Конспект урока по литературному чтению "Храбрый опенок"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

Никитина Ирина Александрона

Урок посвящен творчеству Эдуарда Шим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hrabryy_openok3.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Во 2 классе

Тема: «Уж небо осенью дышало»

Цели и задачи:

Познакомить  с новым произведением Э. Шима “Храбрый Опенок”.

 Формирование читательских умений и навыков (выразительно читать, работать с текстом произведения).

Обогащение читательского опыта, словаря учащихся.

Развивать речь и мышление учащихся.

 Развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора.

 Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней (правила сбора грибов).

Ход урока:

Ребята, садитесь все удобно и приготовьтесь к уроку.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение произведений русский писателей об осени. У времени года есть три помощника . Догадайтесь, кто это такие?

(Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь помогает ей собирать урожай, октябрь окрашивает деревья в разноцветные краски, а ноябрь укрывает землю первым снежком. Без них ей не справится.  И какие помощники замечательные, потому что они делают осень  самым ярким, красивым временем года по своим краскам.

Осень золотая 
К нам в окно глядит,
Удачи Вам желает,
Листвою шевелит.

Мы уже прочитали некоторые произведения  об осени.

Давайте вспомним авторов и их названия.

(1. Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

2. Рассказ -Г.Скребицкий «Осень»

3.  Стихотворение Е.Трутнева «Осень»

4. Рассказ М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

А сегодня мы познакомимся с еще одним автором, наверное вы его еще не знаете- это Эдуард Юрьевич Шим.

(1930-2006гг.)

Русский писатель, драматург. Начал печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал для детей, преимуществен-

но о природе.

Сегодня на уроке мы познакомимся с  произведением писателя Эдуарда Юрьевича Шима.
ПРОЧИТАЙТЕ,КАК ОНО НАЗЫВАЕТСЯ?

«Храбрый опенок»

Вы догадались кто главный герой произведения?

(опенок)

Опенок –это что?

(гриб)

Какими качествами наделяет автор героя в самом названии?
– Что значит быть ХРАБРЫМ?

(значит быть смелым ,ничего не бояться и всегда помогать слабым)

Кроме главного героя – Опенка, в произведении есть и другие герои. Давайте с ними познакомимся поближе.

Сейчас будем загадывать загадки ,а вы их отгадывайте.

Кто хочет прочитать первую загадку?

Загадка

Этот гриб живет под елью,

 Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора - ... (боровик)

А что такое боровик?

Это белый гриб.

А почему он называется белым?

Потому что его мякоть белого цвета, даже  когда эти грибы высушивают.

Пословица

Где растут мухоморы, там и боровики поют хоры.

Стихотворение

Я – белый гриб, я – царь грибов,

Бесценный дар грибных лесов.

Росту в дубраве и в бору.

 Прославлен широко в миру.

 И если ты меня найдёшь,

Узнаешь сам, как я хорош!

С белым грибом мы познакомились.

А вот и еще один герой!

Прочитайте загадку  и отгадайте ее.

Загадка

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я .... (подосиновик)

Загадка

Шоколадно-бурый гриб, 
К скользкой шляпке лист прилип. 
Воротник ажурный тонок - 
Гриб такой зовут...  (масленок)

Загадка

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)

Ребята, как одним словом называются боровики, подосиновики, маслята, сыроежки?

(Грибы)

А какие они, съедобные или несъедобные?

(съедобные)

А вот этот гриб вы точно все знаете. Посмотрите, какой он красивый. Настоящий  красавец леса, так и хочется его сорвать и съесть.

Загадка

 Знают даже малыши 
 Красно-белые грибы 
 Те, что с мухами не дружат. 
 Не бери ты их на ужин - 
 Несъедобен этот гриб, 
 Хоть красавец он на вид. 
 Называют с давних пор 
 Гриб тот - красный...(мухомор)

 А этот гриб съедобный?

(нет,его есть нельзя, это поганка!)

А, вы ,сами то в лес ходили? Видели там грибы?

Собирали их? А мухоморы собирали?(нет) А что делали? Ногами их сшибали?

(Нет,их нельзя сшибать ногами, потому, что они являются лекарством для лесных жителей- лосей!)

Ребята,а в какое время года больше всего грибов?

(осенью).

А вы знаете пословицы, поговорки про это время года?

Весна красна цветами, а осень грибами.

Грибы на одной ножке,  не придут сами в лукошко.

Назвался грузем -  полезай в кузов.

Ягоды любят день, а грибы ночь и тень.

Ешь пирог с грибами, а я зык держи за зубами.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.

Осень- погоды перемен восемь.

Цыплят по осени считают.

Осенью и у воробья пир.

   Ребята,в произведении Э.Шима «Храбрый Опенок»

Нам встретятся слова, которые мы не так часто используем в обычной нашей речи. И не всегда знаем их значение.

Давайте же их разберем.

Запомни!

Авось    -     может быть

Боровик   -    белый гриб

Ветер-сиверко - северный ветер

Неказистый    -   некрасивый, непривлекательный

Картуз - небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком.

Кафтан  - длинный пиджак.

   Ассоциируется с дорогой одеждой

Кузовок – сосуд из бересты цилиндрической формы. Кузовки использовались в быту для хранения сыпучих продуктов, для засолки грибов, для хранения молока. 

Ребята эти слова использовались часто в старину и называются они старорусскими или устаревшими словами.

Ну а сейчас вы немного устали.

Давайте проведем физминутку.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.
По  другой дорожке 

скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим ,

 до лужайки добежим.
Стоп, грибочков наберём,

и пешком домой пойдем.

А сейчас садитесь все удобнее и приготовьтесь  читать и следить.

Пока будете читать подумайте и расскажите

1.Как герои рассказа относятся к  храброму опенку?

2.Почему грибники поклонились опенку?

Далее чтение рассказа «Храбрый Опенок»

Ребята, у меня на доске написаны жанры разных произведений.

Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Почему?

(сказка)

А сейчас,мы с вами проверим ваше домашнее задание.

Вам надо было составить рассказ об осеннем лесе и составить презентацию. Ребята подготовились и сейчас будут выступать.

Маргарита

Скалины

Давидсон

Подведение итогов урока.

С каким писателем мы сегодня познакомились?

Как называется произведение?

Что такое картуз, кузовок, ветер-сиверко, авось, кафтан, неказистый?

Какие жанры использовались нами сегодня на уроке?

Молодцы! Урок закончен.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...