Урок по обучению грамоте в 1 классе по теме: « Звуки [Д], [д'], буквы Д, д».
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Интересный и занимательный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха  «Лицей»

                                                 

                                                       

 Урок по обучению грамоте в 1 классе

по теме: « Звуки [Д], [д'], буквы Д, д».

Учитель: Ларионова Марина Александровна

Тип урока: урок объяснения нового материала. Урок-игра.

Формы организации урока:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • дифференцированная
  • коллективная

Методы обучения: практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты:

предметные:

  • познакомить учащихся с согласными  звуками [д] и [д'] и буквой Дд для их обозначения
  • формировать навык звуко - слогового анализа
  • формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами
  • формировать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слов, предложений и коротких текстов

метапредметные:

УУД:

  • регулятивные : понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль  и  самооценку  учебных действий
  •      познавательные : выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, ориентироваться  в предложенном материале, развивать фонематический слух учащихся; развивать познавательные процессы (мышление, воображение, внимание)
  • коммуникативные : продолжать  развивать  у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре, умение аргументировать своё предложение; расширять кругозор учащихся

личностные:

  • формировать интерес к родному языку
  • создавать доброжелательную творческую атмосферу при работе в коллективе
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Оборудование:

  • образцы букв “Д”, “д”,
  • аудиозапись из м/ф «Кузя»,
  •  звуковой веер (для каждого ученика)
  • мягкие игрушки
  • толковый словарь Ожегова
  • электронное приложение к учебнику, проектор, экран, компьютер

Ход урока

1.Организационный момент.

На места все тихо сели

На меня все посмотрели.

2.Сообщение темы и целей урока.

(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА из м.ф. «Домовенок Кузя»)

Вы  узнали эту мелодию? из какого м.ф.? Правильно . А кому нравится смотреть этот м.ф.? Каких героев вы знаете?

 Ребята, расскажу вам по секрету, к нам в гости приехали герои этого м.ф., но они никак не хотят выходить , пока  не отгадаем загадку. Отгадаем?

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Заботливый и добрый,

Но бывает злым порой? -

Существо то ... (домовой).-хором произнести.

Домовенок.

Какой первый звук вы услышали в слове – Домовенок?(д)

- Произнесите этот звук громко

-Что можно сказать о звуке (д) в этом слове?. (Согласный, так как при произнесении воздух встречает препятствие. Твердый . Звонкий, так как образован при помощи голоса,-  -проверим, закройте ушки-ддд)

-Но наш домовенок к нам пришел не один, а со своим другом. Кто это? Девочка Наташа. Скажите хором-девочка.

-Что можно сказать о первом звуке в слове девочка    [д']? (Согласный, мягкий, звонкий)

Ребята, наши гости приехали посмотреть и узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Расскажите им, пожалуйста.

Чему будем учиться?

Что узнаем?

Что будем развивать?

С какими звуками поработаем ?

 С дороги гости устали, да и мы засиделись. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем снимать усталость и поднимать настроение.

Физминутка Зверобика

Эл.приложение ОГ.

3.Изучение нового материала.

Ребята, Домовенок мне по секрету сказал, что очень любит играть

Давайте поиграем с ним.

Игра  « Поймай звук»

Приготовьте звуковые веера.

- Какие карточки нам потребуются? (Нам потребуются карточки для обозначения согласного  твердого звука[д] син.  и согласного  мягкого звука[д']).  зел.).

-  (эл.приложение-картинки)

Я показываю картинку на экране, вы называете слово, а ловите звук и определяете, где он находится в слове и какой он- твердый или мягкий?

Какой  буквой обозначаются Звуки [д], [д']?

Экран-печатная буква Дд,

 Карточка-на доске Дд.

Откройте тетради для печатания, показ на экране-образец печатания. 

А теперь вы пропечатайте букву Д. Следить за посадкой.

- Ребята, на что  похожа буква? (на домик)

А кто прочитает стихи про эту букву…( стихи из Читалочки )

- Изобразите букву Д с помощью пальчиков.

-А как еще можно изобразить?(с помощью палочек, карандашей)

-Встаньте, покажите букву Д.

Физминутка.

Кузька - славный  домовой, (обе руки вперед, показываем жест, что все хорошо)
 Подружись – ка ты со мной! (вперед  руки, раскрыв ладонь, с наклоном  вперед) 
Сосчитаю до пяти, (шаг на месте)
Кузька, прятаться иди!(шаг на месте, вокруг себя)
Раз, два, три, четыре, пять,(приседание)
Кузька, я иду искать!(шаг на месте)

Мне на ушко Кузя и Наташа шепнули, что хотят послушать как вы умеете читать.

Работа с азбукой .

Экран-слоги

Давайте разделимся по вариантам-1,2,3.

1 вариант будет читать слоги  с доски. Кто будет выполнять этот вариант?

2 вариант читать в азбуке слова

3 вариант-читать в азбуке текст

Кто будет выполнять 2 вар ,а кто 3?

Жужжащее чтение.

Проверка чтения.

1 вар. Кто хочет прочитать слоги? А остальные  пальчиком следят за чтением. Аплодисменты.

        

Игра “Дополнить слоги до слов”.

Да-вода,звезда

До-дочка, долька

Ду-иду, дудочка

Ды-дыра,дыня

Ди-водитель, динозавр

Де-декабрь, день

На экран-чистоговорка.

 

Прочитай те  чистоговорку, четко проговаривая звуки.

Да-да-да-большие города

До-до-до-взяли ноту «до»

Ду-ду-ду-с песенкой иду

Ды-ды-ды-набрали воды

Ди-ди-ди-хоровод води

Де-де-де-у деда в бороде

2 вар. Кто прочитает слова 1-го столбика? Сравните их. Что в них общего? (Одинаковая часть слова-вод и эти слова близкие по смыслу )

Кто прочитает слова 2-го столбика? Сравните их. Что в них общего? (Одинаковая часть слова-труд и они близкие по смыслу)

 Как называют слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть слова?-Родственные слова.

 Прочитайте односложные слова, двусложные,трехсложные.

А кто знает, что такое водопад?  

А если не знаете значение слова, то куда надо обратиться?

(в толковый словарь).

На какую букву откроете словарь?

Составьте предложения со словами.

Аплодисменты.

3вар.Кто прочитает  текст? Чтение по абзацам.

О чем говорится в тексте? (о работе водолазов)

Кем работает папа у Нади и Димы?

Какую работу они выполнили?

Где теперь идут поезда?

Закройте азбуку.

Вот Домовенок принес пословицу, но он не знает ее смысл.

Работа с пословицей. Делу время, потехе час.

Что такое потеха? Это развлечение.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Делам следует уделять больше времени и внимания, чем развлечениям и забавам.

А нам она подходит? Кто уделяет делам больше времени времени, чем развлечениям?

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Домовенок  шепчет мне на ушко, им пора уходить.

Чему мы научили сегодня Кузю и Наташу? Что узнали?

Что получилось? Что понравилось? Кто порадовал на уроке?

Звучит фонограмма «Домовенок Кузя» . Игрушки исчезают.

Ребята, посмотрите у вас на партах лежат шаблоны домовят. Кто считает, что сегодня очень хорошо  поработал на уроке, урок ему очень понравился, нарисуйте улыбку на  лице домовенка.

Кто считает, что испытывал затруднения на уроке и ему не очень понравилась работа на уроке, не рисуйте  улыбку на лице.

Раскрасьте домового. Поднимите.

Молодцы. Аплодисменты.

 Надеюсь, что этот домовенок станет вашим счастливым талисманом. Я дарю его вам.

Вы сегодня все потрудились очень хорошо. Меня порадовали. Спасибо.

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

открытый урок по обучению грамоте 1 класс Е. Благинина "Посидим в тишине". Буквы М м, звуки [ м ] [м*]

Интегрированный урок по обучению грамоте   1 класс Е. Благинина "Посидим в тишине". Буквы М м, звуки [ м ] [м*]...

Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т

Учащиеся  знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье...

Презентация по обучению грамоте и письму по теме "Звуки [з] [з,], буквы З, з".

Презентация по обучению грамоте и письму по теме "Звуки [з] [з,], буквы З, з"....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...