Методическое пособие " Обучение составлению кроссвордов" на примере сказки В.Гаршина " Лягушка - путешественница"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Методическое пособие раскрывает авторскую методику обучения составлению кроссвордов на уроках. что позволяет формировать в ученике стремление вдумчиво и осознанно читать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
garshin_3_kl.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка
Центрального района Санкт-Петербурга
«Читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Обучение составлению кроссвордов на примере сказки В.М.Гаршина « Лягушка-путешественница»
3 класс УМК « Школа России»
авторская разработка
Работу подготовила
учитель начальных классов
Песковская Ирина Анатольевна
Санкт – Петербург
Составление кроссворда по сказке В.М.Гаршина « Лягушка - путешественница»
Цели урока: Знакомство с жизнью и творчеством русского писателя Гаршина В.М.
Составление кроссворда к сказке.
Задачи: 1. Прививать интерес к литературному чтению.
2. Активизировать и пополнять словарный запас.
3. Расширять кругозор, развивать творческую деятельность учащихся.
4. Способствовать нравственному воспитанию школьников.
5. Учить работать с текстом.
6. Воспитывать любовь к родному языку, нашей культуре и литературе.
Ход урока :
1 этап организационный
2 этап мотивационный Здравствуйте, мои юные любители читать, удивляться и восхищаться, творить, рассуждать и думать. Мы сегодня будем продолжать работу по формированию умения искать информацию, понимать прочитанное, преобразовывать информацию в кроссворд на основе сказки русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина.
Прочитайте самостоятельно статью о жизни и творчестве писателя и определите тезисы, которые не содержит эта статья. ( Тезисы записаны на доске, статья распечатана для каждого ученика)
Всеволод Михайлович Гаршин – автор двух небольших книжек рассказов, по словам Успенского в них « было исчерпано все содержание нашей жизни». Для многих поколений его трагическая судьба стала высоким нравственным примером. К семи годам Гаршин прочитал «массу книг», а в гимназии, в возрасте 22-х лет, начал писать .Поступил в Горный институт, увлекался литературой и философией. В 1877 году произошли события , определившие творческую судьбу писателя – он уезжает на фронт в Сербию. Гаршин был ранен и в госпитале написал рассказ « Четыре дня», который вызвал огромный интерес. В 1878 году Гаршин становится слушателем Петербургского университета, но душевное состояние его ухудшается, сказывается наследственная болезнь. Через три года он напишет свой лучший рассказ «Красный цветок». А в 1888 году по резкому ухудшению здоровья оставит службу. В день отправления в Крым на лечение боль усиливается и, не выдержав ожидания приступа, он бросается в пролет лестницы.
Тезисы
Служба в Сербии Год выпуска и место издания первой книжки
Знакомство с Репиным
Слушатель Петербургского университета
Последнее произведение
Чем вас потрясла история жизни писателя?
Как писатель был связан с нашим городом?
Какую информацию вы не нашли в статье? ( год и место издания 1 книги и знакомство с Репиным)
Если бы это были вопросы для домашнего изучения, какими источниками вы бы пользовались?
Сегодня этой информацией я поделюсь с вами, она меня очень удивила и заинтересовала, когда я готовилась к нашей встрече.
В 1885 году в Санкт – Петербурге была издана его первая книга.
А теперь посмотрите на репродукцию картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина « Иван Грозный убивает своего сына .1885г.». С В.М.Гаршина художник писал образ сына Царя Царевича Иоанна.
Мы познакомились с творчеством писателя, а теперь рассмотрим выставочный ряд книг. (Желающие сделать обзор книг выходят, озвучивают библиографическую информацию - год выпуска книг, издательство, имена художников - оформителей, ищут аннотацию, демонстрируют титульный лист)
Какой вывод вы сделаете? ( книга живет, переиздается, она читаема и интересна)
3 этап проектирование Сегодня, работая с текстом сказки « Лягушка - путешественница», мы продолжим учиться составлять кроссворды.
