Рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхнезаимская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:
Директор МБОУ Зам. директора по УР на заседании МО
«Верхнезаимская СОШ»
/_______/_____________ /_______/_____________
«_____»__________ 2011г. «_____»__________ 2011г. «_____»_________2011г.
Рабочая учебная программа
Байдашина С.Н. (уч. нач. кл, I категория, пед. стаж 13 лет)
по литературному чтению для 1 класса
на 2011-2012 уч. год
(Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» в 2 частях: Учебник для 1 класса, Москва: Издательство «Просвещение», 2011. –78 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
с. Верхняя Заимка 2011- 2012 уч.г.
Пояснительная записка
Статус документа.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом издательства «Просвещение» является «Школа России».
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса МБОУ «Верхнезаимская СОШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель рабочей программы.
Создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной подготовки ученика для дальнейшего обучения. Реализация в процессе обучения первой цели связана, прежде всего, с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета
- конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в об учении младших школьников. Он формирует общеучебный на вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи вает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следу ющих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе ственных произведений; формирование эстетического отноше ния к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко ле имеет большое значение в решении задач не только обуче ния, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является фор мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру жающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повыша ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра вочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осоз нать себя грамотным читателем, способным к использова нию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинаю щего читателя обращается на словесно-образную природу ху дожественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту по этического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множе ство важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения уст ного творчества народов России и зарубежных стран, произ ведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драмати ческие произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нрав ственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьни ков читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как ис точником различного вида информации и формирование би блиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (уме ние читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меня ются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируют ся приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания про читанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения слов и предложений, осва ивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и го ворить) проводится параллельно с обучением чтению. Со вершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказыва ния, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и класси ческих) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно по полняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художе ственные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропе девтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литератур ного произведения, об основных жанрах литературных произ ведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», срав нение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музы кальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдви гается художественный образ (без термина). Сравнивая художе ственный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство соз дания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе прово дится в объёме, который позволяет детям почувствовать целост ность художественного образа, адекватно воспринять героя про изведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художествен ного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащим ся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизнен ный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспе чивает полноценное восприятие литературного произведе ния, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (от рывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочине ния, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произ ведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со
своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание курса.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после довательности событий, осознание цели речевого высказыва ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых уме ний и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художествен ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе ние целей создания этих видов текста. Умение ориентировать ся в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на званию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли про изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз ными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник не обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси, начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти тульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опо рой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстратив-ный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда ния (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру гой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: свое образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотнесение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания про читанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на приме ре народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспро изведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рас сказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием худо жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и собы тия. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, харак тер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыс лей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавли вание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавли вание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг менту: характеристика героя произведения (выбор слов, вы ражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру по ступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю жета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотнесе ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком ство с простейшими приёмами анализа различных видов тек ста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание не большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произ ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных на родов (малые фольклорные жанры, народные сказки о жи вотных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушки на, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и дру гих классиков отечественной литературы XIX—XX вв., клас сиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, при ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помо щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве дения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите ратурная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны ми средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творче ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз личными способами работы с деформированным текстом и ис пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 1 класса
Учащиеся должны:
— осознанно читать произведения доступного объёма, по степенно переходя от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (индивидуальный темп чтения), постепенно увеличивать темп чтения (до 40 слов в минуту к концу учебного года);
— соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чте ния;
— понимать вопросы к тексту и уметь правильно отвечать на них;
— называть действующих лиц прочитанного или прослушан ного произведения;
— заучивать небольшие стихотворения (с помощью учителя);
— отгадывать загадки с опорой на отгадки, помещённые в учебнике;
— уметь отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Класс: первый
Учитель: Байдашина С.Н.
Количество часов
Всего 40 часов; в неделю 4 часа
Плановых контрольных и проверочных уроков ч, тестов ч.
Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Учебники:
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» в 2 частях: Учебник для 1 класса, Москва: Издательство «Просвещение», 2011. –78 с.
