Технологическая карта урока " Согласная буква Ж", 1 класс , УМК " Школа России"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Петрянкина Елена Борисовна

Предлагаю технологическую карту урока с презентацией по теме " Согласная буква ж", 1 класс, УМК " Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Петрянкина Елена Борисовна

                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                             ГБОУ СОШ « ОЦ» с.Лопатино

Тема урока: Согласная буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

-        познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах. Читать слова с новыми
буквами;

Развивающие:

-        развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые
согласные;

  • развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
    Воспитательные:
  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку
    зрения, отличную от собственной.

Умения:

Предметные:

•        создать условия для ознакомления учащимися с новым звуком и буквой Ж ж, развитием умений читать слова и

слоги с изученной буквой;

  • обучать различным видам работы с текстом, пословицами, словами;
  • помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала на уроке;
    Метапредметные:

•        познавательные: общеучебные - ознакомление с буквой Жж; использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приемами
понимания прочитанных и прослушанных произведений.


•      регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свое действие; Личностные:

•   формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

Методы обучения:

•        Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: компьютер,  презентация,  предметные картинки,  карточки-модели звуков,  счётные палочки,  образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

 Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

 - Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?    

- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое!

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний.

 - К нам на урок сегодня пришла гостья. Угадайте, кто она.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. - Откроем учебники на стр. 24 и рассмотрим картинку.

- Кто узнал из какой она сказки?

- А кто автор этой сказки?

(На доску вывешивается картинка Дюймовочки)

 - Откройте учебник на странице 24. Посмотрите, что принесла Дюймовочка с собой. На верху страницы и на экране написана пословица.

«Где дружбой дорожат, там враги дрожат»

 - Как вы понимаете эту пословицу?

(Слайд 1)

 - А мы с вами дружные?

 - Будем дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках и поможем Дюймовочке продолжить предложения.

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Буквы е,ё,  я в начале слова …(обозначают 2 звука).

Создание проблемной ситуации.

Ребята, а еще  нам Дюймовочка  прислала телеграмму, в которой сообщает, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.

Отгадывают загадку

Объясняют смысл пословицы.

Повторение ранее изученного

Мы его ещё не учили.

Познавательные: логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний:

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;

3. Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели урока.

Я предлагаю вам внимательно просмотреть фрагмент мульфильма  и подумать, что интересного есть в предложенном фрагменте?

-  О каком звуке мы будем сегодня говорить на уроке?

-  Вы узнаете тайну, связанную с этим звуком

- Мы попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся  ….

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», ваши ответы мы будем сравнивать с ответами Дюймовочки.

-Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …

- Жираф.

-В тине живет, комаров жует, старуха – баба, бородавчатая …- Жаба

-Тёплым днем, весной и в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук,

Я жужжу, я майский …- Жук.

 - Произнесите ещё раз эти слова.

 - Назовите первые звуки в этих словах.

 - А теперь сформулируйте тему урока.

(Слайд 2)

 Нам нужно найти как можно слов со звуком Ж

(Слайд 3)

Создание проблемной ситуации.

 - Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что этот звук непростой. Вам предстоит выяснить, в чем особенность этого звука.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 

Ответы учащихся.

Дети произносят слова.

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока: звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели урока: познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой.

  Просмотр фрагмента из мультфильма

« Дюймовочка»

Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели.

Регулятивные:

целеполагание.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)

 - Может кто-то из вас уже догадался, почему этот звук непростой?

 - Версий много, точного ответа мы не знаем, давайте будем решать эту проблему.

Составление плана решения проблемы.

 - Давайте составим план исследования звука.

 - Что мы должны сказать о звуке?

Поиск решения проблемы. «Открытие» нового знания.

 - Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ж], определите, гласный он или согласный.

 - Встречает ли воздух преграду?

 - Если звук согласный, что мы еще должны о нем сказать?

 - Какой же это звук, звонкий или глухой?

 - Звук [ж] согласный, звонкий. На какой улице ленты букв будет жить этот звук, на красной или на синей?

 - На каком этаже, на верхнем или нижнем?

 - Произнесите еще раз звук [ж]. Что еще заметили? Какой это звук?

 - С каким похожим звуком мы знакомились раньше?

 - Посмотрите на ленту букв. Живут эти звуки рядом. Один выше, другой ниже.

 - Произнесите эти звуки еще раз. Как называют такие звуки?

 - Подберите слова со звуком [ж].

 - Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

 - Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

 - Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?

 - Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка.

Физкультминутка 

Мы нашли себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке ( дети показывают0

Ой, упал, упал мой жук ( нагибаются).

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук.

Улетел на крыльях. (дети машут руками)

Игра «Гости»

 - Если в слове услышите новый звук, значит «гость» долгожданный, ему низкий поклон. А если нет – то присядем на корточки.

Жучка, солнышко, журавль, желток, жучок, Саша, дружба, плечо, глаза.

Знакомство с новой буквой.

 - Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Сейчас Дюймовочка нам покажет букву Ж.

(Слайд 4)

 - На что похожа буква Ж?

Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!

(С.Маршак)

(Слайды 5.6)

Смоделируйте с помощью счётных палочек букву «Ж»

Работа по учебнику.с.25

Чтение столбиков слов.

 - Чем отличаются слова друг, дружок?

 - Почему слово Жучка написано с заглавной буквы?

 - Когда говорят «могу», а когда «может»?

