Статья на тему "Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом"
статья по чтению (2 класс)
В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетенций учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность).
Уровень сформированности читательских умений можно выявить определенным набором заданий. В статье рассматриваются виды заданий, с помощью которых можно диагностировать читательские умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_sformirovannosti_umeniy_rabotat_s_hudozhestvennym_tekstom.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Диагностика сформированности умений работать с художественным текстом
В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетентностей учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность). В современных условиях увеличения информационной нагрузки имеет значение не столько объем прочитанного, сколько эффективность процесса чтения, т.е. качество овладения информацией, в первую очередь зависящее от культуры чтения. Вместе с тем умение читать следует совершенствовать всю жизнь. Работа учителя должна быть направлена не только на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности. Основное внимание необходимо сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младших школьников.
Термин «читательские умения» можно рассмотреть в двух значениях.
Во-первых, это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения.
Во-вторых, под читательскими умениями в широком смысле подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника: восприятие, анализ, оценка любого текста, в том числе художественного, речевые и библиографические умения.
Методисты выделяют 4 группы читательских умений:
1) поиск информации, заданной в явном виде;
2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;
3) интерпретация и обобщение информации;
4) оценка содержания, языка и структуры текста.
Уровень сформированности перечисленных умений можно определить определенным набором заданий. Материалом для организации и проведения диагностических работ по определению уровня сформированности читательских умений может быть художественный или научно-популярный текст, а также тестовые задания различной категории сложности.
Первая группа заданий – базовые задания, которые направлены на проверку: 1) общего понимания содержания прочитанного текста;
2) умения находить информацию, заданную в явном виде;
3) определения времени и места действия;
4) значения слова или фразы.
Вторая группа – базовые задания повышенной сложности, которые проверяют те же умения, что и базовые задания, но одновременно определяют сформированность учебных умений и познавательной деятельности учащихся. Задания даются в непривычной для учащихся формулировке, либо их выполнение требует последовательного поэтапного контроля со стороны ученика или точного знания алгоритма выполнения действия. Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений:
1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде;
2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы;
3) установить взаимосвязь между событиями.
Третья группа заданий направлена на проверку:
1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности;
2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста;
3) понимания жанровых особенностей текста.
Четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку:
1) умения понимать общий смысл текста;
2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя;
3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя;
4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.
Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения.
1 класс
• Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог.
• Участвовать в тихом хоровом чтении.
• Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.
• Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение.
• Рассказывать, о чем слушали, и давать простейшую оценку прослушанному.
• Членить текст на предложения.
• Выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится.
2 класс
• Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения.
• Пользоваться выборочным чтением.
• Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги.
• Пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
3 класс
• Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами.
• Выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами.
• Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям.
• Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами.
• Пользоваться простейшими схемами, таблицами.
• Использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
• Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий.
• Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ одноклассника по содержанию и выразительности речи.
4 класс
• Читать в соответствии с литературными нормами.
• Пользоваться разными видами чтения.
• Уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.
• Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника.
• Работать со словарем.
• Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.
• Учиться самостоятельно составлять простой план.
• Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения.
• Воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом
В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий....
Методические приемы и подходы формирования умения работать с художественным текстом в начальной школе.
Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой.С тех пор они практически не изменились....
Формирование умения работать с художественным текстом.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное про...
Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.
Основные аспекты методики по формированию умения работать с художественным текстом.1. Образованность учителя, хорошее знание предмета, наличие у него определенных нужных качеств для работы в школе.2. ...
Основные принципы формирования умения работать с художественным текстом у младших школьников.
С учетом различных особенностей младших школьников формирование умения работать с художественным текстом – процесс длительный, трудоемкий и требующий большого терпения со стороны учителя.Художественно...
Статья на тему "Система умений при работе с художественным текстом: читательских и речевых"
В данной статье рассмотрены частные читательские умения, ориентированные на постижения отдельных компонентов произведений как частей художественного целого....
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...