С.Я. Маршак «Друзья – товарищи» И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
На уроке учащиеся учатся понимать основную идею произведений, чувствовать красоту поэтического слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по литературному чтению
во 2 классе
С.Я. Маршак «Друзья – товарищи»
И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять»
Технология: проблемно-поисковая или исследовательская деятельность учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создать условия для формирования читательской эрудиции, организовать работу по совершенствованию аналитического чтения учащихся.
Задачи: - учить понимать основную идею произведений, чувствовать красоту поэтического слова.
- вычитывать настроение героев в произведениях о дружбе, наблюдать за изменением настроения.
- способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.
- способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.
- соотнесение стихотворения с музыкой.
- воспитание эстетически развитого читателя, взаимоуважения и бережного отношения друг к другу.
Оборудование:
- ПК
- мультимедийный проектор
- презентация к уроку
- портрет С.Я. Маршака, И.П. Токмаковой, книги С.Я. Маршака и И.И. Токмаковой
- индивидуальные карточки с заданием
- учебник «Литературное чтение» В.А.Лазарева
- Организационное начало урока
Доброе утро, я рада видеть вас и приветствовать.
- Актуализация знаний и включение в деятельность
Итак, ситуация такова:
Существует множество необитаемых планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали с кем поселиться вместе.
Начнем с упражнения - активатора. Вам нужно хорошо понять и почувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите их. А теперь первое испытание. Каждая планета имеет название:Объясните его значение.
1 планета «Дружных» - объединенные стойкой бескорыстной связью, основанной на любви и уважении.
2 планета «Откровенных» - открытые, видимые всякому, вызывают доверие.
3 планета «Надежных» - несомненно, верные, прочные, на кого можно положиться, кто не обманет.
4 планета «Искренних» - чистосердечные, прямодушные, прямые и усердные.
Учитель:
Моя задача – дать вам возможность доказать, что вы достойные представители своих планет. Но, прежде всего определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие вам ее жителям быть друзьями.
Правила дружбы.
- Помогай товарищу; если умеешь что-то делать - научи его.
- Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь;
- Делись с товарищем;
- Останови друга, если он делает что-то плохое;
- Умей радоваться успехам товарища;
- Умей спокойно принимать помощь, советы от других.
Живите по этим правилам и ваше общение будет протекать без ссор и конфликтов.
Какое понятие определяет такое общение?
- Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о дружбе, друзьях, товарищах, познакомимся с произведениями Маршака и Токмаковой.
Планеты, как по - вашему, что такое дружба?
А у нас на Земле говорят:
Дружба – это, прежде всего искренность, критика ошибок товарища.
Как вы понимаете смысл высказывания.
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда прав – всякий будет с тобой. (М. Твен)
Трусливый – друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л. Толстой)
Учитель:
А еще говорят: Плохой друг. Что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
Что это за изречение? Пословица (В ней заключена мудрость народа. Она учит, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься). Думаем над пословицами и комментируем их смысл.
- Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Без друга на сердце вьюга.
- Бой красен – мужеством, а дружба – дружеством.
А какие вы знаете пословицы о дружбе?
Не зря говорят: «Пословица недаром молвится». И русские писатели восхищались ими: А. Пушкин «Кто придумал их так складно…» Л. Толстой. Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто, слов мало, а чувства много» Да и С.Я. Маршак, чье стихотворение мы сегодня будем читать, всегда следовал традициям устного народного творчества.
Краткая биографическая справка.
Стихи его переведены на многие языки мира.
- Работа со стихотворением С.Я. Маршака. «Друзья товарищи»
Послушайте стихотворение С. Маршака «Друзья – товарищи» на с. 60. Определите тему. А о ком говорится в стихотворении?
- Найдите рифму. А теперь попробуем прочитать I строфу (четверостишия.) так, чтобы был слышен ритм.
Какое настроение у героев?
- Физ. минутка.
- Знакомство со стихотворением Токмаковой
И сейчас мы прочитаем стихотворение И. Токмаковой.
Но прежде, послушайте о ней.
- Какова тема этого стихотворения (Обида)
Какое настроение у героя ?
- Сопоставительный анализ стихотворений Маршака и Токмаковой.
Сравним настроение героев стихотворения С.Я, Маршака и Токмаковой.
Попробуем передать ритм. В чем отличие? (свободный, более короткие паузы). А во втором длинный и всего две строфы.
Какие действия происходят в стихотворениях.
I | II |
(разные, много движений) | (монотонно, стоит на месте действия) |
Где происходят действия
На улице, открытое пространство | В углу комнаты, действия внутри героя |
Какой знак препинания стоит в конце? (!)
Что он означает в I стихотворении
Радость, позитивное настроение, восторг | Возмущение, боль, обиду |
Как называется I стихотворение?
Друзья – товарищи
А II?
Не имеет название. Почему как вы думаете? (Сложно выразить чувства героев в названии одним словом).
С какой интонацией следует читать I стихотворений?
(весело, быстро, с громкостью в голосе).
А II – е?
(Медленно, негромко, однообразно, с обидой в голосе).
Планета Дружных | Планета Откровенных | Планета Искренних | Планета Надёжных |
Стих Маршака | Стих Токмаковой | Стих Маршака | Стих Токмаковой |
Оба эти стихотворения объединяет то, что они написаны в форме монолога.
Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе или другому лицу. (В I стихотворении монолог мог читать и 1 и др., а во II монологе только I лицо)
Дети нашего класса приготовили сюрприз. Инсценирование стих. С.Я. Маршака «Друзья – товарищи» и стихотворение.
И.П. Токмаковой
- Итог. Какие ассоциации вызывает слово дружба?
Если есть друзья – это хорошо.
Какое настроение у вас?
Хорошее. Отличное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе. Тема «Друзья-товарищи» С.Я. Маршак. Внеклассное чтение.
Цель:познакомить с произведением о дружбе.Задачи: Осмысление проблемы дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».Закрепление представлений школьников о...
О друзьях, товарищах
В наше время очень трудно найти лучшего друга....В беседах на этом классном часе формируется у детей правильное понятие, что такое дружба, как найти друга по интересам. Используются различные виды дея...
"Товарищи и друзья"
Конспект классного часа для начальной школы...
С.Я. Маршак "Друзья-товарищи"
Конспект урока литературного чтения для 2 класса , по программе Занкова...
Маршак " Друзья - товарищи"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Друзья-товарищи", 2 класс, СРО Занкова...
«Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»
Урок чтения 2 класс «Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»...
Методическая разработка О верных друзьях и товарищах "Ты мне - ятебе благодарность благодарение"
Методическая разработка к уроку по духовному краеведению.4 класс...