урок литературного чтения в 3 классе "А. П. Гайдар "Горячий камень"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Данный урок помодет учителям, работающим в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hilko_goryachiy_kamen.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. учителя Хилько Татьяна Николаевна

Класс: 3 класс

Предмет:   Литературное чтение

Тема урока: «А.П.Гайдар Горячий камень"

Цель:

Создать условия для формирования читательского  интереса  к творчеству А. Гайдара через знакомство с его писательским стилем;  анализ текста сказки  А Гайдара «Горячий камень».

Задачи:

1. Учить делать выводы и обобщения на основе работы с источником информации;

2. Способствовать развитию интеллектуально-образного и эмоционального восприятия художественного произведения;

3. Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся: сочувствие, сопереживание доброжелательности, дружеских отношений к окружающим(способности ценить  человеческие  отношения), воспитанию читательского вкуса.

Личностные результаты.

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сравнивать высказывания сквозными героями точки зрения и обоснованно присоединиться к одной из них.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

 Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение работать в паре в группах.

.

Перечень условий, необходимых для проведения урока: интерактивный комплекс, презентация,  учебник 2 часть, карточки, оценочные листы

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организационный момент

Проверяют готовность к учебной деятельности.

Вспоминают правила работы в группе  (читают со слайда) Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

Дай возможность высказаться всем

3. Записывай идеи.

4. Работай дружно

5. Выбери лидера

Читают со слайда:

«Книги – это реки,  наполняющие Вселенную, 

от которых исходит мудрость».

Начинаем урок литературного чтения.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и своей улыбкой пожелайте хорошего настроения.

Садитесь

Проверьте все ли на месте, все ли в порядке.

Работа на уроке построена в групповой форме

Вспомните правила работы в группе

Прочитайте эпиграф к нашему уроку…

- Эта мудрость с течением лет не теряет своей ценности. 

Ничто не в состоянии заменить книгу. 

Никакие новейшие и

самые передовые технологии

 не смогут заменить тех истин, простых человеческих слов о любви,  добре,  честности и доблести, что хранятся на страницах книг.

Личностные УУД:

Самоопределение к деятельности;

Познавательные УУД:

положительное отношение к учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Созданы условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

2.Актуализация знаний

Дети слушают и называют сами названия произведений

(Творчество А П. Гайдара)

 

Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство. ( сл. №5-8)

В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел. (сл №9)

Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды».Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. (сл.№10-11)

Вот  каким замечательным человеком был А.П.Гайдар.

Почему писатель назвал себя Гайдаром – точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке, оно значит: всадник, скачущий впереди войска.

Вспомните отрывки из произведений и ответьте, кто автор этих строк?

От папы пришла из тайги телеграмма.

В гости к нему мы поехали с мамой.

Вы знаете нас, мы друзья, мы братишки

Из светлой, весёлой, известной вам книжки.

(«Чук и Гек»)

Кликнул я клич: «Эй, вы, мальчиши!

Мальчиши-малыши!  И отцы ушли и братья ушли. Что же нам мальчишам только в палки играть, да в скакалки скакать? И вставали малыши как один на защиту  любимой Родины!»

(«Сказка о военной тайне, о Малычише-Кибальчише

и его твёрдом слове»)

И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Но что такое счастье- это каждый понимал по своему.

("Чук и Гек ")

С творчеством, какого писателя мы будем знакомиться на уроке литературного чтения?

Показ  слайда с портретом Гайдара и сопровождение рассказом

1 группа- жизнь и творчество Гайдара

2 группа- почему его фамилия Гайдар

3 группа- книги, рекомендованные для самостоятельного чтения

,

Личностные УУД:

интерес к новому учебному материалу и способом решения новой учебной задачи

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Созданы условия для повторения изученного материала, необходимого для открытия нового знания;

выявлены затруднения в индивидуальной деятельности  каждого учащегося

3.Постановка учебной задачи

С помощью учителя формулируют задачи урока.

1Выяснить, что такое счастье?

2 Как счастье понимает автор- рассказчик?

3Как счастье понимают главные герои

4счастье- в  моем понимании

 Проанализировать сказку "Горячий камень"

 (высказывают предположения)

Сказка А.П. Гайдара " Горячий камень"

(Предположения детей)

-прочитать сказку

- ответить на вопросы

-понять, что значит счастье для  главных  героев

- .

Вернитесь к  отрывку из произведения АП. Гайдара"Чук и Гек"

И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Но что такое счастье- это каждый понимал по своему. А что такое счастье?

Так в чем же нам предстоит сегодня разобраться?

Какие задачи ставим перед собой? 

А   эпиграфом нашего урока будут такие слова: “Человеческое счастье- это…”.

- Как вы думаете, почему это предложение не законченно?

-Что нам в  этом поможет разобраться?

- Чтобы решить  поставленные задачи, что необходимо сделать?

 

Личностные УУД:

самоопределение;

смыслообразование.

Регулятивные УУД:

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Поставлена цель, уточнена и согласована тема урока, составлен план для реализации поставленной цели

4.Решение учебной задачи

Уточняют значение слова счастье, появляются новые рассуждения. Приближаются к глубокому пониманию того, что стоит за словом «счастье».

