. К чуду поэзии. Какая цель урока ? Поможет  нам в этом поэзия удивительного автора-Новеллы Матвеевой.

-Необычное, небывалое,чудесное,

волшебное,фантастическое и т.д.

-Восторг, радость, счастье.

-Будем учиться слышать и видеть его. Понимать, как оно рождается.

Актуализация знаний

Познавательные УУД (умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде)

Чтобы лучше понять замысел поэтессы, изучая её творчество, следует немного познакомиться с самой создательницей стихов.

-Вы узнали некоторые факты из биографии Новеллы Матвеевой. Теперь послушайте её голос, посмотрите фотографии и скажите, какими основными качествами , на ваш взгляд, будут наделены стихотворения Новеллы Матвеевой (исполнение песни Золушки «Ночь, ночь новогодняя…»).

-Наверное , это будут очень добрые, нежные и необыкновенно красивые стихотворения.

«Открытие» нового знания детьми

Познавательные УУД (осмысление способов переработки информации, преобразования её)

Личностные      УУД

(эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать)

-Сегодня прикоснуться к прекрасному нам поможет стихотворение Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…». Давайте вспомним, какое стихотворение приоткрыло нам  дверь в мир поэзии Новеллы Николаевны.

-Послушайте песню на стихи автора.

-Мы уже проводили с вами литературные  исследования.

Сегодня нам предстоит продолжить  эту работу.Давайте попробуем почувствовать себя настоящими литературоведами и посмотреть на стихотворение Новеллы Николаевны Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» глазами самых внимательных читателей и ценителей искусства. В конце нашего разговора постарайтесь определить настроение этого стихотворения и понять, какие чувства хотела пробудить в читателе Новелла Николаевна.

(Чтение стихотворения).

Стихотворение «Девочка и пластилин».

Слушают песню «Девочка и пластилин».

Слушают стихотворение  Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…», определяют настроение этого стихотворения.

Словарная работа

Познавательные УУД  (осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения:поиск фактов и неизвестных слов)

-А теперь прочитайте  это стихотворение самостоятельно, чтобы понять, есть ли в нём слова, незнакомые вам.

Лощина-неизменность, низко расположенная долина.

Слюда-слоистый минерал, в чистом виде  выглядит как стекло Его  структура –слоистые кристаллы.

Конопатый-покрытый крапинками.

Читают текст стихотворения  с целью поиска незнакомых слов.

Слова:лощина, конопатый, слюда.

Физкультминутка

Личностные УУД (проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего  поведения).

-Закройте глаза. Попробуйте представить себе, как через мох (ваши ноздри) в легкие леса  входит воздух, как лес медленно вдыхает и выдыхает.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Первичное закрепление

Регулятивные УУД

(планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей)

-Прежде всего , давайте определим, от чьего лица общается нами автор.

-То есть все, что мы видим в стихотворении , мы видим глазами лирического героя (героини? В конце  урока попробуйте определить настроение лирической героини, а может быть, даже  её характер.

-От первого  лица: «Я прутиком разбила лёд ручья».

Самостоятельная работа с проверкой (работа в парах)

Регулятивные УУД

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно)

Коммуникативные УУД

(оформление своих мыслей в устной и письменной форме)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной и письменной форме)

Познавательные УУД

(уметь применять простейшие приемы анализа различных видов текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение , метафора), выражающие отношение автора к герою, событию)

Коммуникативные УУД

(применение навыков работы в группе , пооперационный  контроль учебной  работы, как своей , так и своего товарища).

На данном этапе проходит поисково-исследовательская деятельность

Коммуникативные УУД(построение речевого высказывания в устной форме с помощьюучителя)

Познавательные УУД

(понимание смысла текста; осмысление возможности применить первоначальные способы поиска информации)

Изобразительные средства языка.Работа в парах

-Перед работой возьмите оценочные листы и дайте диагностическую оценку тому, как вы хорошо умеете находить выразительные средства.

