Урок - социализация по литературному чтению "Право на жизнь" Ю.Яковлев
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Никитина Марина Сергеевна

Данный материал позволяет познакомить учащихся с очерком Ю Яковлева "Право на жизнь". Также этот учебно-методичекий материал можно использовать во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Право на жизнь"52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - социализация

Оборудование:

учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»

Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями

1. Речевая разминка

На доске текст:

Молодец, если читаешь

      2             0           1

очень много разных книг!

     3        0         1         1

-Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение).

2.-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и  порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»).

-Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»).

3. –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников)  

Оч

  1. Продвижение темы.

1. –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения!

На доске:

Каждый человек имеет  _______.

У меня есть _________________!

Знаешь ли ты свои ___________?

-Верно, это слово – «права».

-Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право».

3.-Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев.

4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя).

-Вам понравился очерк?

-О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка)

-Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей).

-А какой документ охраняет вас?

 «Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца).

6.(-А теперь сфокусируйте взгляд на поле

чтения и )

ответьте на вопросы (фронтальная беседа):

-Что значит – «человек счастлив»?

-Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита?

-Почему взрослому человеку  легче постоять за себя, чем ребенку?

-Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»?

-Объясните выражение: «сосредоточен в матери».

-Как автор приветствует  родившегося ребенка?

-С чем автор сравнивает конвенцию?

-Как автор указывает на важность права на жизнь?

-Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика)

-Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь!

7.-Найдите значащее слово в 1 абзаце (права)

-Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита)

-Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между  этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком).

-Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами?

-Я с вами согласна, это знак «равно»!

Физкультминутка.

-Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем.

Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз.

- Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать.

6. -Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра)

-В толковом словаре я нашла значение  этого слова

Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу.

- А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры).

-Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу.

Конвенция основана на 4 важнейших принципах.

 

-Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа)

- Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности».

-Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка».

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия».

 -Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и    развитие».

 -Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей».

«Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его».

7. - Вот  вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка).

- Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам.

- А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!»)

- Как предложите ее изобразить?

(кругом)

-Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция.

8.- А в школе ваши права защищает социальный педагог.

IV. ИТОГ:

1.-У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка).

- Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее?

- А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся)

- Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность).

- Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски) 

-А теперь давайте встанем в круг! Я хочу поделиться с вами чудесным стихотворением!

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

получи, чтоб им гордиться

имя личное свое.

Очень трудно самому,

жить на свете одному!

Правом с мамой жить и с папой

пользуйтесь всегда, ребята.

Есть еще такое право-

помнить, думать и творить

и другим свои раздумья

если хочешь, подарить.

Если жар,  все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуйся - учиться

На родимом языке.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Будь ты слабым, или сильным

Белым, черным – все равно.

Ты родился быть счастливым

Это прао всем дано.

 

ОТКРЫВАЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...

Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.

Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...