Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие. Тема: «Задачи на движение".
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Романова Александра Анатольевна

 

Урок математики в 4 классе общеобразовательного профиля по программе Моро М.И.

Урок разработан в виде игры-путешествия по улице Николаева города Чебоксары с посещением Музея космонавтики в с.Шоршелы,где использованы сведения из уроков окружающего мира и литературного чтения, знания детей о космонавтах Гагарине Ю.А, Николаеве А.Г., Терешковой В.В.

В конце урока, благодаря заполненным листам самооценки, учитель видит слабые и сильные стороны каждого ученика.

В результате групповой работы в классном уголке появляются два плаката о космонавтах и кроссворд.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kosmonavtpechatat.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красночетайская СОШ»            Романова Александра Анатольевна             учитель начальных классов

Интегрированный урок математики и литературного чтения в 4 классе. Урок –путешествие.

Тема: «Задачи на движение. Сложение  именованных чисел.»

Презентация: переход слайдов по щелчку.

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, программа Power Pоint 2003-2007,технологическая карта, листы –заготовки (для выпуска плакатов),Карточка-самооценки, ножницы, клей, музыкальный центр, запись песни «Я - Земля», «Знаете, каким он парнем был..»муз.А Пахмутовой,сл.Н.Добронравова

Урок - путешествие.

4-й класс.

Предмет

Математика.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, технология.

Класс                                                            четверть                                      учебник

4                                                                                                                                       2                                                                                                                           «Школа России». М.И.Моро,М.А.Бантова,с15

Тема

Решение задач на движение. Умножение и деление на однозначное число..

Вид задачи

Межпредметная, используется в качестве рефлексивной фазы изученного материала.

Цели и педагогические задачи

Использование полученных знаний.                                                           Воспитание чувства гордости за свою Родину, свой народ. Пополнить знания детей о космонавтах Ю.А. Гагарине, А.Г.Николаеве.

Культура  учебного сотрудничества в группах.

Знания умения и способы действия, на которые опирается задача.

Восприятие прочитанного текста и услышанной информации. Умение строить свои высказывания .Умение умножать числа с нулями. Умение решать задачи на движение, составлять обратные задачи , выполнять  операции с именованными числами, круглыми  числами.

Планируемый результат

Усвоение материала: умножение круглых чисел,                                    решение задач на движение ,работа с именованными числами.

Умение работать в группе, создать конечный результат-листовку о космонавте

Способы и формы оценивания

Оценивается:                                                                                                              -владение предметными знаниями,                                                                               - умение составлять задачи,                                                                                            -умножение двух чисел, оканчивающихся нулями                                                                               -умение учащихся взаимодействовать в группе

Необходимый материал к уроку

Таблица мер времени, портреты космонавтов, простой карандаш, клей, ножницы.

  1. Организационный момент. Реалаксация.                                            СЛАЙД 2

- Какая музыка звучала перед началом урока?  (звучала чувашская песня)                                                                                                                                            - А что вы видите на экране? (залив в Чебоксарах, музыкальный театр)                                                                                                                                       - Как вы думаете,  в какое путешествие мы отправимся сегодня?

-Да, мы совершим виртуальное путешествие по нашей столице. Оно будет связано с нашей родиной и посвящёно  известному сыну  чувашского народа. Подсказку, о ком мы сегодня поговорим, вы узнаете решив  цепочки примеров .

  1. Устный счёт.  Цепочка примеров                                                           СЛАЙД -3 

1 ряд    25х4----х2-----х10-----+11                                            25х4=100х2=200х10=2000=11=2011

2 ряд    12х20----х10----  -400-----+11

3 ряд     100х10----х2-----+20----  -9

-Какое число получилось?   (2011)                                                                                                                                                                                                                  -Какое  это за число? (четырёхзначное, нечетное).                                                                                                         -Что  обозначает это число? (Год, в котором мы живем.)                                                                                                                              

  1. Чистописание. Запишите это число в тетрадях.                                                                                                    Запишите  пять следующих  чисел, уменьшая разряд десятков на 1. (комментируем)

2011  2001   1991   1981   1971   1961                  

  1. Решение  выражения 1500-2730:10:7+500                                     СЛАЙД 4,5                                                                                                                                           1500-2730:10:7+500=1961                                                                                                                                                Что надо знать и уметь, чтобы решить это выражение.(порядок действий, знать таблицу умножения, уметь делить на круглые числа и на однозначные числа).Смотри –карту УО (управление обучением).

Какие знания мы закрепляли, выполняя это задание? (порядок действия, деление на круглое число, деление на однозначное число). В карточках самооценки отметьте , как вы справились с этим заданием.

Чему равна разность чисел 2011и 1961? (50)

Почему  Президент РФ Д.Медведев объявил 2011год  -годом  космонавтики?.                                           - Потому что  в 2011 году исполняется 50 лет со дня полета в космос Ю.А.Гагарина. СЛАЙД -3

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета с космодрома Байконур вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли -гражданином СССР Юрием Гагариным. Общее время полета составило 108 мин.Узнайте сколько часов был в космосе Ю.А. Гагарин.

