Конспект урока по литературному чтению "Храбрый опенок"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Во 2 классе
Тема: «Уж небо осенью дышало»
Цели и задачи:
Познакомить с новым произведением Э. Шима “Храбрый Опенок”.
Формирование читательских умений и навыков (выразительно читать, работать с текстом произведения).
Обогащение читательского опыта, словаря учащихся.
Развивать речь и мышление учащихся.
Развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора.
Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней (правила сбора грибов).
Ход урока:
Ребята, садитесь все удобно и приготовьтесь к уроку.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение произведений русский писателей об осени. У времени года есть три помощника . Догадайтесь, кто это такие?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь помогает ей собирать урожай, октябрь окрашивает деревья в разноцветные краски, а ноябрь укрывает землю первым снежком. Без них ей не справится. И какие помощники замечательные, потому что они делают осень самым ярким, красивым временем года по своим краскам.
Осень золотая
К нам в окно глядит,
Удачи Вам желает,
Листвою шевелит.
Мы уже прочитали некоторые произведения об осени.
Давайте вспомним авторов и их названия.
(1. Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
2. Рассказ -Г.Скребицкий «Осень»
3. Стихотворение Е.Трутнева «Осень»
4. Рассказ М. Пришвин «Недосмотренные грибы»
А сегодня мы познакомимся с еще одним автором, наверное вы его еще не знаете- это Эдуард Юрьевич Шим.
(1930-2006гг.)
Русский писатель, драматург. Начал печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал для детей, преимуществен-
но о природе.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением писателя Эдуарда Юрьевича Шима.
ПРОЧИТАЙТЕ,КАК ОНО НАЗЫВАЕТСЯ?
«Храбрый опенок»
Вы догадались кто главный герой произведения?
(опенок)
Опенок –это что?
(гриб)
Какими качествами наделяет автор героя в самом названии?
– Что значит быть ХРАБРЫМ?
(значит быть смелым ,ничего не бояться и всегда помогать слабым)
Кроме главного героя – Опенка, в произведении есть и другие герои. Давайте с ними познакомимся поближе.
Сейчас будем загадывать загадки ,а вы их отгадывайте.
Кто хочет прочитать первую загадку?
Загадка
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ... (боровик)
А что такое боровик?
Это белый гриб.
А почему он называется белым?
Потому что его мякоть белого цвета, даже когда эти грибы высушивают.
Пословица
Где растут мухоморы, там и боровики поют хоры.
Стихотворение
Я – белый гриб, я – царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!
С белым грибом мы познакомились.
А вот и еще один герой!
Прочитайте загадку и отгадайте ее.
Загадка
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я .... (подосиновик)
Загадка
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут... (масленок)
Загадка
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)
Ребята, как одним словом называются боровики, подосиновики, маслята, сыроежки?
(Грибы)
А какие они, съедобные или несъедобные?
(съедобные)
А вот этот гриб вы точно все знаете. Посмотрите, какой он красивый. Настоящий красавец леса, так и хочется его сорвать и съесть.
Загадка
Знают даже малыши
Красно-белые грибы
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин -
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот - красный...(мухомор)
А этот гриб съедобный?
(нет,его есть нельзя, это поганка!)
А, вы ,сами то в лес ходили? Видели там грибы?
Собирали их? А мухоморы собирали?(нет) А что делали? Ногами их сшибали?
(Нет,их нельзя сшибать ногами, потому, что они являются лекарством для лесных жителей- лосей!)
Ребята,а в какое время года больше всего грибов?
(осенью).
А вы знаете пословицы, поговорки про это время года?
Весна красна цветами, а осень грибами.
Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
Назвался грузем - полезай в кузов.
Ягоды любят день, а грибы ночь и тень.
Ешь пирог с грибами, а я зык держи за зубами.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Кто любит земле кланяться- без добычи не останется.
Осень- погоды перемен восемь.
Цыплят по осени считают.
Осенью и у воробья пир.
Ребята,в произведении Э.Шима «Храбрый Опенок»
Нам встретятся слова, которые мы не так часто используем в обычной нашей речи. И не всегда знаем их значение.
Давайте же их разберем.
Запомни!
Авось - может быть
Боровик - белый гриб
Ветер-сиверко - северный ветер
Неказистый - некрасивый, непривлекательный
Картуз - небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком.
Кафтан - длинный пиджак.
Ассоциируется с дорогой одеждой
Кузовок – сосуд из бересты цилиндрической формы. Кузовки использовались в быту для хранения сыпучих продуктов, для засолки грибов, для хранения молока.
Ребята эти слова использовались часто в старину и называются они старорусскими или устаревшими словами.
Ну а сейчас вы немного устали.
Давайте проведем физминутку.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По другой дорожке
скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим ,
до лужайки добежим.
Стоп, грибочков наберём,
и пешком домой пойдем.
А сейчас садитесь все удобнее и приготовьтесь читать и следить.
Пока будете читать подумайте и расскажите
1.Как герои рассказа относятся к храброму опенку?
2.Почему грибники поклонились опенку?
Далее чтение рассказа «Храбрый Опенок»
Ребята, у меня на доске написаны жанры разных произведений.
Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Почему?
(сказка)
А сейчас,мы с вами проверим ваше домашнее задание.
Вам надо было составить рассказ об осеннем лесе и составить презентацию. Ребята подготовились и сейчас будут выступать.
Маргарита
Скалины
Давидсон
Подведение итогов урока.
С каким писателем мы сегодня познакомились?
Как называется произведение?
Что такое картуз, кузовок, ветер-сиверко, авось, кафтан, неказистый?
Какие жанры использовались нами сегодня на уроке?
Молодцы! Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...