конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по литературному чтению
в 4-В классе
В.Ф. Одоевский
«Городок в табакерке». Составление плана.
2016 уч.г.
Тема. В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к другу.
Задачи:
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
3. Введение в тему
СЛАЙД 1 Иллюстрации сказок
- Что объединяет эти все изображения?
Составление Кластера «Сказка» доска
- Какие бывают сказки?
4. Формулирование обучающимися темы и цели урока.
- Дома вы самостоятельно знакомились со сказкой «Городок в табакерке» Владимира Фёдоровича Одоевского.
Тема урока «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».
- Какие цели вы можете поставить на урок?
Цели:
- Познакомиться с биографией В.Ф.Одоевского и его произведением «Городок в табакерке».
- Узнать чему учит сказка;
- Составить план сказки.
- Работа по теме урока
1)Подготовительная работа.
Знакомство со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского (работа в группах)
Обучающимся предлагается деформированный текст биографии писателя.
- Восстановите биографический рассказ, соблюдая логическую последовательность.
В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти. Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.
Обучающиеся восстанавливают текст, работая в группах.
В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.
С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского А.С.Пушки-ным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.
В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Слушание спикеров групп
2) Слушание пьесы Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».
Просмотр видеоролика
- А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».
- Что за звуки услышали? (нежные, красивые, музыка сказочная, спокойная, волшебная,)
- Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!
Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.
3)Словарная работа (сообщения детей).
-Кто знает, что такое табакерка?
Выслушиваются ответы детей.
- А теперь послушаем сообщения ребят о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.
В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки
Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций.
3) Физкультминутка
Давайте встанем, отдохнем!
И в табакерку попадем!
Мы шагаем по дороге,
поднимаем выше ноги
И нам встретились в пути - колокольчики- звонки ( наклон головы) динь, динь
Зашагали дальше ноги
А тут уж- дядьки на дороге
Застучали молотки - мы сердиты и тверды
Тук, тук,тук
Толстый валик великан
На диване он лежал
Ни за кем он не следит,
шуры муры говорит
Зиц, зиц ,зиц кричит царица
Золотая кружевница.
4) Игра «Данетка»
- Проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну - царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет)
5) Работа по составлению плана текста. Деление текста на части.
I часть
- Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « - Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
- Как вы озаглавите эту часть? ( « Удивительная табакерка».)
II часть
- Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. ( «Знакомство с Динь-динь»)
III часть
- Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. («Очутились на улице» или «Герои на улицах города»)
IV часть
- Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. («Встреча с молоточками».)
V часть
- Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. («Господа – дядьки-молоточки».)
VI часть
- Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. ( «Знакомство с надзирателем».)
VII часть
-Прочитайте до слов « - Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. ( «Сударыня – царевна»)
VIII часть
- Прочитайте от слов « - Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. ( «Миша проснулся»)
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
План
- Удивительная табакерка
- Знакомство с Динь-динь
- Герои на улице города
- Встреча с молоточками
- Господа – дядьки-молоточки
- Знакомство с надзирателем
- Сударыня – царевна
- Миша проснулся
6) Итог
- Какое впечатление осталось у вас после сегодняшнего урока?
- Что особенно понравилось?
- Что бы вы хотели изменить?
- С каким настроением уходите с урока?
7) Д/з
Записать в тетрадях составленный коллективно план, (сильным)- пересказать по плану
8) Рефлексия
Украшение табакерки (оранжевое сердце- урок понравился, всё понял, зелёное – не всё понятно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
- Мне нравится (1)