 - Чем отличаются слова «телега», «тележка»?

- Кто изображён справа над схемой?

 - Что он делает? Как называется игра?

 - Пользуясь схемой, проведем звуковой анализ слова «жмурки».

( Слайд 7)

Чтение слогов с новой буквой.(Слайды 8-13)

 - Прочитайте слоги.

 - В чём особенность звука [ж]?

 - Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный?

_ Что мы можем уже сказать о звуке (Ж)?

(Слайд 14)

Дети высказывают свои версии.

Гласный он или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий

Дети смотрят друг на друга и произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Дети закрывают уши руками.

 - Этот звук звонкий.

 - На синей улице.

 - На верхнем этаже.

Дети произносят звук [ж]

 - Этот звук шипящий.

 - Со звуком [ш].

Дети произносят звуки [ж],[ш].

 - Эти звуки парные по звонкости-глухости.

Дети подбирают слова со звуком [ж].

 - Твердо.

Дети затрудняются ответить.

 - Звук [ж] всегда твёрдый.

Выполняют движения под руководством учителя

Участвуют в игре.

Предположения детей.

Работа в парах Моделирование

- Это кличка животного.

 - Я могу. Кто-то может.

Ответы детей.

 - Изображён мальчик.

 - Мальчик играет в жмурки.

Дети проводят звуковой анализ слова «жмурки»

Читают слоги.

 - Звук [ж] всегда твердый.

 - Не получилось.

Познавательные: логические: выдвижение гипотез.

Общеучебные:

постановка и решение проблемы;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

создание и преобразование модели.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий.

Познавательные:

логические:

подведение под понятие, выведение следствия.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения.

Познавательные: логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

Моделирование

Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию ние.

5. Первичное закрепление.

Цель: применение нового знания.

Работа с текстом.(Слайд 15)

 - Посмотрим на рисунок внизу страницы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

Учитель читает текст.

Проверка первичного восприятия.

 - О ком этот рассказ?

 - В какую игру играют дети?

 - Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей? 

 - О чем предупредили ребята Женю?

 - Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья и поступили благородно?

1.« Жужжащее» чтение текста учащимися.

2.Чтение текста «хором»

3.Чтение « По цепочке»

Выдвигают версии.

Ответы детей.

 

 - Этот рассказ о детях.

 - Они играют в жмурки.

 - У него завязаны глаза.

 - О луже.

- Да.

Чтение текста детьми.

Познавательные: общеучебные: формировать смысловое чтение; формировать умение извлекать информацию.

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей.

Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям. Выражать свои эмоции.

6. Включение в систему знаний и повторение.

 Работа со скороговорками ( Слайды 16.17)

Дюймовочка приготовила для вас непростое задание: Нужно выбрать скороговорку и попробовать её прочитать.

1.Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

 2.У Жоры – уж, у Розы – уж.

3. У ежа – ежата, у ужа - ужата.

- Дюймовочка просит вас поиграть в игру

« Найди лишнее»

(Слайды 18.19,20)

 

Каждый выбирает себе скороговорку и пробует прочитать.

Работа по рядам. Выполнение заданий.

.

Познавательные:  логические: анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности.

7. Итог урока.

 - С какой пословицы мы начали наш урок?

- Где дружбой дорожат – там враги дрожат.

 - Мы дружно сегодня работали на уроке?

 - Ответьте на вопрос.

  С какой

  буквой мы познакомились на уроке?

 - В чем же особенность этой буквы?

 

 

 

 - С буквой Ж.

 - Буква Ж обозначает всегда твердый звук [ж].

Познавательные:

ориентироваться в системе полученных знаний.

 Регулятивные: оценка  - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено.

8. Рефлексия.

 - Дюймовочке очень понравилось у нас в гостях, но ей пора возвращаться домой. Подарите Дюймовочке  смайлики, оценив свою работу на уроке.

 - Перед тем, как уйти домой, Дюймовочка оставила для вас подарки. (Слайд 21.22)

На фоне песни о дружбе выходят к доске.

Дети разворачивают букву «К» и получается буква «Ж».

Общеучебные: оценка процесса и результата деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Где дружбой дорожат, там враги дрожат»

Слайд 2

Звук и буква Ж

Слайд 7

Как называется игра?

Слайд 8

ж а

Слайд 9

Ж У

Слайд 10

Ж О

Слайд 11

Ж И

Слайд 12

Ж Е

Слайд 13

ЖА – ЖА – ЖА - В ТРУБЕ ОСЕЛА САЖА; ЖУ– ЖУ – ЖУ – Я НА СТУЛЬЧИКЕ СИЖУ; ЖЕ – ЖЕ – ЖЕ – ДОЖДЬ ПРОШЁЛ УЖЕ; ЖИ – ЖИ – ЖИ – ПАПА НАТОЧИЛ НОЖИ; ЖО – ЖО – ЖО – НА УЛИЦЕ СВЕЖО;

Слайд 14

ж лы ж и Буква жэ – звук [ж] – согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый [ ж ]

Слайд 16

Скороговорки

Слайд 17

1.Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. 2.У Жоры – уж, у Розы – уж . 3. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Слайд 18

Найди лишнее

Слайд 19

Найди лишнее Женя жук Жанна Жучка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 1 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока математики в 1 классе программа "Школа России". Тема: «Таблица сложения и вычитания с числом 2»...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...