Урок то литературному чтению по теме: Д. Мамин - Сибиряк "Вертел"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок по литературному чтению по теме: Д. Мамин - Сибиряк "Вертел"- 1-я глава
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vertel.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Д. Мамин- Сибиряк: «Вертел»(I глава)
Орг. момент.
Настроились на работу, готовьтесь без стеснения отвечать на мои вопросы.
Актуализация знаний.
Окунёмся немного в историю.
- В каком веке мы живём? (XXI)
-Какой у нас сейчас год? (2013)
-Молодцы! А мы с вами поговорим о XIX веке.
-Назовите какие знаменательные даты этого века вы знаете? (1812 год- Война с Наполеоном)
- В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых. Богатые имели всё, а бедные- ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ.
Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах(чистили обувь, побирались);
У тех и других были дети. Их отличало, то что детям , чтобы хоть как-то прожить надо было работать. Как правило дети «бедных» были сиротами.
- Как вы понимаете слово сироты? (дети у которых нет ни папы ни мамы).
-Вы можете предположить почему они остались сиротами? (Родители работали на износ)
Время было очень сложным. Создавались интернаты для сирот. Особенно для тех у кого не было и других родственников.
- А какие ещё могли быть родственники? (бабушки, дедушки, дяди, тёти)
Совсем маленьких – детей прокормить просто. Но ребёнок растёт! Ему надо больше пищи.
Следовательно детей отправляют на работу. И они становятся уже «маленькими взрослыми».
- А почему? (приходилось самим себе зарабатывать на жизнь.)
- Как вы думаете, чем занимаются богатые дети, пока бедные работают? (играют, гуляют, учатся)
Но и те и другие дети. И те и другие любят мечтать.
-Как вы думаете, о чём мечтали бедные дети? (в.о.)
- О чем мечтали богатые? (в.о.)
Рассказов о жизни детей того времени много.
- Какие вы знаете? («Янко- музыкант», «Ванька»)
Определение темы урока.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом. Чтобы узнать автора и название выполните следующее задание. Найди соответствие.
Г. Сенкевич «Ванька»
А. Чехов «Вертел»
Д.Мамин- Сибиряк «Янко- музыкант»
- Итак с каким рассказом мы познакомимся сегодня? (Д. Мамин- Сибиряк- Вертел)
- Как вы думаете что такое вертел? (в.о.)
- От какого слова образовано слово? (т.е. что-то можно вертеть)
-Что можно вертеть? (в.о.)
Речевая разминка.
Прежде чем начинать читать -давайте с вами разомнём наш речевой аппарат и выполним несколько заданий:
- «Укол языком в щёку»
- Свести губы в трубочку и развести в улыбку.
- Произнести фразу с ускорением.
ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА.
Мы размяли речевой аппарат, теперь давайте «возьмём разгон»
Читай по слогам, потом целыми словами
ЧУвствоВАлось
ТОРЧАВшими
ПО+ЛУ+ДУРАГО+ЦЕННЫ+Е
Проезжающему
Основная часть.
Я вижу вы готовы- начинаем читать.
*Чтение 1-го абзаца*
- Где происходят события рассказа? (в поместье Теребиловка в мастерской)
- У нас появился первый герой. Как его зовут? (Прошка)
- Прочитав первый абзац, что мы можем сказать о нём? (он не высокого роста, сидел в тёмном углу и т.д.)
- Что он там делал? (работал)
- Первое знакомство произошло. Что же будет дальше…
*чтение 2-го абзаца*
-Удобные ли были условия для работы? Кроме темноты, что еще было не так? (В одной комнате работало 5 человек- очень тесно)
Было очень тесно тем более, что это была баня, а банные помещения делают специально маленькими, чтобы оно быстрее наполнялось влагой. + маленькие окна.
*3-часть*
- С кем мы познакомились в этом отрывке? (со стариком Ермилычем)
- Что вы можете о нём сказать? (полу слепой, один из лучших мастеров, бранил хозяина)
- Кто такой гранильщик? (в.о.)
- Как вы думаете почему он был полуслепой? (много работал; работа связана с напряжением зрения)
- Как можно назвать человека , который много работает? (трудоголик и т.д.)
Как фамилия хозяина? (Ухов)
Пришло время познакомиться с хозяином.
*4-я часть*
-Как зовут Ухова? (Алексей Иванович)
- Каким он был по словам старика? (плут, мучает их работой, мало кормит)
- Каким его ещё можно назвать? (жадный , зажиточный)
Обратите внимание, что Ухов как бы пытается взбодрить своих рабочих.
