Литературное чтение. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 2 класс. ФГОС
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с пояснительной запиской, с указанием характеристики деятельности обучающихся и УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2 класс (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев - М.: Баласс, 2009).
Рабочая программа включает четыре раздела:
- пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 2 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
- тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения и универсальные учебные действия;
- календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Роль и место дисциплины | Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Систематический курс «Литературное чтение» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класса. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100». |
3. Соответствие ФГОС | Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
4. Программное обеспечение | Образовательная система «Школа 2100» (заключение РАО от 06.08.2007 г). Для реализации программы используются:
|
5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса | Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
|
6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению | Выпускник начальной школы должен:
|
7. Универсальные учебные действия. | Личностные результаты:
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. |
8. Целевая установка | Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
|
8. Принципы, лежащие в основе построения программы |
|
9. Специфика программы |
I. Работа с текстом до чтения. 1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения; 2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения. II. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение. 2. Выявление первичного восприятия. 3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного. 4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере). III. Работа с текстом после чтения. 1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные. 2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения; 3. Работа с заглавием, его осмысление. 4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.); 5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).
В авторскую программу внесены дополнения:
|
10. Основные содержательные линии курса | Содержание предмета «Литературное чтение» для 2 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
|
11. Виды и формы организации учебного процесса |
Вводный урок. Цель: познакомить первоклассников с новым предметом – литературное чтение, с учебником и тетрадью, вызвать интерес к ним, создать положительную мотивацию к работе. Урок работы с новым произведением (в основе которых лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности). Урок рефлексии. Цель: повторить содержание раздела (вспомнить тему, авторов, названия, героев произведения и т.д.) и осуществить тематический контроль. Урок проверки техники чтения. Цель: проверить овладение обучающимися умением читать вслух и про себя, а также анализировать незнакомый текст. Урок внеклассного чтения. |
12. Виды контроля | В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Тетради по литературному чтению. 2 класс» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2010. |
13. Объем и сроки изучения | Систематический курс литературного чтения по программе «Школа 2100…» рассчитан на 448 часов. Из них: 1 класс – 40 часов; 2 класс – 136 часов; 3 класс – 136 часов; 4 класс – 136 часов. Программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса объемом 136 часов в год изучается в течение 34 учебных недель (4 ч. в неделю). |
14.Библиографический список | Список литературы для обучающихся, учебники:
Методические пособия для учителя:
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. | 1 | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Чтение Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Творческая деятельность Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку. |
«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч) Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки. | 18 |
Внеклассное чтение | 3 |
Уроки контроля | 2 |
Сказочные человечки (28 ч) Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои. | 24 |
Внеклассное чтение | 3 |
Уроки контроля | 1 |
Сказочные богатыри (14 ч) Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. | 11 |
Внеклассное чтение | 2 |
Уроки контроля | 1 |
«Сказка мудростью богата…» (22 ч) Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. | 18 |
Внеклассное чтение | 3 |
Уроки контроля | 1 |
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (22 ч) Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки. | 18 |
Внеклассное чтение | 2 |
Уроки контроля | 2 |
«Самое обыкновенное чудо» (26 ч) Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова. | 17 |
Внеклассное чтение | 5 |
Уроки контроля | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:
РНП– урок работы с новым произведением Р – уроки рефлексии Вн.чт. – урок внеклассного чтения К – урок контроля (П) – повышенный уровень сложности |
№№ уроков | Дата проведения | Тема урока | Тексты, предлагаемые для чтения | тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы | Знакомство с новым учебником. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением | Знать способы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация |
«Там, на неведомых дорожках» (23 часа) |
Введение в раздел. Мир сказок нашего детства | Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка». | РНП | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план |
Русские народные сказки. Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» | Народная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» | РНП | Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Характер героев. Его поступки и мотивы. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Язык народных сказок Обучение пониманию скрытого смысла заголовка. (П) |
«Законы» волшебной сказки | Р |
Внеклассное чтение «Книги, прочитанные летом» | Вн.чт. | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (П) |
