урок литературного чтения в 3 классе "А. П. Гайдар "Горячий камень"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему
Данный урок помодет учителям, работающим в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hilko_goryachiy_kamen.docx | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И. О. учителя Хилько Татьяна Николаевна
Класс: 3 класс
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «А.П.Гайдар Горячий камень"
Цель:
Создать условия для формирования читательского интереса к творчеству А. Гайдара через знакомство с его писательским стилем; анализ текста сказки А Гайдара «Горячий камень».
Задачи:
1. Учить делать выводы и обобщения на основе работы с источником информации;
2. Способствовать развитию интеллектуально-образного и эмоционального восприятия художественного произведения;
3. Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся: сочувствие, сопереживание доброжелательности, дружеских отношений к окружающим(способности ценить человеческие отношения), воспитанию читательского вкуса.
Личностные результаты.
Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сравнивать высказывания сквозными героями точки зрения и обоснованно присоединиться к одной из них.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
Развивать умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Умение работать в паре в группах.
.
Перечень условий, необходимых для проведения урока: интерактивный комплекс, презентация, учебник 2 часть, карточки, оценочные листы
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент | Проверяют готовность к учебной деятельности. Вспоминают правила работы в группе (читают со слайда) Правила работы в группе 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. Дай возможность высказаться всем 3. Записывай идеи. 4. Работай дружно 5. Выбери лидера Читают со слайда: «Книги – это реки, наполняющие Вселенную, от которых исходит мудрость». | Начинаем урок литературного чтения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и своей улыбкой пожелайте хорошего настроения. Садитесь Проверьте все ли на месте, все ли в порядке. Работа на уроке построена в групповой форме Вспомните правила работы в группе Прочитайте эпиграф к нашему уроку… - Эта мудрость с течением лет не теряет своей ценности. Ничто не в состоянии заменить книгу. Никакие новейшие и самые передовые технологии не смогут заменить тех истин, простых человеческих слов о любви, добре, честности и доблести, что хранятся на страницах книг. | Личностные УУД: Самоопределение к деятельности; Познавательные УУД: положительное отношение к учебной деятельности Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Созданы условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность |
2.Актуализация знаний | Дети слушают и называют сами названия произведений (Творчество А П. Гайдара)
Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство. ( сл. №5-8) В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел. (сл №9) Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды».Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. (сл.№10-11) Вот каким замечательным человеком был А.П.Гайдар. Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке, оно значит: всадник, скачущий впереди войска. | Вспомните отрывки из произведений и ответьте, кто автор этих строк? От папы пришла из тайги телеграмма. В гости к нему мы поехали с мамой. Вы знаете нас, мы друзья, мы братишки Из светлой, весёлой, известной вам книжки. («Чук и Гек») Кликнул я клич: «Эй, вы, мальчиши! Мальчиши-малыши! И отцы ушли и братья ушли. Что же нам мальчишам только в палки играть, да в скакалки скакать? И вставали малыши как один на защиту любимой Родины!» («Сказка о военной тайне, о Малычише-Кибальчише и его твёрдом слове») И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Но что такое счастье- это каждый понимал по своему. ("Чук и Гек ") С творчеством, какого писателя мы будем знакомиться на уроке литературного чтения? Показ слайда с портретом Гайдара и сопровождение рассказом 1 группа- жизнь и творчество Гайдара 2 группа- почему его фамилия Гайдар 3 группа- книги, рекомендованные для самостоятельного чтения , | Личностные УУД: интерес к новому учебному материалу и способом решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | Созданы условия для повторения изученного материала, необходимого для открытия нового знания; выявлены затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
3.Постановка учебной задачи | С помощью учителя формулируют задачи урока. 1Выяснить, что такое счастье? 2 Как счастье понимает автор- рассказчик? 3Как счастье понимают главные герои 4счастье- в моем понимании Проанализировать сказку "Горячий камень" (высказывают предположения) Сказка А.П. Гайдара " Горячий камень" (Предположения детей) -прочитать сказку - ответить на вопросы -понять, что значит счастье для главных героев - . | Вернитесь к отрывку из произведения АП. Гайдара"Чук и Гек" И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Но что такое счастье- это каждый понимал по своему. А что такое счастье? Так в чем же нам предстоит сегодня разобраться? Какие задачи ставим перед собой? А эпиграфом нашего урока будут такие слова: “Человеческое счастье- это…”. - Как вы думаете, почему это предложение не законченно? -Что нам в этом поможет разобраться? - Чтобы решить поставленные задачи, что необходимо сделать?
| Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование. Регулятивные УУД: Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной форме | Поставлена цель, уточнена и согласована тема урока, составлен план для реализации поставленной цели |
4.Решение учебной задачи | Уточняют значение слова счастье, появляются новые рассуждения. Приближаются к глубокому пониманию того, что стоит за словом «счастье». Ученики делают первые выводы о чувствах главного героя рассказа.
| Работа в группах У вас на партах лежат словари (Используются словари С. Ожегова, В.Даля, словарь синонимов, сеть Интернет). Найдите в них определение слова «счастье». Назовите «слова-попутчики» счастья – синонимы. Назовите синоним к слову «счастье» - успех, удача | Личностные: смыслообразование; ценностное ориентация на решение учебной задачи, достижения планируемых результатов. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлечение из предметного текста необходимой информации; Регулятивные УУД: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; построение логической цепи рассуждений и доказательств; контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы | Организована реализация учебной задачи, фиксация преодоления затруднения и уточнение общего характера нового знания |
5.Физ минутка | Выполняют упражнения | Как же долго мы сидели, Наши руки онемели, Наша ноги затекли, Ими топнем: раз. Два, три! Руки в стороны, дружок, Раз, два, три. Потом – прыжок. Со здоровьем все в порядке, Если делаешь зарядку. | Личностные УУД: Установка на здоровый образ жизни | |
6 Первичное воспрятие | Объясняют значение слов Восвояси- домой Сельсовет- сельский совет: так называлась власть в Советской России Кооператив- сельский магазин - магазин потребительской кооперации | -откройте учебники с.120 прочитайте название произведения. - Какое произведение нам поможет узнать, что такое счастье? - О чем вам говорит название? Рассмотрите рисунок к тексту. - Рисунок что-то подсказал? Проверим свои версии и предположения, прочитав это произведение. Словарная работа. Работа над произведением (чтение "цепочкой")1-5 часть; 6-7 часть-просмотр д,иафильма (Беседа). - От чьего имени ведется рассказ? - Почему так думаете? Докажите - Назовите главных героев рассказа. - Кто вам понравился больше? Почему? | ||
7. Первичное закрепление (применение полученных знаний на практике) Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Проводят анализ отрывка по заданию учителя (Ивашка полез в колхозный сад, чтобы «тайно насытиться» яблоками до отвала.) (Зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и был схвачен сторожем) Зачитывают информацию со слайда Ученики формулируют вывод: герою обидно, потому что его незаслуженно забыли, не уделили внимания, которого так хочется маленькому человечку. Делают вывод, опираясь на текст. В результате выполнения последнего задания по карточке приходят к пониманию, о чем этот текст – о внутренних движениях души человеческой, о том, что счастье приходит, приносит радость и испытывается главным героем. Ивашка считал старика несчастным человеком. а себя считал счастливым В чём же его счастье для Ивашки? - (проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу, поймал голыми руками рыбу, побывал на весёлом празднике) (вынос на доску под рисунок с мальчиком (участвовал в восстании против царя, громил белую вражескую армию, вместе с другими делал страну могучей и великой) (-Э-э- д,умаю, скажут, увидев меня Жизнь прожить как над,о Вывод Ивашка тоже по - своему понимает что такое счастье Ведут обсуждения Высказывание детей | Просмотрите фрагмент текста и составьте рассказ о главных героях 1 группа – рассказ о старике. 1Как выглядел старик? 2.Как он зарабатывал себе на хлеб? - Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя? -Почему старик отпустил Ивашку? 2 группа – рассказ об Ивашке - Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад? - Чем закончилась попытка незадачливого Ивашки поживиться колхозными яблоками? 3.Какие чувства он испытывал? 4.Почему автор назвал мальчика добрым и благородным? 3 группа –определить жанр произведения, доказать, что это -сказка. Что в нем сказочного, фантастического. Выступления групп (представитель группы делает доклад о своем герое, план ответа вывешивают на доску). . А теперь выясним из произведения, почему Ивашка был счастливым и как ему представляется счастье? (найти и прочитать). 1 группа - Что было счастьем для старика, почему себя он тоже считал счастливым человеком? 2группа - Так почему же старик и автор-рассказчик отказались разбить волшебный камень? -Почему старик не стал разбивать камень? -Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору? (7 часть ) -Почему долгие годы камень оставался неразбитым? 3 группа Личное отношение к событиям произведения Что значит счастье для вас (фонограмма музыки “Лес”).
