Урок обучения грамоте "Буквы Ч ч"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Первый урок по данной теме знакомит первоклассников с новым звуком и буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_chch.rar | 12.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [ч`], буквы Ч, ч
Цель урока: 1) ознакомление со звуком [ч`], буквами Ч, ч, обучение
слоговому чтению;
- воспитание внимательного отношения к людям, умения ценить время;
- развитие речи учащихся, активизация словаря, развитие воображения, оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение, исключение).
- Организация класса.
- Актуализация знаний.
- Какие бывают звуки?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Каким цветом обозначаются гласные звуки?
- Согласные? Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета?
- На партах у вас лежат буквы. Выйдите к доске те дети, у которых буквы обозначают гласный звук.
- Разделитесь на две команды. Почему вы разделились именно так? (1 к. – буквы, звуки которых обозначают мягкость согласного, а 2-я команда – это буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука)
- Теперь выйдите к доске дети, у которых звуки звонкие (глухие)
- Сообщение цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, догадайтесь, что это за звук
- Ознакомление со звуком [ч`]
- Отгадывание загадок («Доскажи словечко!»)
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)
Над морской волной летает,
Рыбку клювиком хватает.
Крик поднимет жуткий стайка
Называют птицу ...(чайка)
- Выделение звука [ч`].
Повторить слова-отгадки ещё раз. Найти в словах одинаковый звук.
- Характеристика звука.
- Может ли воздух проходить свободно? Можем ли этот звук тянуть, петь? Какой он?
- Какой звук [ч`], твердый или мягкий. Прикрепляем рядом с картинкой зеленый квадратик.
- Звук [`ч] необычный. Он всегда мягкий, не бывает твердым.
- Назвать слова со звуком [`ч] самостоятельно.
- Подбор антонимов и синонимов.
- Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука [`ч]
- В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)
- Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)
- Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)
- Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя
- А теперь назовём слово близкое по смыслу. Как сказать по-другому?
- Правдивый человек (честный)
- Внимательный (чуткий)
- Активизация словаря.
- Посмотрите на слайд и скажите, люди каких профессий здесь изображены? (ткач, почтальон, часовщик, печник, скрипач, птичница)
- Что объединяет данные слова? (Во всех названиях есть звук [`ч])
- Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове.
Учитель показывает картинки и четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. (Чайка, телефон, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник)
- Нахождение звука в словах стихотворения
- А вы любите пить чай? Послушайте стихотворение. Будьте внимательны. Найдите в нем слова со звуком [ч`].
Часто в гости к черепашке
Забегает Чебурашка
Как из чашек чай попьют,
Так частушки запоют.
Под черемухой в саду
Поиграют в чехарду.
Поиграют час – другой,
И глядишь, пора домой.
- Ознакомление с буквами Ч, ч.
- Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, мягкий, глухой, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч.
Сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных.
- Зачем нужна заглавная буква? Привести примеры
Найти буквы Ч ч по классной «ленте букв», в настенном алфавите, среди других.
- Упражнение в чтении.
- Слоги с «Ч» по сигнальным карточкам:
- Слова по сигнальным карточкам: часы, туча, дача, лучи, мячи, чудо.
- Слова с доски
ученик учебник ручка
Объяснить лексическое значение каждого слова. Найти родственные слова. Наблюдение над многозначностью слова «ручка»
грач бабочка ласточка
мяч обруч волчок
Упражнение в обобщении. (Как назвать одним словом?) Конкретизация понятия. (Какие еще игрушки знаете?)
- Текст. (На доске).
- Прочитать внимательно, запомнить имена детей и названия игрушек.
Девочки играли во дворе.
У Ванечки мяч.
У Ирочки обруч.
У Танечки палочка.
Им было …
Прочитать цепочкой, хором. Добавить последнее слово («весело», «хорошо»).
Учитель стирает имена, оставляя первые буквы. Дети вспоминают имена девочек.
Учитель стирает названия игрушек. Дети вспоминают. Учитель прикрепляет вместо слов соответствующие картинки.
Дети восстанавливают по памяти весь текст.
- Какая игрушка была у Ниночки? (Мяч)
Чтение отрывка из стихотворения
«Мой веселый, звонкий мяч;
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!»
- Словарная работа
- Вы заметили, как называли девочек? (Ласково). У нас тоже есть девочки. Давайте и их назовем ласково.
- А кого мы всегда называем ласково? Кого больше всех любим? Как назвать ласково?
- Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.
- А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).
Не колпак, а … (колпачок)
Не куртка, а … (курточка)
Не башмаки, а … (башмачки)
Кто получился? (Гномик)
- Гномик сам маленький и любит все маленькое.
У него не стул, а … (стульчик),
Не диван, а … (диванчик),
Не тарелка, а … (тарелочка),
Не стакан, а … (стаканчик),
Не ложка, а … (ложечка).
- Вывод.
- Работа по учебнику.
- Где живут гномики? (В лесу, в пещерах, в маленьких домиках). А еще где? Отгадаем загадку:
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)
- Работа по картинке.
- Что видим? (Часы)
- Какие часы бывают?
- Что есть у часов?
- Кого мы видим на картинке?
- Что он делает?
Работа над скороговоркой:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
- Закрепление.
чтение слогов в «Азбуке»
работа над текстом («Азбука» с.129.)
Чтение
Анализ содержания.
- О чем говорится в тексте?
Какие бывают часы?
Для чего нужны часы?
Придумайте название этому тексту
- Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля. (слайд)
- Послушаем, как звучат они.
- Обобщение, рефлексия
- С какой буквой мы познакомились?
- Какого цвета огонёк «горит» в её окошке?
- Какой звук обозначает?
- Что в нем особенного?
- Что понравилось?
- Что было сложно?
- Чему удивился?
- Чем захочется поделиться дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."
Сочинение — это составление своего текста....