Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме Николай Иванович Рыленков «К Родине»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока литературное чтение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc58.5 КБ
Файл prezent.pptx1.79 МБ
Office presentation icon fizminutka_dve_ruki.ppt391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  литературного чтения в 4 классе

по  теме:

Николай Иванович Рыленков

«К Родине»

Учитель: Янушок М.Б.

МБОУ - ООШ №13 п. Черёмухи

Тип: урок изучения нового материала.

Форма урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель: формирование понятия «малая родина».

Задачи:

Учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа, размышлять над авторским отношением к Родине.

Формировать знания детей о Родине, воспитывать уважение и любовь к Родине; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; навыки коллективной работы.

Работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

Оборудование. 

-портрет Н.И.Рыленкова;

-карточки со словами;

-конверты с разрезными пословицами для работы в парах (на столах учеников);

-СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера;

- СД запись полонез Агинского «Прощание с родиной»;

-выставка детских рисунков о Родине;

-выставка книг о Родине;

- толковый словарь Ожегова С.И., слайды,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети стоят и говорят слова: (Слайд 1)

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.

-Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга и гостей улыбкой и начнем наш урок (дети садятся).

2. Введение в урок.

А) Проблемная ситуация

-Сегодня почтальон принёс нам письмо. А что в нём, давайте узнаем. А там диск, давайте его прослушаем. (СД запись песни “С чего начинается Родина” сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера);   (Слайд 2)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
 Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
             С той песни, что пела нам мать?
               С того, что в любых испытаниях
  У нас никому не отнять?

-Кто догадается, о чем пойдет речь на уроке ?

- Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус.

(К доске прикрепляется карточка красного, синего и белого цвета с определенными буквами, чтобы получился флаг России.)

Р д  а  и   о   н

- Прочитайте хором, какое слово получилось?

-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине)  (Слайд 3)

 Б) Мотивация урока.

На доске слова эпиграфа:

Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк. (Слайд 4)

- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей )

- О каких тропинках говорит японский поэт?

1)показ слайдов ( приложение).

- Какие памятники изображены на слайдах?

Древнегреческий храм. (Слайд 5)

Древнерусский храм. (Слайд 6)

Биг-Бен. (Слайд 7)

Японская гора Фудзи. (Слайд 8)

- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.

Д. У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.

3. Сообщение темы урока.

А) Вводная беседа

У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края,  попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке, мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

– Ребята, так что же такое Родина?

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

- А вот какое определение дает автор толкового словаря Ожегов (чтение учеником словарной статьи):

 

Родина.1. Отечество, родная страна.

              2. Место рождения, происхождения кого-нибудь; место возникновения чего-нибудь.

 -Родина бывает большая и маленькая. Какую Родину называют большой?

-А маленькая родина – это какая?

Каждый человек любит свою малую родину. И куда бы ни забросила судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае.

Б) Показ портрета Н. И. Рыленкова.  (Слайд 9,10)

- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).

-Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.(слайд 11)

4. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова  «К Родине»

Открыли учебник стр.152

1)чтение учителем стихотворения;

- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.

2)повторение правил выразительного чтения;  (Слайд 12)

Для правильного произношения стихотворения необходима четкая дикция, умение пользоваться диапозоном голоса, его силой, умение выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

             Звуковая разминка:

               Скажи погромче слово гром,

               Грохочет слово, словно гром.   (1 и 2 строчки читать громко)

               Скажи потише «шесть мышат»,

               И сразу мыши зашуршат. (3 и 4 строчки читать тихо)

3) повторное чтение стихотворения про себя;

- Какие картины природы вы увидели?

- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?

- Объясняет ли это сам поэт?

4) анализ стихотворения (работа по вопросам учебника стр. 152-153)

На доске:

смотреть                        слушать

всматриваться               вслушиваться

1)словарная работа - чтение слов;

-Чем отличаются действия?

- Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.

Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.

Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. (Слайд 13)

- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!

- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).

У.Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.

2) работа  в группах по карточкам;

- Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?

поражает

ослепляет

 завораживает

 проникает

 захватывает

 околдовывает

 очаровывает

  удивляет

  потрясает

- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.

- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?

Д.Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.

-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?

- Что означает понятие «малая родина»?

Д. Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.

3)составление схемы

 - Ребята, давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина», которую использовал поэт Н.И.Рыленков. (дети пишут на карточках и  прикрепляют на доску вокруг российского флага).

 

 РОДИНА: холмы, перелески, реки, озера, любовь и т.д.                                                                                                            

-  Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.

- А сейчас я попрошу назвать вас однокоренные слова к слову «Родина».

(Родная, родня, родинка, родимый, родословная, родоначальник, род, …)

 

-Так что же такое Родина? (Ответы учеников). 

