Урок литературного чтения: Э.Н.Успенский "Чебурашка"
план-конспект урока по чтению по теме
Разработка урока внеклассного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_uspenskiy_cheburashka_2003_.doc | 55.5 КБ |
cheburashka.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
«Э.Н.Успенский « Чебурашка »
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить с творчеством Э.Н.Успенского; выработка осознанного, правильного чтения; развивать речь детей, навык чтения, умение работать с текстом; воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.
Ожидаемые результаты: осознанное и безошибочное чтение изучаемого на уроке произведения.
Этапы урока
1. Организационный момент. (0, 5 минуты)
2. Проверка домашнего задания (2, 5 минуты)
3. Разминка (2 минуты)
4. Изучение нового материала (25 минут)
5. Закрепление(2 минуты)
6. Контроль знаний (4 минуты)
7. Итог урока (2 минуты)
8. Рефлексия (1, 5 минуты)
9. Инструктаж домашнего задания (0,5 минуты)
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, выставка книг Э.Н.Успенского.
Ход урока. Слайд 2
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
2. Проверка домашнего задания.
- Сначала мы проверим домашнее задание.
- Кто желает на время превратиться в Винн-Пуха и рассказать нам одну из песенок?
Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.
3. Разминка.
А) Дыхательная гимнастика.
Задуйте свечу.
* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Б) Скороговорка
Доброе братство лучше богатства.
Слайд 3
- Как вы понимаете эту пословицу?
В) - Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глаза ваши смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык.
Забегал вперед ума!
- Как вы это понимаете?
4. Изучение нового материала.
А) Сведения о писателе.
- Прочитайте фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать. Она спрятана в цепочке букв.
Слайд 4
Слайд 5
- Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов и пьес, которые с интересом смотрят уже многие поколения.
Б) Работа с выставкой книг
- Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.
- Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году.
Ученик выходит с книгой “Крокодил Гена и его друзья”
- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.
Ученица выходит с книгой «Крокодил Гена – лейтенант милиции»
- Известно ли вам, ребята, что есть продолжение «Крокодил Гена и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции.
Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии
В) Целевая установка.
- Сегодня на уроке мы будем учиться читать осознанно, без ошибок и отвечать на вопросы словами из текста. Мы сегодня прочитаем отрывок из сказки Э.Н.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
- А теперь давайте узнаем, как он называется.
Слайд 6
- Глазами проследить путь от цифры 1 до буквы, от цифры 2 до буквы и т.д. прочитать.
Г) Первичное чтение учителя.
- Я прочитаю вам сказку, вы следите за моим чтением и после прочтения ответите на вопрос «Понравилась вам сказка или нет».
(после чтения)
- Поднимите руки, кому сказка понравилась? Чем?
- Какие слова вам были непонятны?
Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл.
- Читаем по слогам, затем целыми словами.
Слайд 7
тро-пи-чес-ком – тропическом – тропики, наиболее жаркая местность на земном шаре.
бра-ко-ван-ный - бракованный, предмет с изъяном, некачественный.
Че-бу-рах-нул-ся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.
Бе-зус-лов-но – безусловно, конечно
Не-из-вест-ным - неизвестным
2) Читаем внимательно целыми словами.
Слайд 8
Забавный – интересный, занимательный.
Каюта – отдельное помещение на судне.
Затекли – распухли, как бы налившись чем-нибудь.
Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Д) Физкультминутка «Чебурашка»
Слайд 9
Поднимитесь, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Покачайтесь, распрямитесь,
Помашите, покружитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните..
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
Е) Чтение учащимися по цепочке.
- Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы.
Ж) Выборочное чтение текста.
- Где жил Чебурашка?
- Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.
- Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте.
- Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте.
-Куда отнёс директор Чебурашку?
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?
- Где стал работать и жить Чебурашка?
5. Закрепление.
- Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.
1) Игра «Продолжи предложение»
Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).
Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).
Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).
Слайд 10
2) – Составьте цепочку событий.
Ящик с апельсинами.
Магазин уценённых товаров.
Корабль.
Фруктовый магазин.
Слайд 11
6) Контроль знаний.
Слайды 12-14
Выбери правильный ответ.
1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?
A) «Приключения Чебурашки»
Б) «Крокодил Гена и его друзья»
B) «Чебурашка и старуха Шапокляк»
2. Объясни значение выражения «Уценённые товары».
A) мелкие бытовые товары
Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости
B) непродовольственные товары
3. Где жил Чебурашка?
A) в пустыне
Б) на необитаемом острове
B) в тропическом лесу
4. Почему его сначала никак не звали?
A) он был ещё маленький
Б) он ещё не встречался с людьми
B) другие звери с ним не дружили
5. Как он попал в ящик с апельсинами?
- его поймали и посадили туда
- он туда полез за апельсинами
- он туда случайно упал с дерева
6. Куда привезли ящик с апельсинами?
А) во фруктовый магазин большого города
Б) в зоопарк большого города
В) на деревенский рынок
Взаимопроверка. Работа в парах. Слайд 15
1 – А
2 – Б
3 - А
4 – Б
5 – В
6 - А
7. Итог урока.
- С произведением какого автора мы познакомились?
- О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья).
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Слайд 16
Дополни пословицы:
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,
“Нет друга - ищи, а нашел - береги”,
Хочешь дружить – (сам будь другом).
- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда
Все: Ребята, давайте жить дружно!
Только у добрых людей бывает много друзей.
8. Рефлексия.
- Продолжите предложения.
Слайд 17
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте фамилию писателя ХКУСПЕНСКИЙВРЧП УСПЕНСКИЙ
Эдуард Николаевич Успенский
ч а б е р ш а у к 1 6 3 2 5 7 9 4 8
тро-пи-чес-ком - тропическом бра-ко-ван-ный - бракованный че-бу-рах-нул-ся - чебурахнулся бе-зус-лов-но - безусловно не-из-вест-ным - неизвестным
каюта забавный затекли уценённые товары
Чебурашка жил в густом ....... Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы ... Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал ... тропическом лесу. позавтракать. внимание прохожих.
Ящик с апельсинами. Фруктовый магазин. Корабль. Магазин уценённых товаров.
ТестТест
3. Где жил Чебурашка? А) в тропическом лесу Б) в пустыне В) на необитаемом острове 4. Почему его сначала никак не звали? А) он был ещё маленький Б) он ещё не встречался с людьми В) другие звери с ним не дружили
5. Как он попал в ящик с апельсинами? А) его поймали и посадили туда Б) он туда случайно упал с дерева В) он туда полез за апельсинами 6. Куда привезли ящик с апельсинами? А) во фруктовый магазин Б) в зоопарк В)на деревенский рынок
Я учился... Я узнал ... Мне понравилось...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...