С.Я. Маршак "Друзья-товарищи"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоппе Наталья Сергеевна

Конспект урока литературного чтения для 2 класса , по программе  Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_2_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 2  класс                

Тема: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи».

Цель:  Ознакомление учеников с   произведением С. Я. Маршака «Друзья-товарищи».

Задачи:

1) В ходе знакомства с новым произведением формировать у детей умения осознанно и выразительно читать вслух  доступные по объёму и жанру произведения.

2) Способствовать формированию умения осмысливать проблему дружбы: кого можно назвать другом? Раскрыть содержание понятия: «настоящий друг».

3)Закрепить представления школьников о способах передачи чувств и настроений автора в тексте.

4)Развивать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне.

5)Отрабатывать навыки выразительного чтения, умение находить ответы на вопросы, учить анализировать поступки и характер героев, развивать умение находить главную мысль в произведении.

6)Воспитывать дружелюбное отношение к окружающим.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, аудиозапись песен о дружбе.

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

ЭОР номер и содержание слайда,

наглядный материал

Содержание

УУД

1

Орг. Момент.

Мотивирование к учебной деятельности

(надо, хочу, могу)

Осенняя полянка,

Дети в школе

Подготовка уч-ся к работе на занятии.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к ним и улыбнитесь, как радушные хозяева. Пусть и у них и у вас будет хорошее настроение.

Тихо – тихо  входит в класс тишина,

 Говорит нам, что урок начать пора.

 Наши ушки на макушке (массаж ушей),

 Глазки зоркие глядят (легкие поглаживания век),

 В путь за новыми открытиями

 Приглашают всех ребят.

 (Л)  Осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

 Выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

(Р) Работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;

осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;

оценивать результаты работы.

(П) Читать тексты, понимать фактическое содержание текста;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

формулировать несложные выводы.

 (К) Проявляют интерес к общению;

используют простейшие речевые средства для передачи своего мнения;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; 

эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

уважать мнение собеседников; 

уважать мнение собеседников;

следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности, парной работе;

действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

2

Подготовка к активной познавательной деятельности

Составление плана урока

Клип о дружбе

Солнышко

  -Чтобы не заблудиться в пути нам надо иметь чёткий маршрут, или по другому….? (план урока)

-Давайте его составим.

-Давайте вспомним какое сегодня число? День недели? Время года?

-Сегодня мы с вами побываем во всех временах года.

-Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если выглянет солнышко, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

-Давайте сегодня на уроке вернёмся в лето, включим солнышко. (клип)

3

Установка познавательной задачи

Презентация

Слайд 1

Поговорим о дружбе

-Думаю, настроение у вас улучшилось и от этого вам и работать

будет легче.

- О чем этот клип?

- Почему именно его мы взяли сегодня на урок?

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня разговор на уроке?

4

Работа над темой урока.

Усвоение новых знаний

      Слайд 2

Кто это?

Слайд 3

Что такое дружба?

Слайд 4

Настоящий друг

Слайд 5

С кем можно дружить?

Слайд 6

С чего начинается дружба?

Слайд 7

Могут ли руки помочь подружиться?

Слайд 8

Основные законы дружбы

Слайд 9

Портрет С.Я. Маршака

Слайд 10

Портрет Маршака

Работа с деревом

(прикрепление листочков)

Слайд 11

Памятка

- Когда вы пришли в школу, у вас, конечно, появились новые друзья или хотя бы один друг. А может быть, не появились? Почему? Всем ведь понятно, что быть одному очень плохо. 

- Кто такой друг? А кого можно назвать другом?

(ответы детей)

«Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией».

«Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов.

- А что такое дружба?

«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов.

- А кто такой товарищ?

 «Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь».

- А чем же отличаются друг от товарища?

 Друг – близкие доверительные отношения, а товарищ – человек, к которому хорошо относишься.

-Что же такое бескорыстная дружба? 

(ответы детей)

- Так каким же должен  быть настоящий друг?

– А с кем вы дружите?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями? 
– Должны ли родители быть друзьями детства?

-Как вы думаете? С чего начинается дружба?

-Могут ли руки помочь подружиться?

Потрогайте и пожмите дружески руки друг-друга.

-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы.

-какие законы вы знаете? Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Физкультминутка

- Многие поэты и писатели писали о друзьях и дружбе.

- Кто узнал этого детского поэта и писателя? Его произведения вы уже читали. Это – Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Живя в г. Екатеринодаре (Краснодар), Маршак организует комплекс культурных учреждений для детей, в частности создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»). Книги Маршака переведены на многие языки мира.

 В  числе многих писал о дружбе и С.Я. Маршак.

-Сегодня мы с вами будем  читать произведение  о дружбе.

- Откройте учебники  на странице 59. Стихотворение «Друзья-товарищи».

-Подумайте над его названием.

-Какие виды работы  мы можем выполнить с произведением?

1. Работа с текстом. Чтение стихотворения учителем (стр. 59)

2. Анализ стихотворения.

-Какое настроение было у вас, когда вы слушали это произведение?

- Какое настроение у героев стихотворения? Почему вы так решили?

- Можно ли героев назвать друзьями? Почему вы так решили? (Шли куда попало, было вдвоем хорошо и интересно)

- А товарищами? (еще нет доверительных отношений, они только зарождались, все еще впереди!)

3. Предварительное чтение.

стр. 59.  Хоровое выразительное  чтение.

Чтение хором за учителем.

4. Словарная работа.

Объяснение значения выражения «куда попало» -  не важно куда,

нараспашку, набекрень, наугад, вприпрыжку (с.59)

5. Самостоятельное чтение.

6. Беседа по содержанию.

- Какое чувство испытали герои?

- Автор называет его или вы сами догадались?

-Попробуйте первое четверостишие пересказать прозой.

-Что изменилось?

7. Работа с иллюстрацией  учебника.

- Какие строчки стихотворения подходят к иллюстрации?

5

Закрепление.

 Самостоятельная работа

Нахождение в тексте рифмующихся слов

(с.59-60)

Работа над выразительностью чтения.

6

Включение в систему знаний и повторение

Слайд 12

Работа в парах

Слайд 13

Проверка пословиц по эталону

Работа с пословицами.

- Пословицы о дружбе рассыпались.

-Составьте пословицы.

  • Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.
  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.

7

Рефлексия (самооценка)

Д/з

Слайд 14

Давайте жить дружно.

Спасибо за урок.

-Чему  учились на уроке?

-Понравилось ли изученное произведение?

Самооценка. (Я всё понял, Есть вопросы)

Работа со смайликами.

Д/з: с. 59-60, выразительное чтение стихотворения