Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Матвейчук Наталья Геннадьевна

Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся (УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx59.57 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Матвейчук Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Лицей № 7» го Саранск

Календарно – тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности учащихся

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

I ЧЕТВЕРТЬ

Раздел I.  Каким бывает слово? (20ч)

1

Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение  автора к читателю.

1

Личностные универсальные учебные действия

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные универсальные учебные действия

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные универсальные учебные действия

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

условных обозначениях), в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Деятельность учащихся

– Ориентироваться в учебнике, знать и пользоваться системой условных обозначений, находить нужную главу и произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы. Анализировать, искать материал, отбирать нужный материал для работы. Сотрудничать.

– Наблюдение за текстами в жанре послания,  различение и  сходство их по разным признакам (художественное и риторическое послание). Выявление авторского отношения к адресату.

– Наблюдение за интонацией и ритмом стихотворения, поиск мест, где ритм и интонация меняются. Определение роли строфы в стихотворении.

– Наблюдение за употреблением фразеологических оборотов в художественном тексте и определение их роли.

– Наблюдение за употреблением слов и выражений в переносном значении в рассказе, сказке, притче. Раскрытие особенностей жанра притчи.

– Сопоставление евангельской притчи и притчи авторской. Освоение ритмического рисунка в процессе чтения притчи.

– Наблюдение за художественным описанием в разных литературных жанрах (рассказе, лирическом стихотворении, сказке).

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

02.09

2

Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения).  Выделение ключевых слов в стихотворении. Поэтические послания А.С.Пушкина.

1

05.09

09.09

3

Слово в стихотворении. Тон стихотворения. Поэтические послания А.С.Пушкина.

1

4

Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…».

1

5

Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?»

1

6

Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека.

1

12.09

16.09

7

Крылатые выражения (фразеологические обороты). Знакомство с фразеологическим словарём. В.В.Суслов «Как работает слово».

1

8

Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски».

1

9

Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания.   Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка».

1

10

Притча. Прямое и переносное значение слова в притче.  

В.В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил».

1

19.09

23.09

11

Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню.

1

12

Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. А.А.Ахматова «Тайны ремесла».

1

13

Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза».

1

14

Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М.М. Пришвин «Летний дождь».

1

26.09

30.09

15

Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста. В.В.Набоков «Дождь пролетел».

1

16

Оттенки звука и оттенки слова. Описание предмета. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок).

1

17

Способы передачи настроения героя. Описание «ощущения»героя. В.В.Лунин «Музыка».

1

18

Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение   наизусть произведений раздела.

1

03.10

07.10

19 – 20

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

2

Раздел II. Волшебные превращения слова (22ч)

21

Слово в юмористическом стихотворении. Диалог- спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения. А.К.Дитрих «Говорила туча туче».

1

– Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении,сменой интонаций в тексте. Определение смысла заглавия разных произведений.

–  Наблюдение за развитием сюжета в русской народной сказке и басне. Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни. Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке.

– Определение роли ударения как «смыслоразличителя» для понимания основной авторской идеи.

– Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте. Определение основной мысли в разных произведениях.

– Составление характеристики персонажа, определение авторского отношения к нему.

– Роль диалога в художественном произведении: речь как характеристика персонажа.

– Выявление роли глагола с целью характеристики поведения персонажа в авторской сказке.

– Определение жанровых особенностей притчи: поучения, ситуации из жизни и иносказания.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

22

Интонация. Инсценирование стихотворения. Э.Э.Мошковская «Косматая - косматая».

1

10.10

14.10

23

Слово и речь человека. Критерии чтения юмористического стихотворения. Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля».

1

24

Тон чтения. Диалог героев. Ю.Тувим «Словечки-калечки».

ПДД Сигналы регулировщика.

1

25

Сказка. Слово в речи героев русской народной сказки.

1

26

Чтение сказки по ролям. Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка.

1

17.10

21.10

27

Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне. Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух».

1

28

Смыслоразличительная роль ударения в слове. Смысловое и  слоговое ударение. И.М.Подгаецкая «Ударение».

1

29

Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение».

1

30

Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания. С.Чёрный «Воробей».

1

24.10

28.10

31

Слово и реакция человека на него. Обидное слово. В.И.Белов «Как воробья ворона обидела».

