Урок - социализация по литературному чтению "Право на жизнь" Ю.Яковлев
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
Данный материал позволяет познакомить учащихся с очерком Ю Яковлева "Право на жизнь". Также этот учебно-методичекий материал можно использовать во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Право на жизнь" | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - социализация
Оборудование:
учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2 часть «Вентана-Граф»
Карточки с фамилиями авторов очерков и их названиями
1. Речевая разминка На доске текст: Молодец, если читаешь 2 0 1 очень много разных книг! 3 0 1 1 -Прочитайте эту фразу: на выдохе; на вдохе (хоровое чтение). 2.-Если догадаетесь, что обозначают цифры под словами в этом тексте, то сможете определить тему урока Знаний (при соотнесении цифр и порядковых номеров букв в словах получается слово «очерк»). -Да, сегодня будем работать над очерком Ю.Я.Яковлева (открывается портрет автора и слово «очерк»). 3. –Ребята, а что такое «очерк»? (заслушиваются высказывания 1-2 учеников) Оч
1. –Подберите такое слово, чтобы оно могло закончить все три эти предложения! На доске: Каждый человек имеет _______. У меня есть _________________! Знаешь ли ты свои ___________? -Верно, это слово – «права». -Сегодня мы познакомимся с очерком Ю.Яковлева «Право на жизнь» и расширим для себя понятие «право». 3.-Юрий Яковлевич Яковлев – российский писатель, любимый не одним поколением детей и юношества. «Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говориться, на огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя – такой дом. Мой дом – мои книги, а мои герои – люди, ради которых читатель переступает порог моего дома». Так говорил Юрий Яковлев. 4. -Я предлагаю вам послушать очерк Ю.Яковлева «Право на жизнь» (чтение учителя). -Вам понравился очерк? -О ком этот очерк? (после ответа учащихся «О детях!» вывешивается плакат с изображением ребенка) -Попробуйте назвать тему очерка (выслушиваются 3-4 варианта учащихся, правильный ответ: права детей). -А какой документ охраняет вас? «Конвенция о правах ребенка» в виде обрамляющего кольца). 6.(-А теперь сфокусируйте взгляд на поле чтения и ) ответьте на вопросы (фронтальная беседа): -Что значит – «человек счастлив»? -Попробуйте привести примеры, когда человеку необходима защита? -Почему взрослому человеку легче постоять за себя, чем ребенку? -Найдите разницу между словами «ребенок» и «несмышленый младенец»? -Объясните выражение: «сосредоточен в матери». -Как автор приветствует родившегося ребенка? -С чем автор сравнивает конвенцию? -Как автор указывает на важность права на жизнь? -Можете назвать идею этого очерка? (выслушиваются 3-4 ученика) -Верно, каждый ребенок имеет право на жизнь! 7.-Найдите значащее слово в 1 абзаце (права) -Найдите значащее слово во 2 абзаце (защита) -Прочитайте текст еще раз про себя, а после чтения прошу поставить любой, на ваше усмотрение, знак между этими двумя словами и обосновать свой выбор (на доске слова «права» и «защита» написаны с промежутком). -Какой знак вы предлагаете поставить между этими словами? -Я с вами согласна, это знак «равно»! Физкультминутка. -Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнем. Представьте себе, что вы – куклы–марионетки, т.е. куклы на веревочках. Выполняйте мои команды! Руки вверх, наклон, присели. Еще раз. - Я не хочу, чтобы вы были и в жизни вот такими куклами – марионетками и вами можно было манипулировать. 6. -Какой же главный документ, защищающий вас, детей? («Конвенция о правах ребенка»; выставляется брошюра) -В толковом словаре я нашла значение этого слова Конвенция – международное соглашение по какому-либо вопросу. - А еще вас защищают эти документы: «Декларация прав человека», «Семейный кодекс», «Конституция Российской Федерации» (выставляются брошюры). -Конвенция – сложный документ, давайте разберемся, почему он имеет такую силу. Конвенция основана на 4 важнейших принципах.
-Посмотрите на эту фотографию (фото детей разных национальностей; с разном цветом кожи). Как вы думаете, эти дети в защите нуждаются одинаково? (выслушиваются 1-2 ответа) - Конечно, одинаково. В этом и заключается первый принцип Конвенции о правах ребенка: «Государства-участники Конвенции уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национальности». -Второй принцип Конвенции: «Наилучшее обеспечение ребенка». «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». -Третий принцип: «Право на жизнь, выживание и развитие». -Четвертый принцип Конвенции: «Уважение взглядов детей». «Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его». 7. - Вот вы – дети (обращается внимание на плакат с изображением ребенка). - Стрелками я изображу проблемы, которые могут навредить вам. - А чем же является конвенция для вас? (выслушиваются 2-3 ответа учащихся; акцентируется правильный – «Защитой!») - Как предложите ее изобразить? (кругом) -Этот символ защиты прав детей помогли нам составить очерк Ю.Яковлева и сам документ Конвенция. 8.- А в школе ваши права защищает социальный педагог. IV. ИТОГ: 1.-У вас картонные человечки. У них нет своего мнения, чувств, они не знают, какими они хотят быть (у всех учащихся карточки с изображением ребенка). - Давайте оживим их! Как вы думаете, если бы все люди соблюдали Конвенцию, эти документы, в мире было бы спокойнее? - А какими качествами должен обладать человек, чтобы соблюдать все законы? (выслушиваются ответы 3-4 учащихся) - Выберите нужные на ваш взгляд качества и отметьте их плюсом (на карточке перечислены: доброта, трудолюбие, честность, справедливость, терпимость, смелость, настойчивость, находчивость, старательность, любознательность). - Кто идет на подиум? (желающие представляют свой ответ с объяснением у доски) -А теперь давайте встанем в круг! Я хочу поделиться с вами чудесным стихотворением! Только ты на свет родился, Право первое твое: получи, чтоб им гордиться имя личное свое. Очень трудно самому, жить на свете одному! Правом с мамой жить и с папой пользуйтесь всегда, ребята. Есть еще такое право- помнить, думать и творить и другим свои раздумья если хочешь, подарить. Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь тоже право детворы. Чтоб с наукой подружиться, С книжкой в маленькой руке Правом пользуйся - учиться На родимом языке. Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас. Будь ты слабым, или сильным Белым, черным – все равно. Ты родился быть счастливым Это прао всем дано. |
ОТКРЫВАЮ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...
Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".
Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шорш...
Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.
Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....
Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...
Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"
Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...