Что для этого надо знать?(1час=60 мин). Значит:                                        СЛАЙД-6 

108 мин= 1ч 48 мин.

5 Сообщение учителя.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). Отец его –плотник, славился мастером на все руки, мать работала свинаркой— свинарка. Детство Юрия прошло в деревне . 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками.  Мальчик вместе с отцом, матерью, братом и сестрой ютились в землянке.9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск.  В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных

Люберцах, которое окончил с отличием  и получил  специальность формовщик -литейщик. В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

6.Заполни пропуски верными значениями величин                              СЛАЙД-7                                                                              см.  карту  УО(управление обучением)

42ч23 мин =…с…ч….мин

А кто из нашей республики был в космосе? (А.Г.Николаев)

7. Сообщение ученика.                                                                                  СЛАЙД 8

Ребята, что вы знаете о нашем земляке, летчике –космонавте?

А.Г.Николаев родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района   Чувашской АССР в бедной семье, в небольшой избе в два оконца. Отец был конюхом,мать дояркой. В семье было четверо детей. Учился он хорошо. После школы закончил Мариинско –Посадский лесной техникум и работал в Карелии. Оттуда был призван в армию. Потом поступил в военное авиационное училище, а затем был зачислен в отряд космонавтов.  11-15 августа 1962 года совершил свой первый космический полет на корабле Восток-3. После полета продолжал подготовку в отряде космонавтов, с 1963 по 1968 год являлся командиром отряда космонавтов. В 1963 году женился на первой в мире женщине-космонавте Валентине Владимировне ТЕРЕШКОВОЙ. Без отрыва от основной работы в 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского 1 - 19 июня 1970 года совершил свой второй космический полет в качестве командира корабля Союз-9. На тот момент это был самый длительный космический полет.

8.Задача                                                                                                             СЛАЙД-9

А.Г.Николаев на корабле «Восток –3»  был в космосе 3с 22ч 22мин, а на корабле «Союз -9»             17 суток 16 часов 58 мин55сек. Сколько времени был в космосе А.Г.Николаев?

Ответ: 21с 15 ч 20 мин 55сек

Полет Николаева на корабле СОЮЗ-9 был самый длительный. После приземления космонавты себя плохо чувствовали, возникли проблемы с адаптацией. Вот и у нас возникли проблемы.

Какую тему  мы повторили, выполняя эти задания (действия с именованными числами). В карточке самооценки отметьте,  как вы понимаете эту тему.

9. Тема урока.

Говоря о полетах в космос,  какие виды задач мы с вами будем решать сегодня?  

-Задачи на движение.

10.Работа в парах.                                                                            СЛАЙД 10-12

1 уровень Соедини стрелками данные

2 уровень  Расшифруй слово


28000км/ч                САМОЛЕТ

30 м/сек                   ВЕЛОСИПЕДИСТ

120м /ч                     ПЧЕЛА

80км/ч                      РАКЕТА

23     63    29     28

У-400:10=Л

У=64-(Н-А)

А*3=21*4

203:Н=А:4

У-400:10=Л                 63-400:10=Л            Л=23

У=64-(Н-А)                  У=64-(29-28)           У=63

 А*3=21*4                      А*3=84                    А=28

203:Н=А:4                    203:Н=28:4       203:Н=7      Н=203:7     Н=29

Именем нашего земляка назван кратер на Луне.

11.Физкультминутка                                                                                Слайд13

Не зевай по сторонам,                                                                                                                                                       Ты сегодня –космонавт!                                                                                                                                          Начинаем тренировку,                                                                                                                                                      Чтобы сильным стать и ловким!                                                                                                                                    Мелкие шажки- раз, два, три.                                                                                                                                       Лёгкие прыжки -раз, два, три.                                                                                                                                   Вот и вся зарядка -раз, два, три.                                                                                                                                       Мягкая посадка -раз, два, три.

12.Решение задач Космический корабль летит с одинаковой скоростью 28000км/ч.Какое расстояние он пролетит за 2 часа?10ч? Составьте  обратные задачи.

Скорость

Время

Расстояние

28000км/ч

?

?

56 000км

28000км/ч

?

56000км

Скорость V :

Время    t   :

Расстояние    S  х

28000км/ч

?

28000км/ч

10ч

?

35000км/ч

?

140000км

Андриян Григорьевич Николаев - Почетный гражданин Чувашской Республики, его имя первым занесено в 1962 г. в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. В 1972 г. на родине Николаева в Шоршелах открыт Музей космонавтики, на его могиле установлена часовня. Именем А. Николаева названы корабли, кратер на Луне, более 30 улиц в городах и районах Чувашии, школы в Чебоксарах и Шоршелах, детский парк в Чебоксарах.

Задача 2                                                                                                      СЛАЙД 14

В школе №10 имени А.Г.Николаева в10 начальных классах обучается по25 человек, а в 30старших классах по 28 человек. Сколько учеников обучается в школе?

25*10+28*30=990 уч

                                                                                                                 СЛАЙД 15-18

Задача 3. Длина детского парка 300м,а ширина 200м. Одна третья площади парка занята аттракционами, а остальная  площадь занята деревьями. Какой вопрос лишний? Почему?

