Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.
статья по чтению (1, 2, 3 класс) на тему

Гусейнова Зарема Ахмедхановна

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.

1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.

2. Понимание психологии учащегося.

3. Учитель должен должен знать требования государства к школьнику.

4. Методика не может расти и развиваться в отрыве от опреде­лённой системы школьной политики.

5. Методика вырастает только в ре­зультате нашего сознательного отношения к общественно-воспита­тельным задачам нашей школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.

1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.

2. Понимание психологии учащегося.

3. Учитель должен должен знать требования государства к школьнику.

4. Методика не может расти и развиваться в отрыве от определённой системы школьной политики.

5. Методика вырастает только в результате нашего сознательного отношения к общественно-воспитательным задачам нашей школы.

Программа урока позволяет нам прививать детям положительные качества на основе примеров из произведений. Нужно воспитывать дух героизма на Евпатии Коловрате, на Илье Муромце, на Тарасе Бульбе, нужно давать примеры патриотизма на образах Пушкина и Гоголя, нужно возбуждать дух товарищества, культивировать дружбу, питать и воспитывать чувство справедливого гнева, направлять и развивать критику и самокритику — всему этому литература учит на каждом шагу, на «Размышлениях у парадного подъезда», на стихах Лермонтова «Смерть поэта», на комедии Гоголя. С этого мы начинаем. Юноша, читающий о борьбе Мцыри с барсом, ощущает своё участие в этой борьбе, он переживает радостное для него напряжение, он чувствует и предчувствует свою силу и свои возможности, он совершенно ощутимо готовится к жизни. Художественный образ питает активное воображение, а потому и воспитывает ( Рыбникова А.А. Указ соч.,с. 12).

В литературе поучительным является тот путь, тот мыслительный процесс, которым автор идёт к своим выводам. Эта сторона чаще всего остаётся недоработанной. Учителям литературы нужно идти к задачам воспитания путями литературы: эти пути достаточно широкие и верные, и следует с большим тактом привносить свои параллели и примеры.

Факторы методики:

1. Предмет, художественная литература; природа литературы раскрывается в понятиях образности, эмоциональности, в сложной системе её проблем, в её методе (мышление в образах);

2. Все эти качества литературы мы используем для целей роста и развития нашего ученика, в соответствии с теми задачами, которые поставлены перед нами нашей советской общественностью, советской педагогикой в широком смысле слова. Но выполнение этих задач в плане урока литературы будет тогда наиболее продуктивным и рациональным, когда они разрешатся на материале литературы и методами, сродными искусству слова. Искусство учителя заключается в умении пользоваться первым и вторым факторами в их органическом единстве;

3. Ученик. Обучение есть форма общения между учителем и учеником, обучение будет продуктивным лишь в том случае, если учитель организует класс и держит его в руках, если он заставляет учащихся думать и действовать.

Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребёнка понятным, любимым, плодотворным. ( Рыбникова А.А. Указ.соч.,с.14).

Методика обязана учитывать особенности детского внимания и детской памяти, учитель испытывается его умением держать класс в состоянии творческого напряжения, урок оценивается со стороны общей дисциплины, со стороны усвоенных знаний, со стороны ясности и прочности этих знаний. Всё это — показатели плодотворного общения учителя с классом. Искусство учителя — это умение в педагогическом процессе реализовать передачу знания, соответственно задачам школы и в форме, доступной и плодотворной для учащихся. Наш предмет является творческой переработкой трёх факторов: природы предмета (литературный язык и художественная литература), целей воспитывающего обучения и особенностей детского восприятия и поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....

Формирование умения работать с художественным текстом.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное про...

Основные принципы формирования умения работать с художественным текстом у младших школьников.

С учетом различных особенностей младших школьников формирование умения работать с художественным текстом – процесс длительный, трудоемкий и требующий большого терпения со стороны учителя.Художественно...

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики

задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Статья на тему "Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом"

В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетенций учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность).Уровень сформированности читательских умений можно выя...