«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» | П. Ершов «Конёк-Горбунок» | РНП | Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
Сказочный мир Петра Ершова | Р | Выразительное, осознанное чтение. Язык авторских сказок. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте (П) |
Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | Р | Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения. Характер героя, его поступки и мотивы. Как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора (П) |
Проверка техники чтения | К |
«Добрым молодцам урок» | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | РНП | Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи). Характер героя, его поступки и их мотивы (П) |
Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» | Р | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для характеристики героя (П) |
Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Р | Построение небольшого монологического высказывания о произведении Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово (П) |
Внеклассное чтение «Сказки А.Пушкина» | Вн.чт. | Умение работать с книгой | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные. |
Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» | Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». | РНП | Составление вопросов по содержанию прочитанного. Волшебные сказки В. Одоевского. Характер героя, его поступки и их мотивы. «Сказочные приметы» (П) |
«Какова работа, такова награда» | Р | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
От сказки народной к сказке авторской | Р | Пересказ текста. Цитатный план (П) |
Как сказы сказываются | Павел Бажов «Серебряное Копытце». | РНП | Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Жанр произведения: сказ (П) |
Чему учат сказы и сказки | Р | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и мотивы |
Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | Сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». | РНП | Жанр: народная сказка. Произведения о добре и зле, о приключениях. «Сказочные приметы». Умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы |
Добро побеждает зло | Р | Пересказ текста |
«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» - это сказка | Р | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения |
Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | Вн.чт. | Умение работать с книгой, оглавлением. Построение небольшого монологического высказывания о произведении |
Всех скороговорок не перескороговоришь | Р | Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения |
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках…» | К | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного произведения). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения Соотнесение авторов, названий и героев произведений. «Сказочные приметы». Группы героев (П) |
Сказочные человечки (28 часов) |
Введение в раздел. В стране Вообразилии | Голландская народная песенка «Морская прогулка». | РНП | Сказочные герои, придуманные авторами. Прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций и ключевых слов | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные. |
Знакомство с Муми-семейством | Т. Янссон «Шляпа Волшебника». | РНП | Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы. |
Тайны шляпы Волшебника | Р | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения |
Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» | Р | Пересказ текста. Устное сочинение повествовательного характера |
Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» | Р | Построение небольшого монологического высказывания о героях |
Внеклассное чтение. «Сказки Г.-Х. Андерсена» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Опасное путешествие Бильбо | Дж.-Р.-Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | РНП | Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Путешествие продолжается | Р | Осознанное выразительное чтение |
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс | Р | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс | Р | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Характер героев, их поступки и мотивы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
Авторская сказочная повесть Дж. -Р.-Р. Толкина «Хоббит» | Р | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Построение небольшого монологического высказывания |
Смешная история | А. Милн «Винни-Пух», глава 3 | РНП | Произведения зарубежной литературы о приключениях. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию |
Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух» | Р | Герои произведения. Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя: речь героя |
Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» | Р | Пересказ текста от лица разных героев (П) |
Внеклассное чтение. «Сказки бр.Гримм» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Песенки сказочных человечков | Р | Жанр произведения. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Декламация |
Уроки Мальвины | А.Н. Толстой «Приключения Буратино» | РНП | Произведения отечественной литературы. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний |
Друзья и враги Буратино | Р | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Понимание содержания прочитанного текста. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний |
Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» | Р | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами |
Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» | Р | Построение небольшого монологического высказывания о произведении. Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя (П) |
Сказочный герой Чиполлино и его семья. | Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | РНП | Жанр: сказочная повесть. Умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Характер героя, его поступки и их мотивы |
Чиполлино приходит на помощь | Р | Развитие умения осмысливать заглавие. Обучение выбору наиболее подходящего заглавия |
