Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_kroshechka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе по теме "Русская народная сказка "Хаврошечка"


Цели: 

 Обучающие: учить правильному, выразительному, осознанному чтению; работать с текстом.

Равивающие : развивать воображение,логическое и образное мышление ,       .      расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками ;

Воспитательные:

формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку

Ход урока

1. Психологическая установка

      Прозвенел уже звонок

      И мы с радостью начнём урок.

       Сегодня у нас необычный урок.

2. Подготовительный этап к изучению нового материала

А)

Учитель

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

– Сегодня на уроке продолжим сказочное путешествие.

- А какая сказка нам в этом поможет?

- На уроке мы будем не только читать, и работать с текстом.но и постараемся мыслить.делать логические выводы.

Б) Образование однокоренных слов

- 1 образуйте однокоренное сущ ( сказочка)

Как называется человек который рассказывает сказки ( сказочник)

-2 образуйте однокоренной глагол прошедшего времени (сказал)

3 образуйте однокоренной  глагол будущего  времени (рассказывать)

4    образуйте глагол сказывать !!!!

Н\Д  РАССКАЗЫВАТЬ , СКАЗКА, СКАЗАЛ,СКАЗЫ, СКАЗОЧКА,СКАЗЫВАТЬ..

В)    

 Однокоренные слова к слову «сказка» (д.з. из всех слов выбираю два)

 (дети должны уловить разницу в однокоренных словах «сказывать и рассказывать»)


- Сказывать – передавать устно.

-Рассказывать- передавать и устно, и при помощи письма.

 - Какие сказки передавали из уст в уста. А  какие сказки   записывают?

   Дети делают вывод:

-Передавали издавна из уст в уста народные сказки.

-Литературные сказки записывали и записывают, их иначе называют авторскими


Г) Вывод:  о сказке.


Н\Д

  1. жанр литературного повествования
  2.  слово «сказка» произошло от слова «каза́ть», «сказывать»
  3.  имело значение: перечень, список, точное описание
  4. Информация передаваемая из уст в уста

Д)

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки?

Н/Д    (Народная; авторская)


– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.


Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды

                      Сказки

Авторские Народные

волшебные

бытовые

о животных




–Е) Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).

( карточки)

1-й ученик.

Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(
Царевна – лягушка. Народная сказка.) 

2-й ученик.

Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(
Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

3-й ученик.

Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(
Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать

Ж)

Попробуем предположить тему урока:

- К какой группе принадлежит наша сказка? Почему?

-Такой вид сказок сказывали. (Помогаю…)

-Значит, сказка будет народная,- предполагают дети.

И) Звуковая разминка

-а е о ы у

мачеха, отец, девочка , сестры ,человек, матушка

- На какие две группы можно разделить эти слова? (главный герой , действующие лица)

Наша задача сегодня на уроке создать словесные портреты героев

3 Работа над текстом

А )  

Прежде чем перейти к работе над текстом, проверим д\з

Сколько заглавий получилось? Почему?

Как озаглавили 1-3 часть?

Н\д     1  Жизнь сиротки

           2 секрет  Хаврошечки.

            3 Яблонька счастья.

1 часть

Расшифруйте и выберите начало сказки

Н\ д

Жилибылистариксостарухой

Водномцарстве

Естьнасветелюдихорошие

Жилибылидедибаба


– Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.)

_ Зачитайте начало сказки

-Кого вам напоминает главная героиня?

-Золушку из сказки Ш.Перро и Рукодельницу из сказки В.Одоевского.

Найти отрывок и прочитать это место…(находят легко)

-О какой черте характера это говорит?( трудолюбивая)

Как относились люди к  Хаврошечке ? ( зачитайте) ( злость, ненависть)

_ Сейчас найдем еще некоторые предложения. которые помогут нам продолжить составление характеристик .

- Я называю первое слово предложения,вы находите и читаете

    А   Дочери……( лень   -  терпение)

    Б  Выйдет ….( нежность .доброта )

    В  Меня…. (жестокость)

Как вы думаете, почему девочка называет коровушку Матушкой (звучат предположения)

Г  Влезет…..

-К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?

 -В чем ее волшебная сила?

- Зачем Крошечка-Хаврошечка в одно ушко влезает, в другое вылезает?

(дети вспоминают материал по сказкам,  изученным  на уроках литературного чтения)  

-Именно в этом эпизоде отразилась вера в животное покровителя племени, которое оказывало помощь человеку. И не нужно отправляться в тридесятое царство за волшебным предметом, который поможет. Можно просто влезть в одно ухо, а вылезти из другого.

- Благодаря Коровушке-Матушке Крошечка-Хаврошечка выполняет работу ей порученную.( отзывчивость, забота)

Д Та……( жадность)

- Чем же закончиласть 1 часть


2 часть


А сейчас мы выполним интересное задание,с прмощью которого я проверю внимательно ли вы читали текст ( работа в парах по карточкам с деформированным текстом)

- Ваша задача сразу по ходу чтения вставлять пропущенные слова.

( Одноглазка,стироте, прядет, катает, Хаврошечкой, на солнышке,травушке,наткала,побелила , Двуглазка).

- Как повела себя вторая сестра? (безответственность)

– Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)


(Инсценирование 3 части сказки.) Физкультминутка

У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись).
На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками).
Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук).
Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой).
В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение).
Ах, какой приятный вкус!


-Узнала ли старуха секрет девочки? В какой части идет об этом речь?

– Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.

– Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

– Предлагаю вам восстановить события по иллюстрациям и попробовать найти предложения ,которые им соответствуют

Гимнастика для глаз.


  1. Анализ сказки

– Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?

Хаврошечка
Сестры

трудолюбивая
ленивые
злые
добрая

– Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)

– Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)1

– Прочитаем (хором)  последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.)

– Это концовка сказки.

– Как вы понимаете смысл пословицы.

  1. Работа с пословицами.

-А теперь посмотрим какая же у нас получилась главная героиня?( чтение слов)

- А когда человек обладает этими качествами характера ,какой он?(счастливый)

Что мы можем сказать о старухе и о сесетрах? Можно ли их назвать несчастными?

  1. Жизнь дана на добрые дела.
  2. Жизнь пройти — не поле перейти.
  3. По добру - добро, а по худу — худо.
  4. Мир не без добрых людей.

- Какая пословица предупреждает, что зло не приносит счастья?

Давайте и мы научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

  1. Итог урока.
  1. Какую сказку мы читали на уроке?
  2. Какая это сказка?
  3. Чему учит эта сказка? (Доброте).
  4. -Мне было очень приятно с вами работать ,вы молодцы .

Домашнее задание:

Найти и подготовить 5 пословиц о добре

Нарисовать рисунок к той части (абзацу) .котороя вам понравилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Открытый урок по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"

В декабре во 2 классе был проведен открытый урок по литературному чтению на тему: Русская народная сказка "Снегурочклениям".Дети читали "про себя", "цепочкой", озаглавливали каждую часть, составили пл...

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....