Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой Образовательной системы "Школа 2100". Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ «Средняя школа № ___
»
от № П
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
4 класс, 102 часа (3 часа в неделю)
Программу составила
Кокорева Ю.А.,
учитель начальных классов
г. Дзержинск
2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе ООП НОО школы, авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательной системы «Школа 2100» (Сборник программ. Начальная школа - М.: Баласс, 2011). Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и обеспечена учебниками «В океане света» для 4 класса, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по три часа в неделю (102 часа в год).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Раздел 1. «Произведения современной детской литературы разных жанров» - (7 ч)
Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (17 ч)
Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (30 ч)
Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (48 ч)
Произведения современной детской литературы разных жанров. (7 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. (17 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.
Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока (общий) | № урока в разделе | Тема урока | Дата | ||
Планируемая | Фактическая | Коррекция | |||
Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». Знакомство с понятиями «библиография», «пролог». | 02.09 | 02.09 | |||
Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (7 часов) | |||||
Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». | 05.09 | 05.09 | |||
Начало удивительных событий. Фантастическая повесть Е. Велтистова «Приключения Электроника», гл. 1. Создание иллюстраций. | 06.09 | 06.09 | |||
Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3. Образ главного героя. | 09.09 | 09.09 | |||
Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4. Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | 12.09 | 12.09 | |||
Смешные стихи о серьёзных вещах. Знакомство с понятиями «баллада», «эпитет». Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». | 13.09 | 13.09 | |||
Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). | 16.09 | 16.09 | |||
Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе. | 19.09 | 19.09 | |||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов) | |||||
Зарождение литературы. Знакомство с понятиями «летопись» и «летописцы». А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 20.09 | 20.09 | |||
«Повесть временных лет». «Расселение славян». Анализ произведений. | 23.09 | 23.09 | |||
Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Возникновение письменности. Наблюдение над языком художественных произведений. | 26.09 | 26.09 | |||
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Выразительное чтение прозаического текста. | 27.09 | 27.09 | |||
Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? «Поучение» Владимира Мономаха детям. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице». | 30.09 | 30.09 | |||
Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. | 03.10 | 03.10 | |||
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Наблюдение над языком художественных произведений. | 04.10 | ||||
Обобщение по теме: «Древнерусская литература». Проверочная работа. | 07.10 | ||||
Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Автобиография «Детские годы Багрова внука», гл. 1. | 10.10 | ||||
Традиция семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова внука», гл. 2–3. | 11.10 | ||||
«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. | 14.10 | ||||
«Детское чтение для сердца и разума» - нравоучительные статьи Н.И. Новикова, их особенности. | 17.10 | ||||
Р/р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | 18.10 | ||||
Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | 21.10 | ||||
Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. | 24.10 | ||||
Проверочная работа. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. | 25.10 | ||||
Внеклассное чтение. Книги о книгах. Автобиографические книги. Писатели о себе. | 28.10 | ||||
Раздел 3. Детская литература XIX века (30 часов) | |||||
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»). | |||||
Характерные особенности жанра басни И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом». Выразительное чтение наизусть. | |||||
Характерные особенности жанра басни И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом». Выразительное чтение наизусть. | |||||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 1. | |||||
А. Погорельский «Чёрная курица...». Нелёгкий путь в подземное царство, ч. 2,3. | |||||
А. Погорельский «Чёрная курица...» Встреча с подземными жителями, ч. 4, 5. Составление плана произведения. | |||||
А. Погорельский «Чёрная курица...» Главный герой сказки, ч. 6. | |||||
Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки, ч. 1–3. | |||||
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом, ч. 4–6. | |||||
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона, ч. 7–9. | |||||
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон, ч. 10–15. Работа с эпитетами, сравнением. | |||||
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал). Устные рассказы о героях. | |||||
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». | |||||
Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Анализ произведения. | |||||
Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). | |||||
Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне». Обобщение. Литературные сказки писателей. Проверочная работа. | |||||
Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем. | |||||
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова внука». Выборочный пересказ текста. | |||||
Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова и Ф. Тютчева. Средства выразительности в стихотворениях. | |||||
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Дедушка Мазай – добрый охотник. Характеристика с помощью цитат из текста. | |||||
Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги. Л.Н. Толстой как учитель. Сказка «Два брата». | |||||
Непростые простые тексты. Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». | |||||
Практикум «Учусь читать художественную прозу». | |||||
Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» «Столица и губернский город». Первое знакомство с Родиной. К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». | |||||
Как помочь детям полюбить свою родную землю? К.Д. Ушинский «Наше Отечество». Сочинение - подражание Ушинскому. К.Д. Ушинский «Жалобы зайки». | |||||
А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1–3). | |||||
А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? «Я уже совсем здорова!» (ч. 4–6). | |||||
Обобщение. Проверочная работа. Литература XIX века. | |||||
Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | |||||
Раздел 4. Детская литература XX века (48 часов) | |||||
Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8). | |||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. | |||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. | |||||
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. | |||||
Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». | |||||
Гимназисты Корнея Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон». | |||||
Обэриуты. Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова и А. Введенского. | |||||
Внеклассное чтение. Современные чудаки. | |||||
Путешествие 10. Вокруг Маршака. С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем». | |||||
Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4). | |||||
Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8). | |||||
Мудрость сказки Е. Шварца. | |||||
Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему». | |||||
Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н. Толстой «Фофка». | |||||
Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А.Н. Толстой «Кот сметанный рот». | |||||
Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель. | |||||
Так кто же он – Михаил Пришвин? Статья С.Я. Маршака «Сила жизни С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор». | |||||
Обобщение Проверочная работа. | |||||
Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках. иллюстраторах). | |||||
Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий». А. Барто «Снегирь». | |||||
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти | |||||
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4) | |||||
Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» | |||||
Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?» | |||||
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети». | |||||
А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2). | |||||
А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4). | |||||
А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч. 5). | |||||
Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача». | |||||
Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка». | |||||
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова. | |||||
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | |||||
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. | |||||
Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской и Э. Успенского. | |||||
Стихи Саши Чёрного, Н. Матвеевой и В. Долиной. | |||||
Миниатюры Г. Цыферова. Р/р. Создание собственных миниатюр. | |||||
Практикум «Учусь читать лирический текст». | |||||
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2). | |||||
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3–5). | |||||
Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 6–8). | |||||
Обобщение Проверочная работа. | |||||
Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». | |||||
Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!» | |||||
Интервью с Тимом Собакиным. Стихи и проза Тима Собакина. | |||||
Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. | |||||
Проверка читательских умений. Техника чтения. Книги на лето. | |||||
Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8). | |||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...
Литературное чтение. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 2 класс. ФГОС
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с пояснительной запиской, с указанием характеристики деятельности обучающихся и УУД...
Рабочая учебная программа по литературному чтению 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образован...
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс разработано в соответствии ФГОСТ...
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...