Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме Николай Иванович Рыленков «К Родине»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературное чтение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc | 58.5 КБ |
prezent.pptx | 1.79 МБ |
fizminutka_dve_ruki.ppt | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4 классе
по теме:
Николай Иванович Рыленков
«К Родине»
Учитель: Янушок М.Б.
МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи
Тип: урок изучения нового материала.
Форма урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель: формирование понятия «малая родина».
Задачи:
Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.
Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.
Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
Оборудование.
-портрет Н.И.Рыленкова;
-карточки со словами;
-конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);
-СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;
- СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;
-выставка детских рисунков о Родине;
-выставка книг о Родине;
- толковый словарь Ожегова С.И., слайды,
Ход урока.
- Организационный момент.
Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
-Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).
2. Введение в урок.
А) Проблемная ситуация
-Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); (Слайд 2)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
-Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке ?
- Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.
(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)
Р д а и о н
- Прочитайте хором, какое слово получилось?
-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине) (Слайд 3)
Б) Мотивация урока.
На доске слова эпиграфа:
Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?
- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)
- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей )
- О каких тропинках говорит японский поэт?
1)показ слайдов ( приложение).
- Какие памятники изображены на слайдах?
Древнегреческий храм. (Слайд 5)
Древнерусский храм. (Слайд 6)
Биг-Бен. (Слайд 7)
Японская гора Фудзи. (Слайд 8)
- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.
Д. У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.
3. Сообщение темы урока.
А) Вводная беседа
У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края, попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
– Ребята, так что же такое Родина?
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
- А вот какое определение дает автор толкового словаря Ожегов (чтение учеником словарной статьи):
Родина.1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.
-Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?
-А маленькая родина – это какая?
Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.
Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова. (Слайд 9,10)
- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).
-Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)
4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»
Открыли учебник стр.152
1)чтение учителем стихотворения;
- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.
2)повторение правил выразительного чтения; (Слайд 12)
Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.
Звуковая разминка:
Скажи погромче слово гром,
Грохочет слово, словно гром. (1 и 2 строчки читать громко)
Скажи потише «шесть мышат»,
И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)
3) повторное чтение стихотворения про себя;
- Какие картины природы вы увидели?
- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?
- Объясняет ли это сам поэт?
4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)
На доске:
смотреть слушать
всматриваться вслушиваться
1)словарная работа - чтение слов;
-Чем отличаются действия?
- Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.
Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.
Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)
- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!
- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).
У.Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.
2) работа в группах по карточкам;
- Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?
поражает
ослепляет
завораживает
проникает
захватывает
околдовывает
очаровывает
удивляет
потрясает
- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.
- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?
Д.Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.
-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?
- Что означает понятие «малая родина»?
Д. Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.
3)составление схемы
- Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и прикрепляют на доску вокруг российского флага).
РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.
- Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.
- А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».
(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)
-Так что же такое Родина? (Ответы учеников).
(Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)
-Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.
5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19 )
6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20)
Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»
Группа А.
- Перед вами текст о вашей « родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:
Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!
Группа Б.
Составить рассказ о малой родине.
7 .Проверка.
-Кто из вас, ребята, желает прочитать текст?
- А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!
– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.
Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)
Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.
Родина-мать, умей за неё постоять.
Чужбина-калина, Родина-малина.
Человек без Родины – что земля без семени.
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)
9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)
10. Итог.
-Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)
Давайте перечислим:
Д. железнодорожные, воздушные пути;
-мысли, чувства;
-фотографии;
-картины (произведения искусства);
-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;
-духовно близкие люди;
-письма;
-воспоминания;
- книги.
11. Рефлексия.
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.
Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.
12. Д/З: выразительное чтение стр. 152-153
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Еса Бусон 1716 -1783 Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?
Памятники архитектуры
Рыленков Н.И Годы жизни: 1909 -1969. Родился в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945.
Много вдохновенных стихов поэт посвятил Смоленску, который он искренне любил и боготворил. Его стихи выбиты на камне у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике Скорбящей матери в Реадовке .
Как правильно читать стихотворение Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни Соблюдать знаки препинания При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации
Обратимся к словарю Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. Ожегов С.И
Физминутка «Две сестрицы –две руки»
МОЛОДЦЫ!
«Собери пословицу» 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Чужбина-калина, Родина-малина. 3. Человек без Родины – что земля без семени. 4. Кто за Родину горой – тот истинный герой. 5. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Григорий Устинович Чубенко Родился в 1926 году в хуторе Рубашкин Мартыновского района Ростовской области – участник Вов. По образо-ванию учитель истории, но всю жизнь больше тяготил к литературе. Начал писать стихи почти в 70 лет, навсегда привержен к добру и уважению учеников и земляков. В молодости увлекался шахматами и гимнастикой. Поводом для начала литературной деятельности послужила трагедия хутора – красивого и живописного места
Земля дорогая, сторонка родная, Частицей России являешься ты, Ковыльные степи, синь неба без края… Я дивней не видел твоей красоты! Родился 1 января 1939 года в селе Малая Орловка Мартыновского района Ростовской области в семье простых крестьян. Его матери пришлось растить и воспитывать сына одной, так как отец был призван в армию до войны и после ее окончания в семью не вернулся. Мать прививала сыну любовь к людям, труду, к родной природе, к Родине. В.П.Колонтаев заслуженный учитель России (музыки и истории), лауреат Всероссийских смотров самодеятельных певцов и композиторов. Его стихи и песни учат молодежь горячо и беззаветно любить нашу Родину и ее народ.
Тропинки, ведущие в родные края железнодорожные, воздушные пути; мысли, чувства; фотографии; картины (произведения искусства); здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране; духовно близкие люди; письма; воспоминания; книги.
Рефлексия. Выбери бланк телеграммы определенного цвета и подпиши от кого : АКТИВНО РАБОТАЛ РАБОТАЛ, НО НЕ АКТИВНО БЫЛ ПАССИВНЫМ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает понять содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...
Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»
Открытый урок чтения 3 класс...
Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!»
Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!» с использованием ИКТ. УМК "Школа России"...
открытый урок чтения 2 класс
знакомство с произведениями К. Ушинского...
Открытый урок чтения 2 класс
Технологическая карта(разработка урока чтения)...
Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: С.Д. Дрожжин "Родине". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с стихотворением «Родине» Спиридона Дмитриевича Дрожжина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...
Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа
Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...