Гласный звук а. Буквы А.а
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока в инклюзивном классе. Ребенок с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гласный звук А. Буква Аа. | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
проведения бинарного урока «Обучение грамоте» 1 класс
Модель: «Учитель – Специалист»
Учитель: Порфенцова Елена Павловна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 589 г. Санкт-Петербурга
Логопед: Яковлева Светлана Владимировна, учитель-логопед ГБОУ школа № 589 г. Санкт-Петербурга.
Тема: « Гласный звук [а], буква Аа».
УМК «Школа России»; учебник «Азбука» В.Г., Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина (М: Просвещение, 2012)
Номер урока: 10
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
На уроке используются:
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.
- приёмы обучения: речь учителя и логопеда; текст учебника; ИКТ; наглядность.
-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения;педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.
- принцип научности и доступности изучаемого материала.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику «Азбука» В.Г. Горецкий, учебник, тетради, цветные карандаши, магнитные схемы слов, индивидуальные схемы слов, картинка или цветок астра, карточки с картинками цветов и схемами для детей с ТНР, «дерево настроения», яблочки (красные, зелены, желтые)
В классе находятся: 25 учащихся, двое из них с ТНР.
Цель: создание условий для ознакомления с гласным звуком [а], буквами А, а, развития речи.
Задачи:
- создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;
- развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
- формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;
- воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.
Коррекционные цели: развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ.
Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические –построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность учителя | Описание деятельности учащихся всего класса | Деятельность логопеда | Описание деятельности учащихся с ТНР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке. | Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения. Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре И тихонечко сидим. Итак, ребята, начинаем урок обучения грамоте. Сегодня в гостях у нас учитель-логопед Светлана Владимировна. | Слушают. Приветствуют учителя. | Приветствует учащихся. | Слушают. Приветствуют учителя. |
2 | Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика. | Подготовка речевого аппарата к произношению звуков и букв. | Слушают логопеда и повторяют упражнения за ним. | Проводит артикуляционно-речевую работу, произнося образцы упражнений. «Зарядка для язычка»: Жил-был на свете весёлый Язычок. У него был свой дом-рот. Стены-щёки (дети надувают щёки), окна-губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своём домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк). Потолок (… по нёбу), мыл пол (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко отрывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам). А когда весёлому Язычку становилось скучно, он распевал песенки. Давайте и мы с ним споём такую песенку (Песенка гласных). Так у Язычка незаметно и день пройдёт. Устанет Язычок, дверку закроет и спать уляжется. | Работа с учителем и логопедом | |
3 | Мотивационно-целевой этап. | Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации). | Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями. Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока. Ребята, скажите, когда Язычок пел песенку, что он произносил? На какие две группы делятся звуки речи? -Как отличить гласный звук от согласного? - А теперь представьте, что вы заболели и пришли на приём к врачу. -Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - Какой звук мы с вами произносили? Что вы о нём можете сказать? - Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.( Звук [а]. Буквы А, а.) Какие цели урока мы можем поставить? Знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте. | Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока. Он произносил звуки Они делятся на гласные и согласные При произношении гласных звуков, выдыхаемый воздух не встречает преград, а при произношении согласных звуков встречаются преграды. (А-а-а) ([а] – гласный). (О гласном звуке и букве а). | Индивидуальный опрос учащихся с ТНР | Работа с логопедом. Использование метода проверки знаний - индивидуального опроса. |
4 | Физкультминутка. | Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости. | Учитель выполняет упражнения: «Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь». | Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем. | Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем. | |
5 | Актуализация знаний. Произносительное упражнение, характеристика звука [а]. | Формирование знаний о звуке [а], отношений, действий, опыта. | Выделение звука [a]. - Какой у меня цветок в руках? - С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»? Произнесите чётко звук [a]. Можно этот звук петь? Спойте его хором (по одному). Дайте характеристику этому звуку. Проведем звуковой анализ слова «астра». | Отвечают (астра) Дают характеристику звуку [a]. Составляют схему слова в паре. | Помогает учащимся с ТНР | Составляют схему слова в паре. |
6 | Первичное усвоение новых знаний. Упражнения в поиске звука [а] в словах. | Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах. | Следит за правильностью выполнения игры. | Играют. Объяснение непонятных слов. | Игра «Хлопочки» Я буду читать стихотворение, в нем есть слова, которые начинаются со звука [a]. Когда вы услышите это слово, хлопните в ладоши. Слушайте внимательно. Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова. -Все ли слова были понятны? | Играют. |
7 | Первичное усвоение новых знаний. Работа по учебнику с. 21. Работа в тетради. Знакомство с буквами А, а. Упражнение в распознавании буквы Аа. | Формирование знаний об обозначении произносимых звуков буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами А, а. | Звук [a] мы слышим и произносим. Читаем и пишем мы буквы. Откройте учебник с. 21 Посмотрите на изображение букв. Кто знает их? Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему? Вот это большая буква А, ею начинают предложения, с большой (заглавной) буквы пишут имена людей, клички животных, географические названия. А это а – маленькая (строчная) буква. На что похожа буква А? Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (Показ изображения буквы А, используя электронное приложение к «Азбуке»), письмо в воздухе. Напишите в тетради большую (заглавную) букву А. Напишите маленькую (строчную) букву а. | Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, пишут печатные буквы. | Работа с учащимися с ТНР | Логопед подходит к учащимся; просит их устно проговорить, что получилось в задании. Самооценка |
8 | Минутка релаксации. | Снятие напряжения и отдых обучающихся. | Учитель организует проведение минуты отдыха. | Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза. | Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза. | |
9 | Первичная проверка понимания. Составление предложения по схеме. Работа по «Азбуке» с. 22 Соотношение картинок со схемами («Азбука» с. 22) | Отработка навыка по составлению предложений, работа в группах, инсценировка отрывка. | Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение. Рассмотрите верхнюю иллюстрацию в учебнике на с. 22. Кто изображен на ней? Кому читали книжку об этом докторе? Почему такое интересное имя у Айболита? — Кого на рисунке лечит Айболит? Дайте ответ предложением, составив его по схеме. (Айболит лечит зверей.) Из чего состоит предложение? Какое первое слово? второе? третье? А из какой сказки следующие герои? Ребята, а где же Иванушка? Составим предложение по схеме. Прочитаем предложение. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак? Порадуем Аленушку, соберем для нее букет. (мак, ирис, роза, ландыш). Найдите лишнее слово. (Ирис) | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение по схеме. (работа в парах) Самооценка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Он превратился в козленочка. Аленушка плачет. А-а-а! Предложение произносится с чувством. Работают по учебнику. | Помогает учащимся с ТНР | Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение по схеме, соотносят картинки со схемами (индивидуальные карточки). (работа в парах) Самооценка |
10 | Подведение итогов урока. | Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока. | Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы. — С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились. Назовите слова, начинающиеся на букву а. Что особенно понравилось? Почему? — Что вызвало затруднение? Почему? —Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? | Участвуют в беседе по результату урока. | Участвуют в беседе по результату урока. | |
11 | Рефлексивно-оценочный. | Самооценка. | Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей. Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то возьмите красное яблочко, если не очень – то желтое, если не понравилось – то зеленое. Эти яблочки мы прикрепим к дереву настроения. | Обучающиеся выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке. | Обучающиеся выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....