Дополнительная литература:
Название, автор, издательство, год издания:
Календарные сроки | № уроков | Тема, количество часов 1 | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся 4 | |
Освоение предметных знаний 2 | Универсальные учебные действия 3 | ||||
Вводный урок (1ч) | Знакомство с учебником по литературному чте нию. Система условных обозначений. Содержа ние учебника. Словарь | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. 3.Познавательные. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа 4. Коммуникативные. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Предполагать на основе названия содержание главы. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. | Работать со словарем Находить в словаре непонятные слова Ориентироваться в учебнике. | ||
Жили-были буквы (7 ч) | |||||
Загадочные буквы Учебник с.4-8 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: вол шебные превращения. «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Риф ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Прогнозировать содержание раздела. 3.Познавательные. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас сказ. Объяснять смысл названия рассказов. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. 4. Коммуникативные. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художе ственного произведения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. произведения и свой читатель ский и жизненный опыт. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображе нии различных героев. Читать стихи наизусть. | Размышлять о том, кто и как может «оживить» буквы Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. | ||
Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква А» Учебник с.9-10 | Четко и правильно произносить все звуки, плавно читать, соединяя слоги в слова | ||||
Черный С. «Живая азбука» Учебник с.11-13 | Красиво и правильно читать, самое главное – понимать смысл прочитанного Различать разные по жанру произведения | ||||
Сапгир Г. «Про медведя» Учебник с.14-15 | Наблюдать за словами и их звучанием Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. | ||||
Бородицкая М. «Разговор с пчелой» Гамазкова И. «Кто как кричит» Учебник с.16-17 | Убеждать собеседника, что подбор слов в стихотворении с определенным звуком помогает оживить картину. | ||||
Гамазкова И, Григорьева Е. «Живая азбука» Маршак С. «Автобус номер двадцать шесть» Учебник с.18-21 | Называть профессии на буквы алфавита | ||||
Из старинных книг. Разноцветные странички. Учебник с.22-27 | Слушать произведение, делать вывода и обобщения. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. | ||||
Проекты «Создаём город букв» Учебник с.28 | |||||
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) | |||||
Чарушин Е. «Теремок» Учебник с.29-37 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказ ки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказ ки на основе картинного плана. Инсценирова ние. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий ские народные песенки. Герои песенок. Сравне ние песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Прогнозировать содержание раздела. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно, оценивать свои достижения 3. Познавательные. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа Читать известную сказку плавно, целыми слова ми, при повторении — читать выразительно, вос принимать на слух художественное произведение. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произве дения. 4. Коммуникативные. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Подби рать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параме трам. Анализировать представленный в учебнике кар тинный план. Называть героев сказки и причины совершае мых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе кар тинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. | Читать слова, верно выделяя ударный слог Определять последовательность событий. Сравнивать разные произведения на одну тему. | ||
Русская народная сказка «Рукавичка» Учебник с.38-41 | Выявлять особенности народных и авторских сказок. Читать выразительно и пересказывать текст. | ||||
Загадки, песенки, потешки Учебник с.42-45 | Отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл. | ||||
Англий ские народные песенки: Небылицы. «Рифмы Матушки Гусыни», Учебник с.46-47 | Правильно выбирать интонацию для чтения небылиц | ||||
«Король Пипин», «Дом, который построил Джек» Учебник с.48-51 | Учиться делать паузу, для более выразительного чтения произведений | ||||
Пушкин А.С. Сказ ки(отрывки) Учебник с.52-53 | Читать сказки самостоятельно | ||||
«Как хорошо уметь читать» Учебник с.54-57 | Работать с текстом, правильно находить нужные отрывки, читать выборочные отрывки. | ||||
Обобщение по разделу Из старинных книг. Учебник с.58-62 | Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». | ||||
Апрель, апрель. Звенит капель! (5 ч) | |||||
Майков А., Плещеев А., Белозеров Т. Стихи о природе. Учебник с.63-66 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела, выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле щеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихо творного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Прогнозировать содержание раздела. Оценивать свой ответ в соответствии с образ цом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. 3.Познавательные. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа Читать вслух лирические стихотворения, пере давая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препина ния в конце предложения. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы вать свои сравнения. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике 4. Коммуникативные. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Воспринимать на слух художественное произ ведение. Находить в стихотворении слова, которые по могают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведе ния, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки. | Читать с выражением небольшие стихотворные произведения, выделяя голосом важные мысли и слова | ||