Ученики делают первые выводы о чувствах главного героя рассказа.


1. Счастье-это -чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. С. созидания. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача. 

Работа в группах

У вас на партах лежат словари (Используются словари С. Ожегова, В.Даля, словарь синонимов, сеть Интернет). Найдите в них определение слова «счастье». Назовите «слова-попутчики» счастья – синонимы. Назовите синоним к слову «счастье» - успех, удача
Чем, на ваш взгляд, счастье  отличается от успеха? Приведите примеры ситуации успеха и счастья. Каких ситуаций больше в жизни  успешных или счастливых?

Личностные:

смыслообразование;

ценностное ориентация на решение учебной задачи, достижения планируемых результатов.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

извлечение из предметного текста необходимой информации;

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы;

построение логической цепи рассуждений и доказательств;

контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы

Организована реализация учебной задачи, фиксация преодоления затруднения и уточнение общего характера нового знания

5.Физ

минутка

Выполняют упражнения

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наша ноги затекли, Ими топнем: раз. Два, три!

Руки в стороны, дружок,

Раз, два, три. Потом – прыжок.

Со здоровьем все в порядке,

Если делаешь зарядку.

Личностные УУД:

Установка на здоровый образ жизни

6 Первичное воспрятие 

Объясняют значение  слов

Восвояси- домой

Сельсовет- сельский совет: так называлась власть в Советской России

Кооператив- сельский магазин  

     - магазин потребительской кооперации 
Пример: Купить в кооперативе.

2. - организация, созданная скооперировавшимися пайщиками 
Пример: Сельскохозяйственный к. Жилищный, садовый, гаражный к. К. по бытовому обслуживанию населения.
3. - такая жилищная организация 
Пример: Вступить в к.

4. - такая квартира, приобретаемая в ней пайщиком 
Пример: Построить к. 

Колхозный- принадлежащий  всем жителям села  

Тиф- инфекционная болезнь

Цыгарка- самодельная папироса( курить вредно)

(Ответы детей)

-откройте учебники с.120 прочитайте название произведения.

- Какое произведение нам поможет узнать, что такое счастье?

- О чем вам говорит название?

Рассмотрите рисунок к тексту.

- Рисунок что-то подсказал? Проверим свои версии и предположения,  прочитав это произведение.

Словарная работа.

Работа над произведением

(чтение "цепочкой")1-5 часть;

6-7 часть-просмотр д,иафильма

(Беседа).

- От чьего имени ведется рассказ?

- Почему так думаете? Докажите

  - Назовите главных героев рассказа.

- Кто вам понравился больше? Почему?

 7. Первичное закрепление  (применение полученных знаний на практике) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Проводят анализ отрывка по заданию учителя

(Ивашка полез в колхозный сад, чтобы «тайно насытиться» яблоками до отвала.)

(Зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и был схвачен сторожем)

Зачитывают информацию со слайда

Ученики формулируют вывод: герою обидно, потому что его незаслуженно забыли, не уделили внимания, которого так хочется маленькому человечку.

Делают вывод, опираясь на текст.

В результате выполнения  последнего задания по карточке приходят к  пониманию, о чем этот текст – о внутренних движениях души человеческой, о том, что счастье  приходит, приносит радость и  испытывается главным героем.
Этот вывод в дальнейшем записывается как итоговый.

Ивашка считал старика  несчастным человеком. а себя считал счастливым В чём же его счастье для Ивашки?

- (проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу, поймал голыми руками рыбу, побывал на весёлом празднике) (вынос на доску под рисунок с мальчиком

(участвовал в восстании против царя, громил белую  вражескую армию, вместе с другими делал страну могучей и великой)

(-Э-э- д,умаю, скажут, увидев меня

Жизнь прожить как над,о

Вывод Ивашка тоже  по - своему понимает что такое счастье

Ведут обсуждения

Высказывание детей

Просмотрите фрагмент текста и составьте рассказ о главных героях

1 группа – рассказ о старике.

1Как выглядел старик?  

2.Как он зарабатывал себе на хлеб?

- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?

-Почему старик отпустил Ивашку?

2 группа – рассказ об Ивашке

- Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?

- Чем закончилась попытка незадачливого Ивашки поживиться колхозными яблоками?

3.Какие чувства он испытывал?

4.Почему автор назвал мальчика добрым и благородным?

3 группа –определить жанр произведения,  доказать, что это -сказка. Что в нем сказочного, фантастического.

Выступления групп (представитель группы делает доклад о своем герое, план ответа вывешивают на доску).

.

А теперь выясним из произведения, почему Ивашка был счастливым и как ему представляется счастье? (найти и прочитать).

1 группа

- Что было счастьем для старика, почему себя он тоже считал счастливым человеком?

2группа

- Так почему же старик и автор-рассказчик отказались разбить волшебный камень?

-Почему старик не стал разбивать камень?

-Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору?

(7 часть ) -Почему долгие годы камень оставался неразбитым?

3 группа

Личное отношение к событиям произведения

Что значит счастье для вас

(фонограмма музыки “Лес”).