- Что рассказал о своей жизни Ивашке старик? В каких важных событиях он участвовал ? (вынос на доску под рисунок со стариком) -Это трудная жизнь? Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь? -Почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика? (Ивашка думал только о себе, а старик после себя оставил добрый след) Автор - рассказчик: (вынос на доску) прожить жизнь как надо. -Почему же отказались разбить камень старик и автор-рассказчик? (ответить словами из текста) -Так что же нам завещал А.П. Гайдар? (Прожить жизнь как надо, принося пользу, честно трудиться, оставить после себя добрый след) Зачитайте ключевое предложение. Работа с текстом . (прочитайте нужные отрывки) Что больше всего уд,ивило Ивашку в поведении старика? Что явилось главной причиной, по которой старик не захотел разбить камень?? Найдите и зачитайте отрывок, подтверждающую вашу точку зрения.
Работа со слайдом и с карточкой. Задание по карточке: В сказке мы знакомимся с двумя счастливыми людьми- стариком и Ивашкой. - Как вы понимаете, что значит быть счастливым и что для вас значит счастье? (работа по учебнику) Обсудите в своих группах мнение ребят и выскажите свою точку зрения. " Что значит счастье для вас? Как вы думаете, писатель АП Гайдар похож был чем – то на главного героя -старика? Чем же? | Личностные УУД: Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Коммуникативные: построение логической цепи рассуждений и доказательств; контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | Установлена правильность и осознанность изученного материала, проведена коррекция выявленных пробелов в осмыслении изученного материала Организована самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия и соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки, организована рефлексия деятельности |
7. Итог урока. Рефлексия деятельности | Вспоминаю цель урока и принимают участие в диалоге | Как заканчивается сказка? Почему именно так заканчивается сказка? Какой смысл вкладывается героями сказки в след,ующие слова: " Э-э!- д,умаю, скажут, ув Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце. Учитель. А чтобы прожить жизнь с пользой для других, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту своё плечо, чтоб кто-то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мириться с трусостью. А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться вместе со всеми, Еще раз обратите внимание на цель нашего сегодняшнего урока. Была ли она достигнута? Что нового мы сегодня узнали о слове «счастье»? И какой вывод мы можем сделать о главном герое сказки А.П.Гайдара Горячий камень? Произошло ли для вас открытие творчества великого писателя? Знакомство с жизнью и произведениями Гайдара обогатило каждого духовно и вызвал ли наш урок интерес к творчеству этого автора? Командиры, оцените работу своей группы. -Чья помощь была полезной в общей работе вашей группы -Кого бы вы хотели поблагодарить за работу в своей группе и за что? Заполните таблицу. (приложение 2) | Личностные УУД: самооценка на основе критерий к успешности и неуспешности; ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Регулятивные УУД: Контроль и оценка способов своей деятельности Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | Проведен анализ и оценка обучающимися собственной учебной деятельности |
9.Домашнее задание | Взять интервью у родителей на тему: Хотели бы они начать свою жизнь сначала?-1 группа 2 группа "Придумай историю о человеке, который бы разбил камень 3 группа- подробный пересказ по плану (озаглавить пункты плана) | Организовано обсуждение и запись домашнего задания |
ученик (ца)_______________________________ Поставь «+» , если выполнены условия. Если не выполнены, клеточки остаются пустыми. | ||
Читал | Твоя оценка | Оценка соседа |
бегло, целыми словами | ||
плавно | ||
без ошибок | ||
с правильной интонацией | ||
соблюдал паузы | ||
Отметка |
Приложение 1
Ф
Приложение 2
Лист самооценки | |||||||
Командир __Шевская___Ульяна_____________________ Оценка (хорошо, отлично +, плохо -) | |||||||
Ф И ребенка | Общий балл | ||||||
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наша ноги затекли, Ими топнем:
раз. два, три!
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три. Потом – прыжок.
Со здоровьем все в порядке,
Если делаешь зарядку
Лист самооценки | |||||||
Командир _Волженина Ксения____________________ Оценка (хорошо, отлично +, плохо -) | |||||||
Ф И ребенка | Общий балл | ||||||
Лист самооценки | |||||||
Командир _Гилева Арина ____________________ Оценка (хорошо, отлично +, плохо -) | |||||||
Ф И ребенка | Общий балл | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. А.П. Гайдар «Горячий камень»
Урок литературного чтения. А.П. Гайдар «Горячий камень»...
Презентация к уроку литературного чтения А.П.Гайдар "Горячий камень"
Презентация к уроку по сказке А.П.Гайдара "Горячий камень" (конспект урока и визитная карточка опубликованы)...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
На уроке формируются ууд....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....
Технологическая карта урока литературного чтения. Произведение А.П. Гайдара "Горячий камень"
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. П. Гайдар "Горячий камень", 3 класс, программа "Школа 21 века". В материале отражены содержание урока по теме, виды дея...
Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Тема: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" УМК Школа России...
Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...