 

 (Учитель открывает доску. Выставка рисунков “Родина бывает разная, но у всех она одна”)

-Давайте посмотрим, как вы изобразили Родину на своих рисунках.

5. Музыкальная физминутка «Две сестрицы – две руки» (Слайд 14-19 )

6. Творческая работа (индивидуально). (Слайд 20) 

Звучит Полонез Агинского «Прощание с родиной»

Группа А.

-  Перед вами текст о вашей « родине».  Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:

Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится __________, на которых растут _____, _____,_____. На территории нашей области есть большая река, которая называется ____. В ней водятся ________, ________, _________. Летом там отдыхают люди и туристы из разных уголков__________ области. Я горжусь своей родиной!

Группа Б.

Составить рассказ о малой родине.

7 .Проверка.

-Кто из вас, ребята, желает прочитать текст?

 - А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!

– Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.

Задание 1. «Собери пословицу» (Слайд 21)

Каждая пара учеников из отдельных слов должна собрать пословицу.

Родина-мать, умей за неё постоять.

Чужбина-калина, Родина-малина.

Человек без Родины – что земля без семени.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

8 .Чтение высказываний знаменитых людей о родине (д/з)

9. Знакомство с поэтами – земляками нашего района (Григорий Чубенко, Виктор Колонтаев)- биография (Слайд 22,23)

 10.  Итог.

 -Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? (Слайд 24)

Давайте перечислим:

Д. железнодорожные, воздушные пути;

-мысли, чувства;

-фотографии;

-картины (произведения искусства);

-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;

-духовно близкие люди;

-письма;

-воспоминания;

 - книги.

11. Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели,  поставленной в начале урока.

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма. Затем мы отправим ребятам в клуб «Ключ и заря»

- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.

12. Д/З: выразительное чтение стр. 152-153


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Еса Бусон 1716 -1783 Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?

Слайд 5

Памятники архитектуры

Слайд 9

Рыленков Н.И Годы жизни: 1909 -1969. Родился в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945.

Слайд 10

Много вдохновенных стихов поэт посвятил Смоленску, который он искренне любил и боготворил. Его стихи выбиты на камне у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике Скорбящей матери в Реадовке .

Слайд 12

Как правильно читать стихотворение Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни Соблюдать знаки препинания При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Слайд 13

Обратимся к словарю Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. Ожегов С.И

Слайд 15

Физминутка «Две сестрицы –две руки»

Слайд 16

МОЛОДЦЫ!

Слайд 18

«Собери пословицу» 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Чужбина-калина, Родина-малина. 3. Человек без Родины – что земля без семени. 4. Кто за Родину горой – тот истинный герой. 5. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Слайд 19

Григорий Устинович Чубенко Родился в 1926 году в хуторе Рубашкин Мартыновского района Ростовской области – участник Вов. По образо-ванию учитель истории, но всю жизнь больше тяготил к литературе. Начал писать стихи почти в 70 лет, навсегда привержен к добру и уважению учеников и земляков. В молодости увлекался шахматами и гимнастикой. Поводом для начала литературной деятельности послужила трагедия хутора – красивого и живописного места

Слайд 20

Земля дорогая, сторонка родная, Частицей России являешься ты, Ковыльные степи, синь неба без края… Я дивней не видел твоей красоты! Родился 1 января 1939 года в селе Малая Орловка Мартыновского района Ростовской области в семье простых крестьян. Его матери пришлось растить и воспитывать сына одной, так как отец был призван в армию до войны и после ее окончания в семью не вернулся. Мать прививала сыну любовь к людям, труду, к родной природе, к Родине. В.П.Колонтаев заслуженный учитель России (музыки и истории), лауреат Всероссийских смотров самодеятельных певцов и композиторов. Его стихи и песни учат молодежь горячо и беззаветно любить нашу Родину и ее народ.

Слайд 21

Тропинки, ведущие в родные края железнодорожные, воздушные пути; мысли, чувства; фотографии; картины (произведения искусства); здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране; духовно близкие люди; письма; воспоминания; книги.

Слайд 22

Рефлексия. Выбери бланк телеграммы определенного цвета и подпиши от кого : АКТИВНО РАБОТАЛ РАБОТАЛ, НО НЕ АКТИВНО БЫЛ ПАССИВНЫМ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...

Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!»

Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!» с использованием ИКТ. УМК "Школа России"...

открытый урок чтения 2 класс

знакомство с произведениями К. Ушинского...

Открытый урок чтения 2 класс

Технологическая карта(разработка урока чтения)...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: С.Д. Дрожжин "Родине". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с стихотворением «Родине» Спиридона Дмитриевича Дрожжина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...