1

32

Интонация. Настроение. Чтение стихотворения по ролям. Я.Л.Аким «Что говорят двери».

1

33

Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день».

1

II ЧЕТВЕРТЬ

34

Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста.

1

Коммуникативные универсальные учебные действия

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

08.11

11.11

35

Речевой этикет. О.Е.Григорьев «Гостеприимство».

1

36

Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок».

1

37

Речевой этикет. О.И.Выготская «Мягкий знак».

1

14.11

18.11

38

Диалог в сказке.Чтение по ролям. Способ чтения реплик.

Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки».

1

39

Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок».

1

40

Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе.

1

41 – 42

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

2

21.11

25.11

Раздел III. Волшебники слова (14 ч)

43

Авторское слово. Сравнение как приём, создающий образ.  

Дж Родари «Чем писать».

1

– Определение иносказательного характера притчи.

– Введение нового термина «лирика», объяснение его с точки зрения этимологии.

– Пропедевтика изобразительных средств в стихотворении о временах суток.

– Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры.

44

Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник».

1

45

Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить».

1

28.11 – 02.12

46

Чтение стихотворения с разной интонацией. Н.Н.Матвеева «Кораблик».

1

47

Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой».

1

48

Чтение диалога в рассказе. Способы передачи настроения героев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке».

1

49

Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная».

1

05.12

09.12

50

Характер героя, его поступки и мотивы.

С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».

1

51

Сравнения. Выразительное чтение стихотворения.

Г.М.Кружков «Утро - весёлый маляр».

1

52

Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда».

1

53

Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок».

1

12.12

16.12

54

События в рассказе. В.И.Белов «Радуга».

1

55

События в рассказе. В.А.Бахревский «Хозяева лета».

ПДД Элементы улиц и дорог.

1

56

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

1

Введение в мир сказочного слова (2 книга)

57

Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями  выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда».

1

– Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Определение ритмического рисунка в процессе чтения миниатюры.

– Подбор однокоренных слов к слову «сказка». Определение этимологии этого слова.

19.12

23.12

58

Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети».

1

59

Основной смысл текста. Интонация стихотворения.  В.А.Черченко «Как рождается сказка?»

1

60

Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)

1

III ЧЕТВЕРТЬ

Раздел I. Слово в русской народной сказке  (22 ч)

61

Русская народная сказка. Устное народное творчество Особенности изображения героев в бытовой сказке. «Мужик и медведь».

1

– Первичное определение особенностей бытовой сказки.  

– Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

09.01

13.01

62

Комплексная работа.

1

63

Диалог героев. Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки «Мужик и медведь».

1

64

Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер».

1

– Определение особенностей волшебной сказки.  

65

Жизненная ситуация бытовой сказки  «Мороз, Солнце и Ветер».

1

– Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

– Моделирование сюжета волшебной сказки.

– Определение особенностей сказки о животных.  

– Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

– Определение особенностей бытовой сказки.

– Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

16.01

20.01

66

Сопоставление поэтического текста и сказки на одну тему. Спор героев. Инсценировка сказки «Мороз, Солнце и Ветер».

1

67

Сопоставление волшебной и бытовой сказки. «Приключение» главного героя «Кулик».

1

68

Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик».

1

69

Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик».

1

23.01

27.01

70

Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка  «Несмеяна - царевна».

1

71

Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.

1

72

Сказочные повторы. РНС «Несмеяна - царевна».

1

73

Пересказ сказки близко к тексту. Критерии устного рассказа  «Несмеяна - царевна».

1

30.01

03.02

74

Композиция волшебной сказки «Кощей бессмертный».

1

75

Сопоставление построения сказок «Кощей бессмертный».

1

76

Сказка о животных. Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля».

1

77

Основные части сказки. Повторы. Сопоставление построения  сказок  «Журавль и цапля».

1

06.02

10.02

78

Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка».

1

79

Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка».

1

80

Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка».

1

81

Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды.

1

13.02

17.02

82

Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения. Выставка книг-сказок. (Сборник, содержание)

1

83

Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

1

Раздел II. Притчевое слово в сказке  (8 ч)

84

Притча. Сказка-притча. Обращение автора к читателю.

1

– Определение особенностей сказки-притчи.  

– Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче.

– Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче.

– Определение прямого и переносного значения в сказке-притче, иносказательного характера. Трактовка как «поучения в примере».

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

85

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче. Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце».

1

20.02

24.02

86

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче. К.Д.Ушинский «Два плуга».

1

87

Сопоставление бытовой сказки и сказки-притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце».

1

88

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!»

1

27.02

03.03

89

Урок – рефлексия: что такое притча?

1

90 –

91

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

2

Раздел III. Мир природы в авторских сказках  (13 ч)

92

Авторская литературная сказка.  Обращение автора к читателю.

1

– Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе.

– Пропедевтика изучения изобразительных средств (эпитета, олицетворения) на примере авторской сказки о зиме.

– Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке. Слияние прозаического и стихотворного стиля в произведении.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

06.03

10.03

93

Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

94

Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

1

95

Язык авторской сказки. Описание природы. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь».

1

13.03

17.03

96

Обучение пересказу текста описания. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь».

1

97

Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А.Чарская «Зимняя сказка».

1

98

Язык авторской сказки. Наблюдение за выразительными средствами языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов). Л.А.Чарская «Зимняя сказка».

1

99

Сказочные события. Структура сказки. О.О.Дриз «Как родилась Зима». ПДД Всё для пешеходов и пассажира. Правила обхода транспортных средств.

1

20.03

24.03

100

Комплексная работа.

1

101

Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча. Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных  сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам 

1

102 -

103

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

2

Раздел IV. Герой в авторских сказках о животных (9 ч)

104

Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона».

1

– Выявление способов изображения животных в авторских сказках.

105

Структура сказки, схожесть её с народной. В.И.Даль «Ворона».

1

IV ЧЕТВЕРТЬ

106

Чтение сказки по ролям. В.И.Даль «Ворона».

1

– Особенности построения авторской сказки о животных (пропедевтика изучения композиции).

– Составление характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи.

– Выявление отличий авторских сказок от русских народных сказок о животных.

05.04

07.04

107

Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей».

1

108

Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев.  Н.Д.Телешов «Покровитель мышей».

1

109

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина».

1

10.04

14.04

110

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубу»..

1

111

Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.

1

112

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

1

Раздел V. Герой в авторских волшебных сказках  (7 ч)

113

Волшебные авторские сказки. Герой сказки, его описание.  Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

1

– Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке.

17.04

21.04

114

Экспозиция сказки. Поучение в сказке. Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

1

– Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики.

115

 Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»  Критерии сочинения сказки.

1

116

Герой сказки. Речь героя.  Т.И.Александрова «Кузька».

1

117

Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки  Т.И.Александрова «Кузька».

1

24.04

28.04

118

Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками.

1

119

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

1

Раздел VI. Поэтическая сказка (9 ч)

120

Форма сказки: прозаическая, поэтическая. С.Я.Маршак «Вчера и сегодня».

1

– Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной.

– Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей.

Проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль).

121

Образ главного героя, его речь.  С.Я.Маршак «Вчера и сегодня».

1

01.05

05.05

122

Чтение сказки по ролям. Выбор отрывка для заучивания  наизусть. С.Я.Маршак «Вчера и сегодня».

1

123

Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской  по композиции. П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

124

Речь героя. Разговорная речь(устаревшие слова и выражения).  П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

08.05

12.05

125

Составление чтецкой «партитуры». Чтение по ролям.  П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1

126

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору.

1

127

Урок-рефлексия: виды сказок.

1

15.05

19.05

128

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

1

Раздел VII. Когда рождается сказочник  (8 ч)

15.05

19.05

129

Замысел автора. Герои сказки.  А.Черепанова «Бесконечная сказка».

1

– Определение роли авторства в создании сказки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг.

130

Чтение сказки по фрагментам.   А.Черепанова «Бесконечная сказка».

1

131

Форма сказки Чтение сказки по фрагментам.   А.Черепанова «Бесконечная сказка».

1

22.05

26.05

132

Итоговый урок-рефлексия.

1

133

Итоговая комплексная работа.

1

134

Е.Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой…»

1

135

Библиотечный урок. Определение содержания книги по её элементам.  Знакомство с каталогом библиотеки.

1

29.05

31.05

136

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Для учителей, работающий в системе РО по учебникам Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. Правда в этом году на литературу в 4 классе выделено всег...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...