Урок литературного чтения во 2 «в» классе "Обучение составлению плана и пересказу. Н.Сладков "Медведь и Солнце"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения разработан на основе ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 «в» классе

Тема: Обучение составлению плана и пересказу на основе

                            сказки Н.Сладкова «Медведь и Солнце»

Цель: Обучение составлению плана и пересказу на основе сказки Н.Сладкова

           «Медведь и Солнце»

Задачи по формированию УУД:

  1. Формирование регулятивных УУД:
  1. Умение принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Умение планировать и действовать по плану.
  3. Умение контролировать процесс и результаты деятельности.
  4. Умение адекватно оценивать свои достижения.
  5. Умение прогнозировать результаты своей деятельности.

  1. Формирование познавательных УУД:
  1. Развитие техники чтения.
  2. Умение анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Умение работать с  таблицей
  4. Расширение читательского кругозора.
  1. Коммуникативные УУД:
  1. Умение вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.
  2. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  3. Умение осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
  4. Умение учитывать позицию другого человека.
  1. Формирование личностных УУД:
  1. Самоопределение учащегося в коллективе.
  2. Умение вести себя в обществе.
  3. Формирование положительного отношения к школе.

     Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

Проверьте, все ли готово на партах к уроку.

 Учитель предлагает рассмотреть выставку книг и  ответить на вопрос, что объединяет все эти книги. (Это книги для детей и о природе)

Может быть у кого-то есть предположение, с каким произведением мы сегодня будем знакомиться на уроке. (слайд №1)

Сегодня мы будем знакомиться с произведением Николая Ивановича Сладкова «Медведь и Солнце»

      Николай Иванович Сладков хоть и родился в Москве, всю жизнь прожил в нашем городе, в Царском Селе (г.Пушкин)  Около его дома было много старых лесопарков, где он  наблюдал за тайнами природы. Николай очень много читал о природе и даже завел дневник «Тетрадь наблюдений», куда записывал все, что видел вокруг. Когда мальчик вырос, он стал  писать именно о природе.      (слайд №2)

 Давайте попробуем определить для себя задачи нашего урока, чему мы должны научиться, изучая произведение Н.Сладкова  «Медведь и Солнце»

Подсказку можно найти в названии раздела, который сегодня мы начинаем, откройте с.77 учебника.

Кто же сообразил?

Учитель подводит итог и формулирует задачи урока: сегодня мы будем учиться составлению плана и пересказу, а так же будем учиться работать вместе, высказывать свое мнение, слушать мнение других; оценивать себя и других.

Учитель предлагает  в рабочих тетрадях подготовиться с оцениванию своей работы на уроке. (прогноз, итог, контроль по ходу урока)

Но перед тем, как перейти к новому разделу, я предлагаю поработать в командах и вспомнить произведения, которые мы уже изучали. Ваша задача заполнить таблицу, разделив произведения на группы по определенному признаку и дать название этим группам. (каждая группа получает карточки с произведениями и вклеивает их в таблицу)

(Та группа, которая справится  с заданием быстрее, показывает свой вариант на интерактивной доске)

Учитель предлагает проверить, выясняет есть ли другой вариант.

Учитель предлагает вспомнить правила работы в группах (слайд № 3)

А я , как всегда, оценю вашу совместную работу.

Совместная проверка.

А как вы думаете, к какому жанру литературы можно отнести произведение «Медведь и Солнце»? Почему?

Давайте послушаем это произведение и проверим ваши предположения. (учитель читает)

Кто же был прав? (это авторская сказка)

В какую группу  отнесем: проза или поэзия; авторское произведение или народное?

О каком времени года идет речь? (о весне) (слайд №4)

А какие изменения в природе происходят с наступлением весны?

Для того, чтобы  у вас получился хороший пересказ, нужно понимать значение всех слов. Перечитайте сказку про себя, отмечая карандашом слова, значение которых непонятно.

Обсуждение значения слов: слякоть, покосолапил, рявкнул, взревел и др. (учитель может предложить одному из учеников поработать с толковым словарем и найти значение слова «слякоть»)

Продолжим готовиться к пересказу и попробуем составить картинный план.

Представьте, что вы художники и вы должны сделать рисунки к этой сказке.

Перечитайте текст про себя с карандашом и подумайте, сколько частей в этой сказке, сколько рисунков нужно к ней сделать.

Проверка: чтение по цепочке. Там, где нужно остановиться поднимайте руку.

Выделяем  первую часть.

Почему в берлогу к Медведю просочилась вода? (пришла весна)

Какую картину нарисуем?

Прочитаем вторую часть: Какое настроение у Медведя? Какое слово подсказало? Почему? Кого винит Медведь? Какую картину можно нарисовать?

Прочитаем третью часть: С кем беседует Медведь? Какое  у него настроение? Какое слово подсказало, что он в бешенстве?

Какую картину нарисуем?

Прочитаем четвертую часть: С кем беседует Медведь? Какое у него настроение?

Какую картину нарисуем?

Какой наш Медведь по характеру? (бешенный, злобный, глупый)

А почему он глупый?

Он не понимает, что в природе все взаимосвязано и изменить законы природы  невозможно.

Прочитаем последнюю часть: Что нарисуем?

Молодцы,  а сейчас давайте рассмотрим картинки на с.78 в учебнике.

 Каких картинок не хватает? Какая это по счету будет картинка? (медведь вылезает из берлоги с подмоченными штанами, медведь уходит)

Расставьте картинки в нужном порядке.

Перед тем, как мы начнем пересказывать, попробуйте поработать в парах: перечитайте, выберите самые главные слова, которые будете использовать и попробуйте пересказать друг другу сказку.

Слушаем пересказ.

 Я предлагаю вам выполнить последнее задание на сегодня:  каждая группа получает несколько книг. Ваша задача выбрать ту книгу, куда можно поместить сказку Н.Сладкова «Медведь и Солнце»

Слушаем группы.

Дома расскажите   родителям, чем вы занимались сегодня и перескажите сказку «Медведь и Солнце»

Давайте подведем итог нашему уроку: (слайд)

Расскажите, чему учились на уроке; что запомнилось на уроке; было ли трудно…

Я учился…

Я запомнил…

Мне было трудно…

 Я узнал…

Подведите итог своей индивидуальной работе на уроке. У кого прогноз совпал с итогом? У кого результат улучшился? Ухудшился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Урок литературного чтения С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование....

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива....

Конспект урока литературного чтения А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков чтения по произведению А.П. Платонова «Ещё мама»; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока литературного чтения «В. Драгунский. «Тайное становится явным» (пересказ по плану)» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о творчестве В. Драгунского посредством работы над произведением «Тайное становится явным».Задачи урока Дидактические:1.Закрепить знания о творчест...

Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рубцов «Доволен я буквально всем» - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...