С.Я. Маршак «Друзья – товарищи» И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Дзагаштова Сюзанна Мухамедовна

На уроке учащиеся учатся понимать основную идею произведений, чувствовать красоту поэтического слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Конспект урока

по литературному чтению

во 2 классе

 С.Я. Маршак «Друзья – товарищи»

И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять»

          Технология: проблемно-поисковая или исследовательская деятельность учащихся.

          Тип урока: изучение нового материала.

        Цель: создать условия для формирования читательской эрудиции, организовать работу по совершенствованию аналитического чтения учащихся.

        Задачи: - учить понимать основную идею произведений, чувствовать красоту поэтического слова.

                - вычитывать настроение героев в произведениях о дружбе, наблюдать за изменением настроения.

                - способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.

- способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.

                - соотнесение стихотворения с музыкой.

                - воспитание эстетически развитого читателя, взаимоуважения и бережного отношения друг к другу.

                

Оборудование:

- ПК

- мультимедийный проектор

- презентация к уроку

- портрет С.Я. Маршака, И.П. Токмаковой, книги С.Я. Маршака и И.И. Токмаковой

- индивидуальные карточки с заданием

- учебник «Литературное чтение» В.А.Лазарева

  1. Организационное начало урока

Доброе утро, я рада видеть вас и приветствовать.

  1. Актуализация знаний и включение в деятельность

Итак, ситуация такова:

Существует множество необитаемых планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали с кем поселиться вместе.

Начнем с упражнения - активатора. Вам нужно хорошо понять и почувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите их. А теперь первое испытание. Каждая планета имеет название:Объясните его значение.

1 планета «Дружных» - объединенные стойкой бескорыстной связью, основанной на любви и уважении.

2 планета «Откровенных» - открытые, видимые всякому, вызывают доверие.

3 планета «Надежных» -  несомненно, верные, прочные, на кого можно положиться, кто не обманет.

4 планета «Искренних» - чистосердечные, прямодушные, прямые и усердные.

Учитель:

Моя задача – дать вам возможность доказать, что вы достойные представители своих планет. Но, прежде всего определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие вам ее жителям быть друзьями.

Правила дружбы.

  1. Помогай товарищу; если умеешь что-то делать  - научи его.
  2. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь;
  3. Делись с товарищем;
  4. Останови друга, если он делает что-то плохое;
  5. Умей радоваться успехам товарища;
  6. Умей спокойно принимать помощь, советы от других.

Живите по этим правилам и ваше общение будет протекать без ссор и конфликтов.

Какое понятие определяет такое общение?

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о дружбе, друзьях, товарищах, познакомимся с произведениями Маршака и Токмаковой.

        Планеты, как по - вашему, что такое дружба?

А у нас на Земле говорят:

Дружба – это, прежде всего искренность, критика ошибок товарища.

Как вы понимаете смысл высказывания.

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда прав – всякий будет с тобой. (М. Твен)

Трусливый – друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л. Толстой)

Учитель:

А еще говорят: Плохой друг. Что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Что это за изречение? Пословица (В ней заключена мудрость народа. Она учит, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься). Думаем над пословицами и комментируем их смысл.

  1. Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
  2. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  3. Без друга на сердце вьюга.
  4. Бой красен – мужеством, а дружба – дружеством.

А какие вы знаете пословицы о дружбе?

Не зря говорят: «Пословица недаром молвится». И русские писатели восхищались ими: А. Пушкин «Кто придумал их так складно…» Л. Толстой. Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много» Да и С.Я. Маршак, чье стихотворение мы сегодня будем читать, всегда следовал традициям устного народного творчества.

        Краткая биографическая справка.

        Стихи его переведены на многие языки мира.

  1. Работа со стихотворением С.Я. Маршака. «Друзья товарищи»

 

Послушайте стихотворение С. Маршака «Друзья – товарищи» на с. 60. Определите тему. А о ком говорится в стихотворении?

- Найдите рифму. А теперь попробуем прочитать I строфу (четверостишия.) так, чтобы был слышен ритм.

Какое настроение у героев?

  1. Физ. минутка.
  2. Знакомство со стихотворением Токмаковой

И сейчас мы прочитаем стихотворение И. Токмаковой.

Но прежде, послушайте о ней.

- Какова тема этого стихотворения (Обида)

Какое  настроение у героя ?

  1. Сопоставительный анализ стихотворений Маршака и Токмаковой.

Сравним настроение героев стихотворения С.Я, Маршака и Токмаковой.

Попробуем передать ритм. В чем отличие? (свободный, более короткие паузы). А во втором длинный и всего две строфы.

        Какие действия происходят в стихотворениях.

I

II

(разные, много движений)

(монотонно, стоит на месте действия)

Где происходят действия

На улице, открытое пространство

В углу комнаты, действия внутри героя

Какой знак препинания стоит в конце?         (!)

Что он означает в I стихотворении

Радость, позитивное настроение, восторг

Возмущение, боль, обиду

Как называется I стихотворение?

Друзья – товарищи

А II?

Не имеет название. Почему как вы думаете? (Сложно выразить чувства героев в названии одним словом).

С какой интонацией следует читать I стихотворений?

(весело, быстро, с громкостью в голосе).

А II – е?

(Медленно, негромко, однообразно, с обидой в голосе).

Планета Дружных

Планета Откровенных

Планета Искренних

Планета Надёжных

Стих

Маршака

Стих

Токмаковой

Стих

Маршака

Стих

Токмаковой

Оба эти стихотворения объединяет то, что они написаны в форме монолога.

        Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе или другому лицу. (В I стихотворении монолог мог читать и 1 и др., а во II монологе только I лицо)

Дети нашего класса приготовили сюрприз. Инсценирование стих. С.Я. Маршака «Друзья – товарищи» и стихотворение.

И.П. Токмаковой

  1. Итог. Какие ассоциации вызывает слово дружба?

Если есть друзья – это хорошо.

Какое  настроение у вас?

Хорошее. Отличное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.

Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...

О друзьях, товарищах

В наше время очень трудно найти лучшего друга....В беседах на этом классном часе формируется у детей правильное понятие, что такое дружба, как найти друга по интересам. Используются различные виды дея...

"Товарищи и друзья"

Конспект классного часа для начальной школы...

С.Я. Маршак "Друзья-товарищи"

Конспект урока литературного чтения для 2 класса , по программе  Занкова...

Маршак " Друзья - товарищи"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Друзья-товарищи", 2 класс, СРО Занкова...

«Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»

Урок чтения 2 класс «Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»...

Методическая разработка О верных друзьях и товарищах "Ты мне - ятебе благодарность благодарение"

Методическая разработка к уроку по духовному краеведению.4 класс...