«Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок чтения 2 класс «Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi.docx17.03 КБ
Файл urok.docx26.61 КБ
Файл prezentatsiya.pptx485.02 КБ

Предварительный просмотр:

Владимир Маяковский – стихи

Тучкины штучки

Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки:

от первой до третьей - люди;
четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,

от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.

И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все - и растаяли.

И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось - желтый жираф.

Эта книжечка моя про моря и про маяк

Разрезая носом воды,

ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

гонят лодки парусные.

Вечером,

              а также к ночи,

плавать в море трудно очень.

Все покрыто скалами,

скалами немалыми.

Ближе к суше

            еле-еле

даже

       днем обходят мели.

Капитан берет бинокль,

но бинокль помочь не мог.

Капитану так обидно —

даже берега не видно.

Закружит волна кружение,

вот

     и кораблекрушение.

Вдруг —

             обрадован моряк:

загорается маяк.

В самой темени как раз

показался красный глаз.

Поморгал —

                   и снова нет,

и опять зажегся свет.

Здесь, мол, тихо —

                             все суда

заплывайте вот сюда.

Бьется в стены шторм и вой.

Лестницею винтовой

каждый вечер,

                      ближе к ночи,

на маяк идет рабочий.

Наверху фонарище —

яркий,

         как пожарище.

Виден он

              во все моря,

нету ярче фонаря.

Чтобы всем заметиться,

он еще и вертится.

Труд большой рабочему —

простоять всю ночь ему.

Чтобы пламя не погасло,

подливает в лампу масло.

И чистит

             исключительное

стекло увеличительное.

Всем показывает свет —

здесь опасно или нет.

Пароходы,

                корабли —

запыхтели,

                загребли.

Волны,

           как теперь ни ухайте,—

все, кто плавал,—

                            в тихой бухте.

Нет ни волн,

                   ни вод,

                              ни грома,

детям сухо,

                  дети дома.

Кличет книжечка моя:

— Дети,

            будьте как маяк!

Всем,

         кто ночью плыть не могут,

освещай огнем дорогу,

Чтоб сказать про это вам,

этой книжечки слова

и рисуночков наброски

сделал

           дядя

                   Маяковский.

 

1926

  Мяч. Маршак                        

Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.-

-----------------

    В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!  УТЮГ

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?          ОЧКИ

Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.                 ВЕЛОСИПЕД

ПОЧТА

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой "5" на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон

СКАЗКИ

  • Двенадцать месяцев
  • Теремок
  • Кошкин дом
  • Горя бояться – счастья не видать
  • Петрушка – иностранец
  • Умные вещи
  • Сказка про козла
  • Волшебная палочка
  • Золотое колесо...



Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению 2кл. по ФГОС. Технологическая карта изучения темы «Стихи и рассказы – детям»

Тема

 

Цель

 Создать условия для формирования читательской деятельности                              с произведением С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»

                 

                 УУД

Задачи

 

Обучающая:  - формировать умение анализировать произведение на доступном детям уровне; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка;


Развивающая: способствовать развитию связной речи, осознанного, правильного и выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.


Воспитательная:  - формировать умение видеть и самому творить добро, находить в повседневной жизни радостные мгновения, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного,

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Регулятивные УУД: принимать и понимать порядок выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и работе в паре; формировать умение слушать и понимать других;

уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Тип урока

изучение нового материала

Метапредметн.связь

Окружающий мир, литературное чтение,

Технология:

проблемно-поисковая или исследовательская деятельность учащихся

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение», выставка книг и  рисунков,

методическое пособие, презентация, мультимедийный проектор

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Методические приёмы:

слово учителя, выразительное чтение, беседа, пересказ, выборочное чтение

Технология проведения. Цель.

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Формирование УУД

  1. Мотивация.

 Цель – активизация учащихся к учебной деятельности - самоопределение на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо».

Ты готов начать урок?

Всё  на месте?

Всё в порядке?