-Обратите внимание на особенности языка в стихотворении.Найдите высокопарное словосочетание «умерит муку». А теперь обратите внимание на характерные для разговорного  стиля слова: «конопатый», «прутик» или «стянул» (вместо «взял без спроса»). Как вы думаете, для чего автор ставит рядом эти слова, явно смешивая стили?

-Какие интересные эпитеты хочется отметить, перечитывая это стихотворение?

-«Ручей виноватый».Чем необычен этот эпитет?

-Образное сравнение-сравнение, в котором присутствуют два объекта (сравниваемый и тот, с которым сравнивают).

Давайте обратим наше внимание на обилие образных  сравнений. Найдите их.

-А сколько здесь интересных сравнений, связанных со льдом!Найдите их!

-А сейчас попробуем в тексте стихотворения найти метафоры.

Итак, где же в стихотворении метафора?

-Каким воображением , какой наблюдательностью должен обладать лирический герой Новеллы Матвеевой, чтобы точно почувствовать этот нежный момент рождения весны!

А ведь это не просто весна! Не просто природа.Это живой организм.Используя приём олицетворения, поэтесса заставляет нас поверить в чудо-в чудо рождения Весны. Давайте и мы сейчас попробуем вместе с Новеллой Николаевной почувствовать жизнь природы. Найдите в стихотворении моменты, где автор использует приём олицетворения.

Осуществляют предварительную  оценку в оценочных листах.

-Видимо, поэтесса , любуясь природой, преклоняется перед ней, перед временем. И одновременно Новелла Николаевна чувствует природу, видит в ней своего друга.

-«Сочащийся надрез», «снег конопатый», «ручей виноватый».

Здесь о ручье поэтесса говорит, как о провинившемся ребёнке, используя приём олицетворения.

-Ручей протягивает свою струю-руку для того, чтобы «стянуть…кусок коры, хвоинку-что-нибудь, что первых поисков умерит муку».Мы видим, как ручей волнуется, испытывает чувства, словно он живой.И лес дышит «ноздрями мха».Или вот ещё:»Краснеет  пня сочащийся надрез…».Создается ощущуение раны в теле живого существа.

- «Ручей надбил  скорлупу льда», «лёд на воде не толще паутины».

-Лучи в ветвях плетут свои корзины». (Солнечные блики автор сравнивает с корзинками.)

Работа с текстом после чтения

Личностные УУД

(оценивают жизненные ситуации с точки зрения эстетических  ценностей)

Познавательные УУД

(использование разных видов чтения:сплошного , выборочного, с комментированием)

Коммуникативные УУД

(поиск ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и различной информации)

Регулятивные УУД

(оценка правильности выполнения дейстия на уровне адекватной ретроспективной оценки)

-Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и попробуем почувствовать, как на твёрдый снежный наст падают капли воды.

-Попробуйте понаблюдать, как при помощи обилия звуков [у] автор заставляет нас почувствовать переживания, муку ручья, стремящегося вырваться на волю из ледяного плена.

-Вместе с необыкновенно мягкими лирическими нотками в стихотворении явно чувствуются динамичность, радость.Как вы думаете, почему?

-Действительно , в стихотворении чувствуется присутствие двух настроений: необыкновенной нежности и любви поэтессы к всему лирическому герою, с одной стороны, и бодрого, этакой игривостью, с другой.

-Возьмите снова оценочный лист и дайте оценку своей работе.

-Можно ли по этому стихотворению создать фильм, или автор изображает застывшую картинку?

Перечитывают стихотворение с целью поиска аллитерации.

-Снег-г-г, слюд-д-да, капелл-ь-л-ль.Так и слышится: «Динь-диль-дон».

-Стяну-у-ть, у-у-мерит му-уку , протяну-у-ул ру-у-уку.

Высказывают свои предположения.

Дети осуществляют самооценку и фиксируют конечный результат своей работы по выявлению выразительных средств.

-Это не застывшая картина.Здесь можно создать несколько кадров с описанием, но здесь есть и повествование.Например, когда писательница рассказывают о ручье.

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД

(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

Личностные УУД

(формирование личного  (эмоционального) отношения к окружающему миру)

Познавательные УУД

(использовать простейшие приёмы анализа различных  видов текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план)

-Тогда давайте попробуем смонтировать фильм к этому стихотворению.

-Итак, какие строки нам помогут создать первый кадр?

-Какое название можно дать этому слайду?

-Какие  слова мы выделим голосом?

-Давайте подберём нужную картинку для этой части фильма.

Второй кадр «Ручей».

-Где в этом отрывке следует поставить логическое ударение?

Ответы детей.

-«В лощинах снег, слоистый, как слюда, от падающих капель конопатый».

-Слоистый, конопатый.

Детям предлагается для обсуждения несколько зарисовок «Снег в лощине». После обсуждения всех «за» и «против»  выбирается картинка, наиболее соответствующая авторскому тексту.

Коммуникативные УУД

(оформление при ответе на вопрос своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание , рассуждение) с опорой на авторский текст)

Смотри!-ручей надбил скорлупку льда.

 И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

 Уже струю он протянул, как руку.

Кусок коры, хвоинку-что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку.

-Прежде  чем подобрать картинку к этому сюжету, давайте определим характер ручья. Кого он вам напоминает?

-При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только «вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.
-При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.

-Автор обращается к кому-то, говоря:»Смотри!». Как вы думаете , кто этот «кто-то»:ещё один персонаж стихотворения, которого нам нужно поместить на нашем слайде, или это мы-внимательные читатели этого произведения? (Выбор картинки из предложенной серии).

ТРЕТИЙ  КАДР «ПЕНЬ».  «Краснеет  пня сочащийся надрез».

Четвертый  кадр «Лучи в ветвях».

«Лучи в ветвях плетут свои корзины».

-Надбил, спрятался, стянуть, протянул.

-«Надбил скорлупку»-вылупляющийся птенец; «хотел стянуть…что-нибудь, что первых поисков умерит муку»-несмышленый любопытный малыш.

-Скорее всего, поэтесса обращается к нам. Её преполняют эмоции, и она непременно хочет поделиться ими с читателями.

Детям предлагаются картинки, где пень изображён ранней весной, летом, зимой, осенью.Ученики объясняют, на что они ориентируются, выбирая  картинку. Детям предлагаются картинки, с изображением деревьев, освещенных солнцем.Ориентируясь на содержание и настроение стихотворения, учащиеся выбирают картинку.

Пятый кадр «Мох в лесу». «Ноздрями мха свободно дышит лес».

-Здесь сначала давайте попробуем нарисовать словесную картинку, а потом выберем подходящее изображение для нашего фильма.

-Почему поэтесса выбрала слово «свободно»?.

Шестой кадр «Лёд на воде». «Лёд на воде не толще паутины».

-Опять поэтесса возвращается к воде, к ручью. Может быть, стоит повторить второй слайд?

Седьмой кадр «Бери весну, ручей».

«Я прутиком разбила лёд ручья:бери весну, ручей,-она твоя!».

-Как вы думаете, что хотела  сказать Новелла  Николаевна словами «разбила лёд…бери  весну, ручей…?».

-Может  быть, здесь мы подберём две картинки? Первую  предложу вас сама:картинка с ломающимся льдом ручья.

А вот  вторую  придумайте сами.

-Если  на  всех слайдах  фильма  были  изображения  природы самой ранней  весной, то последняя  картинка, наверное , должна показывать весну, набирающую  силу, уверенно шагающую по земле.

Ответы детей.

-Нет, не стоит.Он  здесь не подходит, т.к. в первом случае делался упор на саму воду ручья, а в картинке второго слайда мы хотели показать игривое настроение любопытного  малыша-ручейка.

-Лирический герой (героиня) как  бы  прорубила  стену, распахнула окошко, впуская весну.

-Весна.Может быть, большая вода.

Дети просматривают весь созданный «фильм» под музыку  П.И.Чайковского  «Времена года».Апрель».

Использованная литература:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...