Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему
Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ», презентацию и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 545.05 КБ |
Технологическая карта урока литературного чтения | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВАСЬКА ТОЛЬКО ФЫРКАЛ И ЖМУРИЛСЯ ОТ СВЕТА
Николай Николаевич Носов
Николай Николаевич Носов На горке
СГРЕ – БА – ЛИ – СГРЕБАЛИ СВА – ЛИ – ВА – ЛИ – СВАЛИВАЛИ ТРУ – ДЯТ – СЯ – ТРУДЯТСЯ СКОЛЬЗ – КА – Я - СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ – РАЛ – СЯ - ВЗОБРАЛСЯ ОТ – ТОЛК – НУЛ – СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ ФО – НЕР – КА - ФОНЕРКА ЧЕТ – ВЕ – РЕНЬ – КИ - ЧЕТВЕРЕНЬКИ ДВОР – НИЦ – КА – Я - ДВОРНИЦКАЯ Прочитай по слогам:
Ф ИЗМИНУТКА
ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН ОТРЕЖЬ УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ
1 ряд - Каким Котька был в начале рассказа? 2 ряд - О ребятах 3 ряд – Каким Котька стал ? СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН
РАЗВЕСЕЛИТЬ ЧИТАТЕЛЯ ? ПОДШУТИТЬ НАД КЕМ-НИБУДЬ? ПОМОЧЬ УВИДЕТЬ ПОСТУПКИ, ПОРАЗМЫШЛЯТЬ? РАЗБУДИТЬ ФАНТАЗИЮ? ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ ОТЛИЧИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОСТУПОК ОТ НЕКРАСИВОГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ НАПИСАН РАССКАЗ?
НОСОВА?
Молодцы!
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»
Цели деятельности учителя | 1)Познакомить и закрепить интерес к творчеству Н. Носова. 2) Формировать умение определять главную мысль произведения 3) Учить детей выразительно читать; работать в группах; давать характеристику героев, используя пословицы и поговорки 4) Развивать в детях эмоционально-чувственное отношение к событиям в тексте; развивать устную речь учащихся, образное мышление, коммуникативные умения, творческое воображение, умение анализировать, обобщать, прогнозировать события, отвечать на вопросы; воспитывать культуру общения |
Тип урока | Изучение нового |
Планируемые | Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, прогнозировать содержание произведения; определять основную мысль произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев и соотносить смысл пословиц с поступками героев, составлять план произведения. Метапредметные: познавательные: научатся делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Экран, компьютер, проектор, презентация, выставка книг Н.Н. Носова, карточки со словами и пословицами, иллюстрации, портрет, снежинки на рефлексию |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Здравствуйте! Вот звенит звонок, Начинается урок! Урок литературного чтения: Погладьте себя по голове, Обнимите себя, Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу! Пусть урок принесет нам радость общения, а помощниками будут: внимание, дружба. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронта-льная, индиви-дуаль-ная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Речевая разминка 2. Проверка домашнего задания. Работа с выставкой рисунков. | Васька только фыркал и жмурился от света.(слайд№2) – Прочитайте предложение спокойным голосом, шепотом и медленно; грозно; радостно. Каким мы видим Ваську в рассказе? А вот таким вы его представили в своих рисунках? Вывод: Чему научил вас рассказ «Живая шляпа»? | Выполняют задание | Фронтальная, групповая | Познавательные: осуществляют смысловое чтение, синтез, сравнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, дружбы Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | Слово об авторе | - Чей портрет на доске? - Что запомнили о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова? (сообщения подготовленных детей (Приложение №1) – д/з) (Слайд №3) - В 1976 году Н.Н.Носов умер, его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают его произведения. - Почему дети любят читать произведения Н.Н.Носова? Сообщает тему, цель урока | Принимают тему, цель урока, отвечают на вопросы, работа с выставкой книг Носова, сообщение(см. Приложение№1) (они смешные, добрые, поучительные) | |||
