Урок литературного чтения в 3-ем классе Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием Iглавы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; 
 Развивать творческие способности, мышление, речь. 
 Воспитывать   у учащихся чувства сострадания, сопереживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3-ем классе

Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».

Цели:

  1. Продолжить формировать умение анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;
  2.  воспитывать любовь к природе, к животным.
  3. формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста 
    Задачи: 

1.Обучающая - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием I главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; 
2. Развивающая - развивать творческие способности, мышление, речь. 
3. Воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания. 

Технологии:
здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; создание комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществление  психологической поддержки каждого ученика.

Икт (использование мультимедиа на уроке);

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, учебник.

Тип урока: изучение новой темы. 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Физкультминутка «Клоуны».

- выполняете следующие команды:

« брови свести и развести;

« глаза прищурить, затем широко открыть;

« губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать;

« шею максимально вытянуть, затем опустить;

« плечи максимально свести и развести;

« руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов на уроке.

- отметьте своё настроение (запишите)      (словарь настроений)

3.МИНУТКА ЧТЕНИЯ

А) про себя

Б) в полголоса

В) хором

4.Подготовка к восприятию:

- Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые полетели  на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.

   

- Что же гонит птиц с «родной  стороны»?  ( Зимняя бескормица)

   

  - отгадайте загадку и узнайте героя следующего произведения.

По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (утка)

- О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но … из какого жанра? (из сказок)

Со сказкой всегда интересно 
Сказки все любят читать 
Сегодня попробуем вместе 
Смысл авторской сказки понять.                                  
 

- Например,  из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.      (учитель показывает портрет) 

Справка о биографии Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка. (ученик рассказывает)

-Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая       шейка». (иллюстрация)

- Кому знакомо это произведение?

4. Чтение и анализ текста. 

- Сейчас мы будем читать о том, что случилось с уткой. Будем исследовать 1-ю часть текста, чтобы узнать, что значат поступки героев.


5. Чтение учащимися текста вслух по абзацам       

- Какие слова непонятны?

Словарная работа

Утка - водоплавающая птица с широким клювом, короткой шеей и короткими, широко поставленными лапами

Селезень – самец утки

Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами

Зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где предварительно обрабатывается пища.

Выводок – птенцы

 Верста – русская мера длины равная 1,06 км 
калека – увечный, телесное повреждение

                                                                         

6. Динамическая пауза. 
На носочки встанем 
Облачко достанем 
На корточки присели 
Травушку погладим 
Руками- крыльями взмахнем 
Как утята поклюём 
В стайки соберемся 
Друг другу улыбнемся 
Мы сумели отдохнуть 
И готовы в дальний путь.


7.  Беседа.

- О чём эта часть? С кем нас знакомит автор?

- Что узнали о Серой Шейке?

- Одинаково ли относятся родители к своей дочери? (у них разное отношение, по-разному смотрят на жизнь, на события, которые произошли с Серой шейкой)

_ Чем вызвано такое отношение Селезня к дочери?

- Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? 
( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.) 

- А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.) 
                                                                                                         

- Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные  позиции? (позиция- точка зрения, мнение)

Утка

самоотверженная (жертвует собой ради других)

заботливая

умеющая любить

умеющая сочувствовать

Селезень

Эгоистичный

Равнодушный

не способный ни на какую жертву ради близких

не тревожит себя грустными мыслями

- Какая из позиций ближе каждому из вас? 

- Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, говорить только о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем) 

- На самом ли деле Селезень умный? (Он прикрывает своё равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не нужно вмешиваться в чужую жизнь)

О жизненной позиции таких людей говорит народная мудрость.

- Как понимаете смысл пословиц? Характеризуют ли они позицию Селезня?

Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был                      

Моя хата с краю – ничего не знаю

8. Продолжение работы по тексту

- Наидите  и прочитайте подписи к иллюстрациям   (слайды)      

- Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!) 
- Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку? 
- Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? Перечитайте первые два абзаца. Как они характеризуют автора? ( Отметил детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)

- Как бы вы озаглавили 1-ю часть? Озаглавьте. (Подготовка к отлёту                            

 или ссора родителей) Почему?                                        

Вопрос на засыпку (исследование)

Почему утки не тонут? 
Не зря говорят: «Как с гуся вода». У всех водоплавающих птиц, в том числе уток, на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду. Ведь даже иголка, если её намазать жиром, будет лежать на поверхности воды. Утка нажимает клювом на железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву.

Итог урока  Каковы главные мысли этой части?                      

1) автор описывает подготовку птиц к отлёту на юг?

2) разные жизненные позиции родителей Серой Шейки?

Что понравилось, запомнилось? Что взволновало? С каким чувством уходите с урока?

Домашнее задание                   

Оценки за урок

САМООЦЕНИВАНИЕ 
А сейчас оцените свою работу на уроке.  Если вы были активными – встаньте.

 если вы были внимательными – поднимите руки

Пожалуйста, покажите свой выбор. 
Вы действительно активные, внимательные.

 Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

- Какое настроение ? (грустное, тоскливое, печальное) 

Что понравилось, запомнилось? Что взволновало? С каким настроением уходите с урока    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..

Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Перспектива 2 класс.Тема. Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива" (Второй урок раздела "Мои друзья". Коспект урока составлен с применением структур сингапурского обучения....

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ УМК “ГАРМОНИЯ” 1 класс ТЕМА УРОКА: Ингушская сказка “ Заяц и черепаха”

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:---ЛИЧНОСТНЫЕ: самоопределение – имеют желание учиться, принимать социальную роль ученика; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной дея...

Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».

Урок литературного чтения в 4 В классе. Тема: Определение главной мысли текста. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».  ...