Чиполлино - настоящий герой | Р | Понимание содержания литературного произведения; тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Высказывание своего отношения к прочитанному |
Внеклассное чтение. Любимые герои - сказочные человечки | Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | Вн.чт. | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.). Характеры героев, их поступки и мотивы |
Фантазии Астрид Линдгрен | «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» | РНП | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Прогнозирование содержания художественного текста |
Кто же такой Карлсон? | Р | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Характеры героев, их поступки и мотивы |
Карлсон - воплощение детской мечты | Р | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев |
Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки» | К | Понимание содержания литературного произведения: главная мысль, тема, события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения. Жанр: повесть-сказка |
Сказочные богатыри (14 часов) |
Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» | РНП | Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные |
Былина как фольклорный жанр | Р | Фольклорный жанр: былина. Построение небольшого монологического высказывания о произведении |
Внеклассное чтение «Мифы и легенды Древнего мира» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | РНП | Жанр произведения: народная сказка. Понимание содержания произведения. Восприятие на слух. Осознанное чтение |
Илья Муромец - богатырь земли Русской | Р | Выразительное чтение, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста |
Илья Муромец - любимый народный богатырь | Былина «Илья Муромец и Святогор» | РНП | Участие в диалоге. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеры героев |
Проверка техники чтения | К |
Сравнение богатырской сказки и былины | Р | Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Различение жанров произведений |
Чем силён человек? | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | РНП | Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка |
Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» | Р | Характер героя, его поступки и их мотивы |
Кому счастье помогает? | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | РНП | Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Развитие внимания к языку художественного произведения |
«Богатырь» Назнай | Р |
Внеклассное чтение «Славянские мифы» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Мечты о смелых и отважных. Проверочная работа по разделу «Сказочные богатыри» | Н. Матвеева «Пираты». | РНП | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
Сказка мудростью богата (22 часа) |
Введение в раздел. | Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | РНП | Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение работать с книгой | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении Уметь: – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики; – использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении |
Как мудрость в жизни помогает | Татарская сказка «Мудрый старик» | РНП | Произведения устного народного творчества. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения. |
Чему учит бытовая сказка | Р | Устное изложение текста по плану. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты |
Киргизская сказка о мудрых людях | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | РНП | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Герои киргизской сказки | Р | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
Внеклассное чтение «Сказки о глупости и мудрости» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Русская сказка о мудрых людях | Русская сказка «Мудрая дева» | РНП | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
Мудрость ценят все народы | Р | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев |
К чему приводит жадность | Долганская сказка «Как появились разные народы» | РНП | Различие жанров произведений. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения |
Где правда, там и счастье | Корейская сказка «Честный мальчик» | РНП | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Что высмеивают сказки? | Японские сказки «Добрый крестьянин», «Ивовый росток» | РНП | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Размышление над поступками героев |
Что высмеивают сказки? | Р | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Сказки о глупости | Русская сказка «Три калача и одна баранка» | РНП | Формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста). Жанр: сказка-анекдот |
Внеклассное чтение «Устное творчество поморов» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
«Сказка о глупости» И. Франко | И. Франко «Сказка о глупости» | РНП | Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
«Сказка - ложь, да в ней намёк...» | Р | Характер героя, его поступки и мотивы |
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по раздел «Сказка мудростью богата» | К | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Жанр: сказка |
Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки | Р | Малые жанры. Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры |
Мудростью богаты. Русские народные загадки | Р |
Как придумать загадку? Литературные загадки | Р | Виды загадок, разновидности их структуры. Творческая работа: сочинение загадок |
Внеклассное чтение «Поморские сказки» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Зачем поют колыбельные песни | Р | Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения. Авторские колыбельные песни |
«Сказка – ложь, да в ней намек…» (22 часа) |
Введение в раздел | Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...» | РНП | Различение жанров произведений. Стихотворение. Выразительное чтение Выделение языковых средств художественной выразительности | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу |
Мудрые сказки о животных | Рус. сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | РНП | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сказка. Восприятие на слух и понимание художественного произведения |