IV. Работа по теме урока | 1. Прогнозирование по заголовку. Словарная работа. 2. Первичное восприятие текста. Эмоционально-оценочная работа Физкультминутка 3.Восстановление содержания с исполь - зованием рисунков 4. Анализ поступков героя, составление характеристики и соотнесение с пословицами и поговорками. 5. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания | - Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, прочитайте, как называется (Слайд№4) - О чем этот рассказ? - Что такое «горка»? У вас на карточках (Приложение № 2) написано значение этого слова, прочитайте. - Где вы еще встречали слово «горка»? - На какой горке предлагает побывать Н.Н.Носов? Что нужно для строительства горки? Кто из вас строил горку? Кто любит кататься с горки? Почему? Вывод учителя: Строительство горки, нелегкая работа, требующая большой силы и терпения. Чтение трудных слов на слайде: (Слайд№5) Сгре-ба-ли, сва-ли-ва-ли, тру-дят-ся, скольз-ка-я, взоб-рал-ся, от-толк-нул-ся, фо-нер-ка(тонкая дощечка). Двор – ниц-ка-я (на стр.214) Текст начну читать я, а вы следите, потому что будете продолжать читать. - Чьё чтение вам больше всего понравилось? - Кому понравился рассказ? - Какой эпизод рассердил? Котька –это уменьшительное имя Константин (см.Приложение№3) На первых партах каждого ряда лежат рисунки, которые помогут вам восстановить события рассказа. (Приложение №4) Составление картинного плана+характеристика героя+ пословица. – Кто является главным героем рассказа? – Что делали ребята? Прочитайте – Прочитайте, как они строили горку. Какая пословица о работе ребят, зачитайте.(см.Приложение№2) – А что делал Котька, когда ребята трудились? – Почему же он не вышел? – Какой он? (хитрый)Какая пословица подойдет к этому эпизоду? – Что произошло, когда ребята ушли обедать? – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. Каким он здесь оказался?(глупым) – А зачем он посыпал горку песком? – Что из этого вышло? Прочитайте. Какой он?(несообразительный) – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? – Котька сразу согласился это сделать? Какой Котька здесь?(недогадливый)Что ответили ребята? – Понравилось ли Котьке работать? – Подтвердите словами из текста. – Как вы думаете, изменился ли Котька? Каким он стал?(работящим) – Кто помог ему стать лучше? Как бы вы поступили, чтобы такого не произошло? – Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.(слайд №6) 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. Мы составили картинный план, он поможет вам дома разделить текст на части и озаглавить каждую часть своими словами. Но я усложню д/з – вам нужно будет пересказать от лица Котьки, начиная со слов «Один раз зимой, я взял коньки и пошел во двор..» | Выполняют задание. Предположение детей. (горка- возвышенность, поднимающая-ся над окружающей местностью или куча чего-нибудь) Читают по слогам на слайде, объясняют значение новых слов Дворницкая – помещение, где хранятся лопаты, ведра, песок. Отвечают на вопросы Выполняют упражнения Групповая работа(по рядам) Дети отвечают н вопросы, называют характеристику героя, соотносят с пословицей (Рабочие руки не знают скуки) (Лентяй горазд на отговорки) Зачитывают+рисунок+харктеристика+пословица (на доске) (Глупая голова ногам покоя не даёт) (Не руби сук на котором сидишь) Трудом не наказывают, а исправляют) (Будешь стараться – всё может удастся.) Находят главную мысль (Умел ошибиться, умей и поправиться) На доске записано д/p – уч.60-65,(озаглавить), з.№5. | Фронта-льная, индиви-дуаль-ная Фронтальная Фронтальная | Выполненные задания, устные ответы, работа со словарной статьей Выполнение движений | |
V. Закрепле-ние знаний и способов действий | Работа в парах. Составление синквейна,
Проверка | Вам нужно сейчас составить синквейн – 1 ряд о Котьке в начале рассказа; 2 ряд – о ребятах 3 ряд – о Котьке в конце рассказа.
Какая главная мысль произведения? УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ. – Чему учит нас это произведение? | Составляют синквейн (Приложение №2) Ответы детей | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выявление сущности, особенности объектов. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: осуществляют учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Личностные: осуществляют оценивание содержания, осознание ответственности за общее дело | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Подумайте, с какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке»? (слайд№7) Чтобы: 1. Развеселить читателя? 2. Подшутить над кем-нибудь? 3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними? 4. Разбудить фантазию? 5. Помочь читателю отличить правильный поступок от поступка неправильного? (слайд№8) 1. Вывод: Так почему дети любят читать произведения Николая Николаевича Носова? (смешные,добрые,поучительные) – Кто на уроке у нас был сегодня самым активным?(ОЦЕНКИ) 2.Строительство горки из снежинок. У вас на партах лежат снежинки, напишите на них каким бы вы были ,если бы очутились на месте Котьки? А сейчас постройте из снежинок горку на доске. 3.Мне бы хотелось проверить, как прошел урок? Приготовьте пальчики, загибаем : 1.Получилось на уроке составить синквейн о Котьке и ребятах? 2. Кто не будет совершать плохие поступки? 3. Вы запомнили значения новых слов? 4.Домашнее задание записали? 5. Понравилось работать на уроке? Урок окончен – МОЛОДЫ!(слайд№9) | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Приложение №1: дополнение подготовленное дома с показом произведений.
Боротюк Егор: « Николай Николаевич Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических , забавных, познавательных произведениях. Первый рассказ «Затейники» появился в журнале «Мурзилка», а первый сборник рассказов «Тук-тук-тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны(показывает книги).
Ксюша Плевина: Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне»
Приложение №2( индивидуальная карточка)
Фамилия___________________________________________________________
Значение слов:
Горка – возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью или куча чего-нибудь.
Четвереньки – стоять одновременно опираясь на обе руки (ладони) и обе ноги(колени).
Характеристика героев:
Умный, веселый, глупый, честный, злой, хитрый, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый, обманщик, смешной, сообразительный, работящий, недогадливый.
Пословицы:
- Лентяй горазд на отговорки.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Будешь стараться – всё может удасться.
- Не руби сук на котором сидишь.
- Трудом не наказывают, а исправляют.
- Глупая голова ногам покоя не даёт.
Синквейн:
- (Кто?)_________________________________________________
- (Какой?)_______________________________________________
- (Что делает?)___________________________________________
- (Пословица, фраза)______________________________________
- (Кто? Синоним)_________________________________________
Приложение№ 3 (физкультминутка)
Учитель: Ученики:
- На дворе мороз и ветер? - На дворе гуляют дети!
- Ручки, ручки согревают? - Ручки, ручки потирают!
- Чтоб не озябли ваши ножки? - Мы потопаем немножко!
- Вам мороз не страшен? - Вот так мы попляшем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Как смотрят на мир писатель и читатель (по произведению Н. Носова "Клякса")"
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Гармония"Тема урока:«Как смотрят на мир писатель и читатель»Содержание урока:Н. Н. Носов «Клякса»Форма урока: Урок – мастерскаяЦели урока:...
Урок литературного чтения в 3-ем классе Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».
Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием Iглавы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; Развивать творческие способности, мышление, речь. ...
Урок литературного чтения во 2 «в» классе "Обучение составлению плана и пересказу. Н.Сладков "Медведь и Солнце"
Урок литературного чтения разработан на основе ФГОС....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Фестиваль сказочных героев"
Обобщающий урок литературного чтения (обучения грамоте) проводится после знакомства с буквами "Рр", "Лл" и звуками [р], [р/], [л], [л/], поэтому содержание урока акцентировано на чтении сл...
Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев"
Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев". 4 класс. УМК "Школа России"....
Разработка урока по литературному чтению. Тема: "С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений С. Маршака"
Разработка урока для 2 класса...