Маршак С. «Апрель» Токмакова И. «Ручей», Весенние загадки Учебник с.67-69 | Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему Наблюдать, как меняется настроение поэта | ||||
«Когда это бывает?» Учебник с.70-71 | Прислушиваться к звучанию стихотворных строк. Сопоставлять загадки и отгадки, сравнивать их, выделять общие признаки | ||||
Как хорошо уметь читать. Берестов В. «Воробушки», Сеф Р. «Чудо» Учебник с.73 | Выразительно и сознательно читать стихотворения | ||||
Обобщение по разделу Из старинных книг. Учебник с.74-78 | Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книге с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом. Объяснять пословицы Знать об истории своей Родины, ее традициях и обычаях Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом | ||||
Проект: «Составляем сборник загадок». Учебник с.72 | |||||
И в шутку и всерьёз (6 ч) | |||||
Токмакова И. «Мы играли в хохотушки» Учебник с.3-6 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изобража емому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная; дверь» в текст. Подбор другого заголов ка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свои достижения Прогнозировать содержание раздела. 3.Познавательные. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Передавать при чтении настроение стихотво рения. Читать по ролям, отражая характер героя произ ведения. 4. Коммуникативные. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом. Нахо дить характерные черты юмористического текста. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. | Читать вслух так, чтобы было интересно всем слушать. Наблюдать, как писатели подбирают слова, чтобы точно отражать характер героя. | ||
Тайц Я. «Волк», Кружков Г. «Ррры!» Учебник с.7-8 | Инсценировать произведение | ||||
Артюхова Н. «Саша-дразнилка» Учебник с.9-11 | Подби рать книги к выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книгах с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом. | ||||
Чуковский К. , Дриз О, Григорьев О, . «Шуточные стихи» Учебник с.12-14 | Воспринимать на слух художественное произ ведение. | ||||
Токмакова И., Пивоварова И. «Шуточные стихи» Учебник с.15-16 | Отличать юмористическое произведение; | ||||
Чуковский К. «Телефон» Учебник с.17-21 | Объяснять смысл названия произведения Определять настроение автора.. | ||||
Пляцковский М. «Помощник» Обобщение по разделу. Учебник с.22-28 | Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». | ||||
Я и мои друзья (6 ч) | |||||
Ермолаев Ю.»Лучший друг» Благинина Е. «Подарок» Учебник с.29-33 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я.Акима, Ю. Энтина. Тема произведе ний. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произ ведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучива ние наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Со здание летописи класса. Оценка достижений | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.. Прогнозировать содержание раздела. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в работе группы; распределять ра боту в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять най денную информацию группе Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом 3.Познавательные. Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа Читать произведение, отражая настроение, вы сказывать своё мнение о прочитанном. Определять тему произведения и главную мысль. Составлять план рассказа Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций 4. Коммуникативные. Объяснять смысл названия рассказов. Воспри нимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и не обидного способа общения. Соотносить содержание произведения с посло вицами. Сравнивать рассказы и стихотворения. | Находить самые важные, главные мысли, которые хотел передать автор. Размышлять над произведением, наблюдать, кто и что говорит. Сравнивать произведения и определять свою точку зрения. Пересказывать произведение по рисункам, вопросам, плану. | ||
Орлов В., Михалков С., Сеф Р. Стихотворения. Учебник с.34-37 | Уметь работать со словарем Уметь читать по ролям Анализировать книги на выставке в соответ ствии с темой раздела. | ||||
Берестов В., Пивоварова И., Аким Я.. Стихи. Учебник с.38-41 | Понимать, как содержание помогает выбрать нужную интонацию. Читать выразительно и с правильной интонацией | ||||
Маршак «Хороший день» Учебник с.43-47 | Определять логическое ударение и делать паузы. Читать самостоятельно и слушать чтение взрослых. | ||||
Пляцковский М. «Сердитый дог Буль» Энтин Ю. «Про дружбу» Учебник с.48-49 | Пересказывать прочитанное близко к тексту | ||||
Обобщение по разделу Из старинных книг. Учебник с.50-54 | Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Уметь отвечать на вопросы, пересказывать текст. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». . | ||||
Проект: «Наш класс — дружная семья». Со здание летописи класса. | |||||
О братьях наших меньших (6ч) | |||||
Михалков С. «Трезор» Сеф Р. «Кто любит собак» Учебник с.55-59 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, В. Лунина. Выразитель ное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно- популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие расска за. Поступок героя. Пересказ на основе иллю страции. Оценка достижений | 1.Личностные. Принимать учебную задачу урока. Уметь сотрудничать с товарищами и учителем. Выполнять правила работы в малой группе 2.Регулятивные Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Прогнозировать содержание раздела. Учиться работать в паре, обсуждать прочи танное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3.Познавательные. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить главную мысль рассказа с названием рассказа Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций Воспри нимать на слух художественное произведение. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. 4. Коммуникативные. Анализировать книги на выставке в соответ ствии с темой раздела. Сравнивать художественный и научно-популяр ный текст. Определить основные особенности художест венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; при думывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. | Любить и заботится о братьях наших меньших. Объяснять незнакомые слова, пользоваться словарями Отвечать на вопросы, рассказывать о прочитанном. | ||
Осеева В. «Собака яростно лаяла» Токмакова И. «Купите собаку» Учебник с.60-64 | Находить в тексте слова, которые характеризуют героя. Правильно формулировать ответы на вопросы к тексту. Видеть главную мысль текста | ||||
Пляцковскмй М. «Цап Царапыч» Сапгир Г. «Кошка» Учебник с.65-67 | Правильно читать стихотворный текст. Озаглавливать произведение Читать произведение с выражением. | ||||
Берестов В. «Лягушата» Учебник с.68-69 | Пересказывать небольшой текст по вопросам. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. | ||||
«Как хорошо уметь читать» Учебник с.70-73 | Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты | ||||
Обобщение по разделу Из старинных книг. Учебник с.74-78 | Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсужде нии проблемных ситуаций. Проявлять внимание друг к другу. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция. | |
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. | В программе определены цели и ценностные ориентиры начально го курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структу рированию учебного материала и к организации деятельности уча щихся; представлены результаты изучения предмета, основное со держание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности уча щихся; описано материально-тех ническое обеспечение. |
Учебники. | |
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградекая). 2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). | Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать вырази тельно, делить текст на части, выделить главную мысль, озаглавли вать, пересказывать текст, состав лять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодей ствие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литератур ных произведений. Текстовой материал учебников спо собствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нрав ственно-этических понятий (друж ба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к ро дителям и др.). |
Печатные пособия | |
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, опре делённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портре ты поэтов и писателей | Комплекты для обучения грамоте используются для организации практической работы на уроке. Их применение обеспечивает реализацию деятельностного метода. |
Технические средства обучения | |
Интерактивная доска | |
Настенная магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц | |
Компьютер | |
Мультимедийный проектор | |
Сканер | |
Принтер лазерный | |
Принтер струйный (цветной) | |
Экранно-звуковые пособия | |
Канакина В.П. и др. Русский язык. 1 класс. Электронное приложение | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в класса, а также для самостоятельного изучения программного материала дома. |
Оборудование класса | |
Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по литературному чтению 3 класс (Школа 2100)
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....
Рабочая учебная программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской учебной программы Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, входящей в Образовательную систему «Школа 2100» из рассчёта 4 часа в ...
Рабочая учебная программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России" с подробным описанием планируемых результатов (УУД), характеристикой деятельности обучающихся
Рабочая учебная программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России" с подробным описанием плпнируемых результатов обучения (УУД), характеристикой деятельности обучающихся...
Рабочая учебная программа по литературному чтению, 1 класс (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа по литературному чтению....
Рабочая учебная программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной санаторной школы-интерната разработана на основе- нормативных документов:1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральны...
Адаптированная рабочая учебная программа по литературному чтению 2 класс
Адаптированная рабочая учебная программа по литературному чтению 2 класс ОВЗ ЗПР...
Рабочая учебная программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая учебная программа по литературному чтению 2 класс...