Чем полезен такой вид работы с текстом?
Вспомним алгоритм составления кроссворда:
1.Найди слово в тексте ( существ., в ед.ч.)
2.Сформулируй к нему вопрос или предложение, отражающее его лексическое, значение и запиши.
3.Составь из слов кроссворд, распредели слова по горизонтали и вертикали.
4.Присвой слову номер.
5.Пронумеруй вопросы и запиши под кроссвордом, сотри слова в клетках кроссворда.
Перед знакомством с содержанием сказки проведем словарную работу:
Благополучно (удачно, успешно, В.И.Даль)
Цеп-чеп-молотило (примитивное орудие для обмолота зерновых культур, В.И.Даль)
Возвышенная натура ( стоящая над остальными, В.И.Даль)
4 этап операционно-деятельностный Первую часть текста мы прослушаем в записи актера художественного слова Валерия Золотухина. Выбирайте слова для кроссворда в процессе слушания, записывайте их , помня о том, что слова должны иметь интересные лексические значения. Определим количество слов -3,4слова.
Вторую часть сказки читаем вслух по цепочке, выискиваем смыслообразующие фразы, слова, которые могут войти в кроссворд, записываем их. (3,4 слова)
Третью часть прочитаем по ролям.
Мы познакомились с содержанием сказки, ваши ответы на мои вопросы могут тоже войти в кроссворд, работаем и запоминаем понравившиеся вопросы:
Симпатизирует ли автор своей героине? Подтверди словами из текста.
Какими словами можно охарактеризовать лягушку? Подходит ли к ней выражение «возвышенная натура», объясни?
Какие человеческие пороки эта история раскрывает? Дай им оценку.
Почему путешествие не состоялось? Постройте прогноз развития сюжета.
Посмотрите на список ваших слов для кроссворда, выбери 6 самых интересных, сложных, необычных, которые окончательно войдут в ваш кроссворд.
Попробуйте задать вопрос или сформулировать лексическое значение к моему слову НАСЛАЖДЕНИЕ. Если это трудно, что может помочь? (обращение к Толковому словарю русского языка) И так, наслаждение-удовольствие, положительная эмоция.
Вы хорошо отвечали, теперь начнем творческую деятельность и составим кроссворды. Если затрудняетесь, я с удовольствием вам помогу.
Молодцы! Работа завершена. Обменяйтесь и разгадайте кроссворды друг друга.
5 этап оценочный Какой вопрос был самым интересным в кроссворде, самым сложным?
Какие слова не удалось разгадать? В чем причина? Разгадаем их вместе. Выскажите пожелания своим одноклассникам при составлении кроссвордов.
Библиографические источники:
1. Аудиокнига. Лягушка - путешественница. - Армир.,2010.МР3
2.Даль В.И.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка /В.И.Даль. М.,2006
3. Гаршин В.М.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00961381229077324816/
4.Стернин Г.Ю.Илья Ефимович Репин/Г.Ю.Стернин.-Л.,1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по сказке В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница".
Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Часть 2....
Инегрированный урок по литературе и русскому языку "Авторская сказка М.Гаршина "Лягушка-путешественница. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 4 класс, школа 8 вида
Открытый урок проводился в 4 классе коррекционной школы....
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Работа по сказке.
Работа по сказке (2 урок). Работа в группах...
Образ героя — животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Интегрированный урок по литературе...
Открытый урок ""Суд над Лягушкой-Путешественницей из произведения Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка- Путешественница».
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе....
Карта ученика по сказке Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница"
Интегрированное занятие логопеда и учителя начальных классов по программе "Перспектива" для 3 класса.Задания направлены на развитие осмысленного чтения и письма. Учащиеся оценивают свою рабо...
Тест по сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
Тест направлен на проверку первичного чтения по произведению В. Гаршина "Лягушка - путешественница"....