-Как вы думаете он искренно это делает? (нет)
Он как человек в маске, говорит не то, что думает.
-А старик…со зла ли он ругает своего хозяина? (нет, он просто говорит, то что думает, т.к. он открытый человек)
Двигаемся дальше.
*5-я часть*
- Если Ермилыч так не доволен хозяином, почему же он на самом деле не уйдёт? (идти некуда, возраст не тот, слепота т.д.)
Читаем дальше
*6-я часть*
-Какой новый герой появился? (Игнатий и Спирька)
- Что вы можете сказать об Игнатии? (молчаливый, не любит даром терять слова, угрюмый)
- Что значит: «чахоточный мастер Игнатий»? (больной чахоткой человек)
Чахотка- заболевание лёгких.
- Кто такой Спирька? (помощник мастера, т.е. подмастерий)
- Какие у него черты? (молодой, бойкий, любит подразнить Ермилыча, весёлый, сильный)
- Сильный в каком плане? Может прут железный согнуть? С каких харчей, они же в впроголодь живут? (сила имеется в виду – много энергии)
- Почему он над Ермилычем посмеивается? (в мастерской скучно- хоть какая-то забава)
Найдите фрагмент, где Спирька дразнит Ермилыча .(в.о.)
*7 часть*
- Что нового мы узнали о хозяине? (он обманывает не только своих рабочих , но и покупателей)
- Кто был самым внимательным и скажет нам с чем они работали в мастерской? (камни)
- Со сколькими рабочими мы уже познакомились? (3-мя+ хозяин)
Продолжаем знакомство.
*8 часть*
-Кто новый герой? (Лёвка)
- что вы можете о нём сказать? (немой от рождения)
Контингент в мастерской разный , разные возраста, поколения. Есть больные, инвалиды. Однако они общаются все вместе.
*9 часть*
- С кем сравнивает автор Ухова? (с лисой)
-Почему?(в.о.)
- Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)
- Почему Ухов сам не работает в мастерской? (в.о.)
У Ухова на главном месте выгода.
*10 часть*
-Рабочие посмеивались над хозяином, почему? Найдите в тексте доказательства.
*11 часть*
-Здесь описано «превращение камня». Какие этапы мы можем выделить? (сортируются; околачиваются, обтачиваются на черно, кладутся фасетки, поправляются грани, полируются)
- Почему автор так подробно описывает этот процесс? (чтобы показать всю сложность)
*12 часть*
Работа не только сложная, но и…(опасная для здоровья)
-Для чего опасна? (для лёгких и зрения)
- Давайте вспомним чем была мастерская раньше? (баней)
- Найдите фрагмент доказывающий это (читают)
Сырость задерживала в воздухе частицы пыли. Вот почему у Ермилыча было плохое зрение, а Игнатий болел чахоткой.
*13 часть*
Прочитав последнюю часть мы видим как к хозяину относятся его рабочие (они уважают его, прощают плутовские замашки.)
- Почему они так к нему относятся? (он приютил их, даёт им работу, еду, кров)
Мы познакомились со всеми героями. Теперь вы их знаете и можете охарактеризовать их соотнесите имена и хар-ку.
Ермилыч | Ворчливый, открытый, трудолюбивый, один из лучших гранильщиков |
Игнатий | Молчаливый , угрюмый, серьезный |
Спирька | Молодой, сильный, весёлый, подстрекатель |
Прошка | Сирота, маленького роста, работал с колесом |
Лёвка | Немой оптимист |
- Какого героя не хватает? (Ухова)
- Какие его черты вы можете назвать? (в.о.)
Работа с иллюстрацией
- Откройте с. 106. Мы прочитали первую главу и теперь вы точно можете назвать тех, кто здесь изображён. (Ухов, Прошка, Ермилыч)
- Как вы догадались? (в.о)
-Что мы видим в окне? (колесо)
Итог урока.
-Хотели бы вы работать в такой мастерской? (в.о.)
- Почему? (в.о)
Всегда хочется работать в светлом, просторном, чистом помещении. А в таких условиях , как в этой мастерской и работоспособность низкая. Рабочее место всегда должно сиять чистотой и быть уютным.
-Из первой главы понятно почему произведение называется «Вертел»? (в.о)
- Мы можем предположить кто будет в дальнейшем главным героем? (в.о)
Д.З.- прочитать 2-ю главу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в ко...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу» 3 класс "Перспектива".
Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу»....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...