 

Да, я здесь и всё в порядке.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Коммуникативные УУД

- психологически подготовить уч-ся к общению

- самоопределение на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо».

1-м.

2.Актуализация знаний.

Цель – самостоятельная деятельность по известной норме.

 Как называется раздел, по которому мы работаем?

 Назовите произведения и авторов раздела, которые мы узнали?

Чем запомнились эти произведения?

- Найти в рассказе и прочитать, как выглядят гаечки.

  • Сизые - тёмно-серые с синеватым оттенком, большая чёрная шапочка на

головке.

 Прочитать "разговор" гаечек по ролям.

 - Существует ли дружба между птицами?

Вы тоже дружно собрали целую стайку птиц и обязательно покормите.

РИСУНКИ ПТИЦ – КОРМУШКИ

Назовите другие произведения М.М.Пришвина?

              Выставка книг.

 - О чём они?

1.Проверка д/з.

Выборочное чтение  «Стихи и рассказы – детям» В.В. Маяковский.

Эта книжечка моя про моря и про маяк. Тучкины  штучки.

М.М.Пришвин. Гаечки.

Гаечка - самый многочисленный вид синиц. У неё большая чёрная шапочка и светлый низ без нагрудника. Они гнездятся в любом дупле, даже в сухих пеньках. За сутки поедают тысячи мошек и комаров.

2.

О красоте природы, о её жителях, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся добрее, лучше.

  Желание:

Давайте же будем
Природу любить!

Личностные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

 

Познавательные УУД

- читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.

5-8 м.

Сл.1

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности).

Загадка:

По дворам шныряет, крохи собирает…….

А вы знаете -

Где обедал воробей? –

Кто написал эти строки?


Какие произведения этого поэта вспомнили?

Физпауза       «Мяч»

Воробей…..

В зоопарке у зверей.
Пообедал у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,

Самуил Яковлевич Маршак – поэт, переводчик, драматург

«Перчатки»  Потеряли котятки
По дороге …….перчатки

«Багаж»   Дама сдавала в багаж 
Диван, чемодан, саквояж, 
Картинку, корзину, картонку 
И маленькую……. (собачонку) 

         «Усатый-полосатый»

Не хотел котенок мыться
И в углу за сундуком
Моет лапку …..(языком)

1 книга в 1926г. «Детки в клетке»

«Сказки о глупом, умном- мышонке», «12 месяцев», «Теремок»

 «Кошкин дом».

«Робин-Бобин»-перевод с английского

«Мяч» Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч. Ты куда
Помчался
Вскачь?

«Вот какой рассеяный»-

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

«Почта»
Кто стучится в дверь ко мне  с  толстой сумкой на (ремне)

5мин.

Сл.2

Сл.3

Сл.4

Сл.5

Сл.6

Сл.7

2-м

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению решения задания, вызвавшего затруднения.

Какую цель на урок себе поставим?

Кто заглядывал вперёд и подскажет, что предлагают авторы учебника?

Познакомиться ----------

с новым произведением С.Я.Маршака.

- Читать

- Беседовать

С.Я.Маршак «Друзья-товарищи»

Регулятивные УУД: принимать и понимать порядок выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.

(2 мин.)

5. Этап реализации построенного проекта

Цель – прослушать аудиозапись стихотворения в исполнение автора.

Послушайте,  как читает это стихотворение автор С.Я.Маршак.

 

Почему автор так назвал своё произведение?

- Какое возникло настроение?

- Что интересного узнали?

Интересно, по – доброму.

о друзьях – товарищах  - надёжные, очень дружны.

Чувство радости, веселья, лёгкости.

Друзья отдыхали после школы в тёплый день.

Словарная работа

Выбор малопонятных слов –

О друзьях – товарищах-------

 толковый словарь.

5мин.

8сл.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: усвоение нового способа действий

 Захотелось ли самим прочитать?  Для кого?

  Работа в парах. Поменяйтесь порядком чтения.

