Конспект урока + презентация "А.С. Пушкин "Евгений Онегин" " (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Трапезникова Надежда Александровна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s._pushkin_evgeniy_onegin._4_klass_pnsh.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Туманова Л.Д. __________

Методист: Галиуллина Н. К. __________

Студентка: Трапезникова Надежда, 34 гр.

Тема урока «Александр Пушкин. Евгений Онегин (отрывки):

“В тот год осенняя погода..” и “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…” ».

Цель: познакомить учащихся с годами жизни поэта и отрывками из романа «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…»,  «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.
  • Предметные: познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в отрывках романа «Евгений Онегин», формировать навыки анализа текст; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.

Оборудование: учебник ПНШ Чуракова Н.А, 4 класс, 2 часть; компьютер; аудиозапись; видеозапись.

Этап, методы и приемы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

Метод: словесный

Прием: подводящий монолог

1 мин

Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Надежда Александровна. Сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.  Я рада познакомиться с вами и очень хочу начать работу!

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Личностные -воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

Мотивационный этап

Метод: наглядно-словесный

Прием: работа с чистоговоркой

3 мин

А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Чистоговорку). 

Варежки у Вали,

Валенки у Вари.

Прочитайте про себя. Теперь давайте прочитаем ее медленно по слогам хором.

Ва-реж-ки у Ва-ли,

Ва-лен-ки у Ва-ри.

Теперь давайте прочитаем эту чистоговорку целыми словами в среднем темпе хором. Давайте прочитаем теперь быстро. Помните, что звуки должны произноситься четко и внятно. Теперь есть желающие индивидуально прочитать чистоговорку.

Отвечают на вопрос

Читают чистоговорку про себя, по слогам хором

Читают чистоговорку в среднем темпе хором

Индивидуальное чтение чистоговорку

Регулятивные: выполнять по предложенному учителем плану

 

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: словесный

Прием: беседа

Метод: наглядный

Прием: просмотр видеофрагмента

Метод: словесный

Прием: анализ стихотворения

Метод: словесно - практический

Прием: выборочное чтение

2 мин

6 мин

15 мин

 

Ребята, посмотрите на слайд. Вы знаете кто это? (Это портрет А.С. Пушкина). Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Знакомиться с творчеством поэта). Тема сегодняшнего урока отрывки из романа «Евгений Онегин». Какие цели перед собой поставим на этот урок? (Опора на слайде).

На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом. С какими произведениями Александра Сергеевича вы уже знакомы? Назовите их. («Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…» и т.д.)

Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором.

По словам современников, А.С.Пушкин был небольшого роста, в детстве у него были белокурые курчавые волосы, потом они стали тёмно-русыми, глаза были голубые, кожа – светлая.                                                                                                               В то время очень модно было французское воспитание: маленький Саша говорил и читал только по-французски. В детстве А.С.Пушкин был очень подвижным, шаловливым мальчиком, обладал необыкновенным умом и памятью. А сейчас посмотрим фрагменты фильма «А.С.Пушкин». Будьте очень внимательны.

Просмотр фильма о детстве поэта с последующими ответами на вопросы:

- Где родился А.С.Пушкин? (В Москве)

- В какой семье рос будущий поэт? (В дворянской)

- У кого учился маленький Саша русскому языку?  (У дяди Никиты Козлова, няни Арины Родионовны и у бабушки Марии Алексеевны)

- Во сколько лет его отправили учиться в Царскосельский лицей? (В 12 лет)

Послушайте внимательно первый отрывок. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их?

Какой тип рифмовки используется в первом четверостишии? (перекрестная рифма) – спросила Евдокия Васильевна. – А во втором? (парная) В третьем? (охватная) В заключительном двустишии? (парная)

Прочитайте вопрос Кости на стр.128. А как думаете вы? Прочитайте 1 абзац на стр.129. Как же нужно читать данную строфу? Можно ли сделать паузу в конце первого четверостишия? А в конце третьего? Давайте проверим это. Прочитайте, что заметил Миша: все как-то перетекает одно в другое, как-то плавненько, незаметно. Даже непонятно, где какая часть. Все - единое целое. Костя напомнил, что все вместе одна строфа. Вы согласны с Мишей и Костей? А вот Маша думает, что здесь две смысловые части. Сначала – ожидание зимы и первого снега. Потом – то, что Татьяна видит из окна. Вы согласитесь с Машей? Давайте перечитаем текст и выделим части.

Рассматривают потрет А.С.Пушкина

Формулируют цели урока

Слушают биографию А.С.Пушкина

Просматривают видеофрагмент из фильма «А.С. Пушкин»

Отвечают на заданные вопросы по просмотренному видеофрагменту

Слушают аудиозапись отрывка «В тот год осенняя погода..»

Делятся впечатлениями, анализируют отрывок из романа

 

Коммуникативные: умение излагать свое мнение,

Регулятивные: постановка и формулирование цели урок

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Коммуникативные:

отвечать на вопросы по содержанию

литературного текста

Коммуникативные: уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли;

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами

Физ. минутка

1 мин

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Повторяют движение

Решение частных учебных задач

Метод: словесный

Прием: анализ произведения

Метод: словесный

Прием: работа с незнакомыми словами

Метод: словесный

Прием: выборочное чтение

15 мин

Слушаем второй отрывок из романа А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”. Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть. Почему? На 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Давайте найдем устаревшие слова и объясним.

Дровни  –  крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

Кибитка – крытый экипаж, повозка.

Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

Тулуп – долгополая меховая шуба.

Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Сколько смысловых частей в этой строфе? Маша считает, что их три. Вы с ней согласитесь?

Проверьте, каким типом рифмовки поэт пользуется в первом (перекрестная), во втором (парная), в третьем (охватная) четверостишиях и в заключительном двустишии (парная). А рифмуются ли заключительные две строчки? Порядок использования рифмовок в этом отрывке такой же, как и в предыдущем?

В этой строфе три разные картинки, героями которых являются три наездника и три лошадки, - сказала Евдокия Васильевна. Для создания каждой картинки поэт выбрал именно такой, а не другой тип рифмовки. Кто сможет объяснить почему? В этом стихотворном отрывке перед нами три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. Для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итог, характер.

Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывками из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?        Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу “онегинская строфа”. Сколько строчек составляет строфа, названая “онегинской”? (14).

Сейчас я вам предлагаю выбрать один из отрывков и прочитать его выразительно, а дома выучить наизусть.

Слушают аудиозапись отрывка «Зима!.. Крестьянин торжествуя..»

Находить устаревшие слова и объяснять их

Анализировать стихотворение

Выбрать понравившийся отрывок, прочитать выразительно

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Личностные: строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге

Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

Итог урока

2 мин

Наш с вами урок подходит к концу. Как называется произведение, отрывки из которого мы читали? Кто его написал? Что нового узнали? Достигли поставленной цели?

Урок закончен. До свидания!

Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями

Отвечают на вопросы

Регулятивные – анализировать собственную и мою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация "Значение лесов" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока + презентация С.Есенин."Черемуха" (УМК "Начальная школа XXI" 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

Конспект урока "И.С.Никитин "Русь", УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс

В АРХИВЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА....

План-конспект урока по окружающему миру по программе «Начальная школа XXI века» 2 класс. Учитель: Терентьева Т.А.

Тема:  «Города России. Москва» Цель - создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению понятия столица. Задачи:предметные - систематизироват...