Назовите основную
идею счастья. Как она сформулирована в тексте?

- Что рассказал о своей жизни Ивашке старик? В каких важных событиях  он участвовал ?                                                                                  

                                 (вынос на доску под рисунок со стариком)

-Это трудная жизнь? Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь?

-Почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?

(Ивашка думал только о себе, а старик после себя оставил добрый след)

Автор - рассказчик: (вынос на доску)  прожить жизнь как надо.

-Почему же отказались разбить камень старик и автор-рассказчик?

          (ответить словами из текста)

        -Так что же нам завещал А.П. Гайдар?

           (Прожить жизнь как надо, принося пользу, честно трудиться, оставить после себя добрый след)

Зачитайте  ключевое предложение.

Работа с текстом

. (прочитайте нужные отрывки)

Что больше всего уд,ивило Ивашку  в поведении старика?

Что явилось главной причиной,  по которой старик не захотел разбить камень??

Найдите и зачитайте отрывок, подтверждающую вашу точку зрения.

 

Работа со слайдом и с карточкой.

Задание по карточке:

В сказке мы знакомимся с двумя счастливыми людьми- стариком и Ивашкой.

- Как вы понимаете, что значит быть счастливым и что для вас значит счастье?

(работа по учебнику)

Обсудите в своих группах мнение ребят и выскажите свою точку зрения.

" Что значит счастье для вас?

Как вы думаете, писатель АП Гайдар  похож был чем – то на главного героя -старика? Чем же?

Личностные УУД:

Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные:

построение логической цепи рассуждений и доказательств;

контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Установлена правильность и осознанность изученного материала, проведена коррекция выявленных пробелов в осмыслении изученного материала

Организована самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия и соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки, организована рефлексия деятельности

7. Итог урока.

Рефлексия деятельности 

Вспоминаю цель урока и принимают участие в диалоге

Как заканчивается сказка? Почему именно так  заканчивается   сказка?

Какой смысл вкладывается героями сказки в след,ующие слова:

" Э-э!- д,умаю, скажут, ув

Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды – из сердца в сердце.

Учитель. А чтобы прожить жизнь с пользой для других, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту своё плечо, чтоб кто-то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мириться с трусостью.

А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться вместе со всеми,

Еще раз обратите внимание на цель нашего сегодняшнего урока. Была ли она достигнута?

Что нового мы сегодня узнали о слове «счастье»? И какой вывод мы можем сделать о главном герое сказки А.П.Гайдара Горячий камень?

Произошло ли для вас открытие творчества великого  писателя? Знакомство с жизнью и произведениями  Гайдара  обогатило каждого духовно и вызвал ли наш урок интерес к творчеству этого  автора?

Командиры, оцените работу своей группы.

-Чья помощь была полезной в общей работе вашей группы

-Кого бы вы хотели поблагодарить за работу в своей группе и за что?

Заполните таблицу. (приложение 2)

Личностные УУД:

самооценка на основе критерий к успешности и неуспешности;

ориентация  на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности

Познавательные УУД:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка способов своей деятельности

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других 

Проведен анализ и  оценка обучающимися собственной учебной деятельности

9.Домашнее задание

Взять интервью у родителей на тему: Хотели бы они начать свою жизнь сначала?-1 группа

2 группа "Придумай историю о человеке, который бы разбил камень

3 группа- подробный пересказ по плану (озаглавить пункты плана)

Организовано

обсуждение и запись домашнего задания

ученик (ца)_______________________________

Поставь  «+» , если выполнены условия. Если не выполнены,  клеточки остаются пустыми.

Читал

Твоя оценка

Оценка соседа

бегло, целыми словами

плавно

без ошибок

с правильной интонацией

соблюдал паузы

Отметка

Приложение 1

Ф

Приложение 2

Лист самооценки

Командир __Шевская___Ульяна_____________________

Оценка       (хорошо, отлично +, плохо -)

Ф И ребенка

Общий балл

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наша ноги затекли, Ими топнем:

раз. два, три!

Руки в стороны, дружок,

Раз, два, три. Потом – прыжок.

Со здоровьем все в порядке,

Если делаешь зарядку

Лист самооценки

Командир _Волженина Ксения____________________

Оценка       (хорошо, отлично +, плохо -)

Ф И ребенка

Общий балл

 

Лист самооценки

Командир _Гилева Арина ____________________

Оценка       (хорошо, отлично +, плохо -)

Ф И ребенка

Общий балл

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. А.П. Гайдар «Горячий камень»

Урок литературного чтения. А.П. Гайдар «Горячий камень»...

Презентация к уроку литературного чтения А.П.Гайдар "Горячий камень"

Презентация к уроку по сказке А.П.Гайдара "Горячий камень" (конспект урока и визитная карточка опубликованы)...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....

Технологическая карта урока литературного чтения. Произведение А.П. Гайдара "Горячий камень"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. П. Гайдар "Горячий камень", 3 класс, программа "Школа 21 века". В материале отражены содержание урока по теме, виды дея...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Тема: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" УМК Школа России...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...