              Чтение по 2 строки.

       

   Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией.

Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь

 Да. Себе. Другу по парте. Родителям……

   Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- нараспашку (куртки) – расстегнуты

- набекрень  (шапки) набок, чуть держатся на голове

- шли куда попало – просто наугад – куда глаза вели, куда хотелось

- вприпрыжку -  подпрыгивая.

 - ВЫВОД - обманчива погода – заболеть легко, берегите себя и родителей торопитесь домой после школы, чтобы они не беспокоились

Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного,

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

8м.

Сл.9

7. Самостоятельная работа

 

Цель – подготовить чтение по эталону.

Учимся читать выразительно -подражая автору.

Прочтите выразительно.

ПРАВИЛА

Попробуйте рассказать хотя бы несколько строк другу.

Кому хочется выучить это стихотворение.

Кто считает, что научится читать выразительно.

1.Соблюдение знаков препинания.

2.Интонация (восклицат., невосклицательная).

3.Громкость.

4.Темп чтения (чтение плавное, целыми словами, соблюдение ударений в словах.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Сл.

10

5-7м.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель – активизация учащихся, вспомнить познавательный материал.

Игра «Как гуляю я в лесу»
Если конфету съем и выброшу бумажку?   (НЕТ)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?   (ДА)
Если банку от воды под кустом оставлю?  (НЕТ)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?  (ДА)
Если разведу костер и тушить не буду?  (НЕТ)
Если сильно насорю и убрать забуду?  (НЕТ)
Если мусор соберу, банку закопаю?  (ДА)

А пакет пущу по ветру? (НЕТ)

Стекло набью и брошу? (НЕТ)
Я люблю свою природу...  (ДА)

Берегу, храню её и помогаю.  (ДА)

Памятка друзьям...

Если согласны говорим друг другу «ДА», а если несогласны – «НЕТ»

2года

30лет

200лет

1000лет

Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, без нужды, не ломайте их.

 Убирайте за собой мусор на лесных полянах, тушите костры.

Не загрязняйте реки, озера, не травите и не губите рыб.

Берегите птиц, зверей.

Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного,

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

3-4 м.

9. Итог урока.

 Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работы на уроке.

 - Чему вы научились на уроке?       

– Что больше всего понравилось?        

Оценки выставить за работу на уроке.

  

 

Обсуждают работу в парах, оценивают.

ПОСЛОВИЦА

- НЕТ ДРУГА ИЩИ,

А НАШЁЛ БЕРЕГИ

1-2м.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стихи и рассказы – детям

Слайд 2

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887-1964)

Слайд 3

Вот какой рассеянный

Слайд 4

Багаж

Слайд 7

Мой веселый, звонкий мяч Ты куда пустился вскачь, Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал, Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад. А потом ты покатился И уже не возвратился, Закатился в огород, Докатился до ворот. Вот подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул, вот и всем

Слайд 8

Друзья-товарищи

Слайд 9

« Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…» « Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой» С.И. Ожегов

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

О друзьях, товарищах

В наше время очень трудно найти лучшего друга....В беседах на этом классном часе формируется у детей правильное понятие, что такое дружба, как найти друга по интересам. Используются различные виды дея...

С.Я. Маршак «Друзья – товарищи» И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять»

На уроке учащиеся учатся понимать основную идею произведений, чувствовать красоту поэтического слова....

С.Я. Маршак "Друзья-товарищи"

Конспект урока литературного чтения для 2 класса , по программе  Занкова...

Маршак " Друзья - товарищи"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Друзья-товарищи", 2 класс, СРО Занкова...

1 класс тема: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"

1 класс конспект на тему: "Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршак, А. Барто, В. Осеева"...

2 класс Конспект по литературному чтению на тему" Стихи и рассказы русских писателей детям А.Л.Барто"

Тема: Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Л.БартоКласс: 2Тип урока: общей методологической направленностиЦели: Содержательная: познакомить учащихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто...