Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе по теме "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Цели:
Обучающие: учить правильному, выразительному, осознанному чтению; работать с текстом.
Равивающие : развивать воображение,логическое и образное мышление , . расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками ;
Воспитательные:
формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку
Ход урока
1. Психологическая установка
Прозвенел уже звонок
И мы с радостью начнём урок.
Сегодня у нас необычный урок.
2. Подготовительный этап к изучению нового материала
А)
Учитель
Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
– Сегодня на уроке продолжим сказочное путешествие.
- А какая сказка нам в этом поможет?
- На уроке мы будем не только читать, и работать с текстом.но и постараемся мыслить.делать логические выводы.
Б) Образование однокоренных слов
- 1 образуйте однокоренное сущ ( сказочка)
Как называется человек который рассказывает сказки ( сказочник)
-2 образуйте однокоренной глагол прошедшего времени (сказал)
3 образуйте однокоренной глагол будущего времени (рассказывать)
4 образуйте глагол сказывать !!!!
Н\Д РАССКАЗЫВАТЬ , СКАЗКА, СКАЗАЛ,СКАЗЫ, СКАЗОЧКА,СКАЗЫВАТЬ..
В)
Однокоренные слова к слову «сказка» (д.з. из всех слов выбираю два)
(дети должны уловить разницу в однокоренных словах «сказывать и рассказывать»)
- Сказывать – передавать устно.
-Рассказывать- передавать и устно, и при помощи письма.
- Какие сказки передавали из уст в уста. А какие сказки записывают?
Дети делают вывод:
-Передавали издавна из уст в уста народные сказки.
-Литературные сказки записывали и записывают, их иначе называют авторскими
Г) Вывод: о сказке.
Н\Д
- жанр литературного повествования
- слово «сказка» произошло от слова «каза́ть», «сказывать»
- имело значение: перечень, список, точное описание
- Информация передаваемая из уст в уста
Д)
– Чем этот жанр отличается от других?
– По авторству: на какие группы делятся сказки?
Н/Д (Народная; авторская)
– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных – главные герои – животные.
Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды
Сказки
|
|
| Авторские Народные |
|
| волшебные
| бытовые
| о животных
|
|
|
|
–Е) Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).
( карточки)
1-й ученик.
Летела стрела и попала в болото. А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна – лягушка. Народная сказка.)
2-й ученик.
Появилась девочка, чуть больше ноготка. И жила та девочка в чашечке цветка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)
3-й ученик.
Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла. Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю. (Волк и семеро козлят. Народная сказка.)
– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать
Ж)
Попробуем предположить тему урока:
- К какой группе принадлежит наша сказка? Почему?
-Такой вид сказок сказывали. (Помогаю…)
-Значит, сказка будет народная,- предполагают дети.
И) Звуковая разминка
-а е о ы у
мачеха, отец, девочка , сестры ,человек, матушка
- На какие две группы можно разделить эти слова? (главный герой , действующие лица)
Наша задача сегодня на уроке создать словесные портреты героев
3 Работа над текстом
А )
Прежде чем перейти к работе над текстом, проверим д\з
Сколько заглавий получилось? Почему?
Как озаглавили 1-3 часть?
Н\д 1 Жизнь сиротки
2 секрет Хаврошечки.
3 Яблонька счастья.
1 часть
Расшифруйте и выберите начало сказки
Н\ д
Жилибылистариксостарухой
Водномцарстве
Естьнасветелюдихорошие
Жилибылидедибаба
– Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.)
_ Зачитайте начало сказки
-Кого вам напоминает главная героиня?
-Золушку из сказки Ш.Перро и Рукодельницу из сказки В.Одоевского.
Найти отрывок и прочитать это место…(находят легко)
-О какой черте характера это говорит?( трудолюбивая)
Как относились люди к Хаврошечке ? ( зачитайте) ( злость, ненависть)
_ Сейчас найдем еще некоторые предложения. которые помогут нам продолжить составление характеристик .
- Я называю первое слово предложения,вы находите и читаете
А Дочери……( лень - терпение)
Б Выйдет ….( нежность .доброта )
В Меня…. (жестокость)
Как вы думаете, почему девочка называет коровушку Матушкой (звучат предположения)
Г Влезет…..
-К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?
-В чем ее волшебная сила?
- Зачем Крошечка-Хаврошечка в одно ушко влезает, в другое вылезает?
(дети вспоминают материал по сказкам, изученным на уроках литературного чтения)
-Именно в этом эпизоде отразилась вера в животное покровителя племени, которое оказывало помощь человеку. И не нужно отправляться в тридесятое царство за волшебным предметом, который поможет. Можно просто влезть в одно ухо, а вылезти из другого.
- Благодаря Коровушке-Матушке Крошечка-Хаврошечка выполняет работу ей порученную.( отзывчивость, забота)
Д Та……( жадность)
- Чем же закончиласть 1 часть
2 часть
А сейчас мы выполним интересное задание,с прмощью которого я проверю внимательно ли вы читали текст ( работа в парах по карточкам с деформированным текстом)
- Ваша задача сразу по ходу чтения вставлять пропущенные слова.
( Одноглазка,стироте, прядет, катает, Хаврошечкой, на солнышке,травушке,наткала,побелила , Двуглазка).
- Как повела себя вторая сестра? (безответственность)
– Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)
(Инсценирование 3 части сказки.) Физкультминутка
У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись). На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками). Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук). Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой). В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение). Ах, какой приятный вкус!
-Узнала ли старуха секрет девочки? В какой части идет об этом речь?
– Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.
– Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?
– Предлагаю вам восстановить события по иллюстрациям и попробовать найти предложения ,которые им соответствуют
Гимнастика для глаз.
- Анализ сказки
– Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?
Хаврошечка Сестры
| трудолюбивая ленивые злые добрая
|
– Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)
– Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)1
– Прочитаем (хором) последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.)
– Это концовка сказки.
– Как вы понимаете смысл пословицы.
|