Кто сильнее? | Рус.сказка «Напуганные медведь и волки» | РНП | Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работа с текстом |
Как ум и хитрость силу побеждают | Р | Различение жанров. Язык народных сказок |
Чего стоит ум? | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» | РНП | Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) |
Чем силён Симба? | Р | Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения |
Проверка техники чтения | К |
Внеклассное чтение «Сказки Севера о животных» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Какие бывают развлечения? | Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | РНП | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
Сказки дядюшки Римуса | Р | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Братец Кролик - главный герой сказки | Р | Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста |
Любимые герои сказок | Р | Пересказ текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) |
Какие вопросы задают сказки? | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | РНП | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Современные сказки о животных | Александр Курляндский «Ну, погоди!» | РНП | Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу |
Как создаются мульфильмы | Р | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Обучение устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста |
Разные стихи о животных | Г.Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи» | РНП | Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение |
Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов о природе» | Вн.чт. |
Разные стихи о животных | Л. Квитко «Весёлый жук», Ю. Мориц «Резиновый ёжик» | РНП |
Авторские считалки | Р | Малые жанры. Считалки |
О чём говорят считалки? | Б. Заходер «Считалия» | РНП | Произведения современной отечественной литературы. Декламация |
Колыбельные русских поэтов | А.Майков «Колыбельная», М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» | РНП |
Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» | К | Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания. Различение жанров произведения |
Самое обыкновенное чудо (26 часов) |
Введение в раздел | Г. Горбовский. «Розовый слон» | РНП | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Декламация. Восприятие и понимание эмоционально-нравствен-ных переживаний. | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; |
Внеклассное чтение «Литературные стихи-сказки» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Чего не могут взрослые? | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | РНП | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Декламация |
Знакомство с маленьким принцем | Р | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний |
Лекарство от одиночества | Р | Характер героев и мотивы их поступков |
Секрет Лиса | Р | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения |
Секрет счастья | Дж. Родари «Солнце и туча» | РНП | Выделение языковых средств художественной выразительности. Творческая работа: сочинение сказки |
Мечты о чудесах | Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море» | РНП | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение. Различение жанров: сказка, стихотворение |
Чудеса вокруг нас | В. Берестов «Честное гусеничное» | РНП | Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части |
Внеклассное чтение «Добрые сказки» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Необычное в обычном мире | В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | РНП | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте |
«Другие» сказки | В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка» | РНП |
Музыкальные сказки Г. Цыферова | «Град», «Про чудака лягушонка» | РНП | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг |
Очеловеченный мир сказок Б.Сергуненкова | Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик» | РНП | Обучение придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия, пониманию скрытого смысла заголовка |
Б.Сергуненков «Кот белый - кот чёрный» | РНП | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения |
Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо» | К | Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность |
Внеклассное чтение «Сказки-миниатюры» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Сказки-игры Дж. Родари | «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки» | РНП | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста |
Проверка техники чтения | К |
Весёлые стихи | Стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева | РНП | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Выразительное чтение. Восприятие на слух и понимание художественных произведений |
Весёлые стихи | М.Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!» | РНП | Произведения современной отечественной литературы |
Какая душа у поэта? | Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце» | РНП | Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать) |
Итоговая тестовая работа | К | Чтение незнакомого текста про себя, понимание и анализ текста, озаглавливание и составление плана текста |
Внеклассное чтение «По дорогам сказки» | Вн.чт. | Умение работать с книгой |
Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Самое обыкновенное чудо» | К | Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность |
Что мне читать летом? | Вн.чт. | Обзор произведений для летнего чтения будущих третьеклассников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева
Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образован...
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс разработано в соответствии ФГОСТ...
Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс, ФГОС. Предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа включа...
Тематическое планирование по литературному чтению с УУД. УМК "Школа 2100" 3 класс по учебнику Р. Бунеева
Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса УМК "Школа 2100". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. По ФГОС....
Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на о...