Выбери верный порядок вопросов?

1.Какая площадь занята аттракционами?

2.Чему равна площадь занятая деревьями?

3.Найди длину парка?  (лишний).

4.Чему равна площадь парка?

А 421               Б  124                     В 412                       Г 214

12.Задание на дом. Стр 93.№467,468

13.Рефлексия

Заполнение карточки самооценки

14.Работа в группах. На двух  столах лежат листы. Нужно выбрать портреты космонавтов, вырезать нужную информацию и приклеить.

родился 5 сентября 1929 г. в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области.

Родители оба из бедняцкой семьи.

Мать –доярка. Отец –конюх. В семье было 4 детей. Три мальчика и девочка. Брату Петру помог построить дом.

Выходец из крестьянской семьи.

Отец плотник, мать –свинарка.

1 сентября 1941 года пошёл в школу, но учеба прервалась из-за прихода немцев

Работал мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии.

На  родине создан Музей космонавтики, на его могиле установлена часовня.

Окончил с отличием Люберецкое ремесленное училище№10 по специальности формовщик-литейщик

В 1963 году женился на первой в мире женщине-космонавте Валентине Владимировне Терешковой.

Погиб в 2004г в селе Новосёлово Киржачского района Владимирской области.

          

2011 год -                  год космонавтики

Ю.А.Гагарин

 

Родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области.

Выходец из крестьянской семьи. Отец плотник, мать работала  свинаркой.

1 сентября 1941 года пошёл в школу, но учеба прервалась из-за прихода немцев

Окончил с отличием Люберецкое ремесленное училище№10 по специальности формовщик-литейщик

Погиб в 2004г в селе Новосёлово Киржачского района Владимирской области

2011г. - год               космонавтики

А.Г.Николаев

     

Родился 5 сентября 1929 г. в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Работал мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии.

Родители оба из бедняцкой семьи.

Мать –доярка. Отец –конюх. В семье было 4 детей. Три мальчика и девочка. Брату Петру помог построить дом

В 1963 году женился на первой в мире женщине-космонавте Валентине Владимировне Терешковой

.На  родине создан Музей космонавтики, на его могиле установлена часовня.

МОУ «Красночетайская СОШ»            Романова Александра Анатольевна             учитель начальных классов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.ГражданинСССР, первый космонавт.(Гагарин)

2. Итальянский  учёный, в 1669 году изобрёл телескоп, с помощью которого впервые наблюдал на поверхности Луны холмы, плоские равнины, кратеры. (Галилей)

3. Астроном, известен как государственный деятель, врач. Его именем назван кратер на Луне. Он доказал, что Земля - это только одна из планет, что все планеты обращаются вокруг Солнца. Находясь на Земле,  нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле Земля движется вокруг Солнца и   в течение года совершает полный оборот по своей орбите.(Коперник)

4 Калужский учитель, русский учёный самоучка, отец космонавтики. (Циолковский)

5.Назовите собаку-космонавта, которой установлен бронзовый памятник на территории Московского института военной медицины (Лайка)

6.Ученик Циолковского, советский учёный и изобретатель в области теории межпланетных полётов, реактивных двигателей (Цандер)

7.Во сколько раз  меньше сила тяжести на Луне, чем на Земле. Именно поэтому космонавты  на  Луне могут совершать прыжки в …… раз длиннее, чем на Земле. (6)

8.Выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлен запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты (Королёв С.П.)

Литература:

 http://foto.cheb.ru/foto/3245.htm детский    парк Николаева в Чебоксарахо  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:NikolaevAG.jpg(портрет Николаевав

http//www.archives21.ru/home/989/pics/galereya_pamyati/nikolaev_a_1000.jpg портрет Николаева

http://img.66.ru/news/0/0/79/797.jpg портрет Гагарина

http://imagesbase.com/upload/view/tereshkova_1271_68843_cpnow9uaeb.jpeg портрет Терешковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и литературного чтения "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Закрепление пройденного  материала на основе стихотворения К. И.  Чуковского "Муха- Цокотуха".Презентация и конспект урока....

урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 4 класс.

Сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом.  Мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, н...

Интегрированный урок математики и литературного чтения. 2 класс

На уроке закрепляются  умения учащихся складывать и вычитать числа в пределах 100, находить значения числовых выражений удобным способом, решать задачи на смекалку. Материал по математике тесно п...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс по теме: "Решение задач. Спасём Солнечную систему".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; здоро...

Интегрированный урок математики и литературного чтения по теме "Умножение пяти, на пять "

Интеграция урока математики и литературного чтения позволяет закрепить знание таблицы умножения и деления на 5,формировать вычислительные навыки,развивать логическое мышление,воспитывает любовь к книг...

02. Интегрированный урок математики, ОБЖ, литературного чтения с применением технологии УДЕ "Жемчужное ожерелье здоровья"

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока математики 1 класс (возраст 7-8 лет) по теме: Закрепление пройденного материала «Жемчужное ожерелье здоровья». Данный урок сос...