Методическое пособие " Обучение составлению кроссвордов" на примере сказки В.Гаршина " Лягушка - путешественница"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Песковская Ирина Анатольевна

Методическое пособие раскрывает авторскую методику обучения составлению кроссвордов на уроках. что позволяет формировать в ученике стремление  вдумчиво и осознанно читать текст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garshin_3_kl.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт-Петербурга

«Читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Обучение составлению кроссвордов на примере сказки  В.М.Гаршина « Лягушка-путешественница»

                           

3 класс УМК « Школа России»

авторская разработка

Работу подготовила

учитель начальных классов

Песковская Ирина Анатольевна

Санкт – Петербург

Составление кроссворда по сказке В.М.Гаршина « Лягушка - путешественница»

Цели урока:  Знакомство с жизнью и творчеством русского писателя Гаршина В.М.

Составление кроссворда к сказке.

Задачи: 1. Прививать интерес к  литературному  чтению.

2.  Активизировать и пополнять словарный запас.

3. Расширять кругозор, развивать творческую деятельность учащихся.

4. Способствовать нравственному воспитанию школьников.

5. Учить работать с  текстом.

6. Воспитывать любовь к родному языку, нашей культуре и литературе.

Ход урока :

1 этап организационный

2 этап мотивационный      Здравствуйте, мои юные любители читать, удивляться и восхищаться, творить, рассуждать и думать. Мы сегодня будем продолжать работу по формированию умения искать информацию, понимать прочитанное, преобразовывать информацию в кроссворд на основе сказки русского писателя Всеволода Михайловича  Гаршина.

Прочитайте самостоятельно статью о жизни и творчестве писателя и определите тезисы, которые не содержит эта статья.  ( Тезисы записаны на доске, статья распечатана для каждого ученика) 

Всеволод Михайлович Гаршин – автор двух небольших книжек рассказов, по словам Успенского в них « было исчерпано все содержание нашей жизни». Для многих поколений его трагическая судьба стала высоким нравственным примером. К семи годам Гаршин прочитал  «массу книг», а в гимназии, в возрасте 22-х лет,  начал писать .Поступил в Горный институт, увлекался литературой и философией. В 1877 году произошли события , определившие творческую судьбу писателя – он уезжает на фронт в Сербию. Гаршин был ранен и в госпитале написал рассказ « Четыре дня», который вызвал огромный интерес. В 1878 году Гаршин становится слушателем Петербургского университета,  но душевное состояние его ухудшается,  сказывается наследственная болезнь. Через три года он напишет свой лучший рассказ   «Красный цветок». А в 1888 году по резкому ухудшению здоровья оставит службу.  В день отправления в Крым на лечение боль усиливается и, не  выдержав ожидания приступа,  он бросается в пролет лестницы.

Тезисы

Служба в Сербии                                                  Год выпуска и место издания первой книжки

Знакомство с Репиным

Слушатель Петербургского университета

Последнее произведение

Чем вас потрясла история жизни писателя?

Как писатель был связан с нашим городом?

Какую информацию вы не нашли в статье? ( год и место издания 1 книги и знакомство с Репиным)

Если бы это были вопросы для домашнего изучения, какими источниками вы бы пользовались?

Сегодня этой информацией я поделюсь с вами, она меня очень удивила и заинтересовала, когда я готовилась к нашей встрече.

В 1885 году в Санкт – Петербурге была издана его первая книга.

А теперь посмотрите на репродукцию картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина « Иван Грозный убивает своего сына .1885г.».  С  В.М.Гаршина художник писал образ сына Царя Царевича Иоанна.

Мы познакомились с творчеством писателя,  а теперь рассмотрим выставочный ряд книг. (Желающие сделать обзор книг выходят, озвучивают библиографическую     информацию - год выпуска книг, издательство,  имена художников - оформителей, ищут аннотацию, демонстрируют титульный лист)

Какой вывод вы сделаете? ( книга живет, переиздается, она читаема и интересна)

3 этап проектирование Сегодня,  работая с текстом сказки « Лягушка  - путешественница», мы продолжим учиться составлять кроссворды.

Чем полезен такой вид работы с текстом?

Вспомним алгоритм составления кроссворда:

1.Найди слово в тексте ( существ., в ед.ч.)

2.Сформулируй к нему вопрос или предложение,  отражающее его лексическое, значение и запиши.

3.Составь из слов кроссворд, распредели слова по горизонтали и вертикали.

4.Присвой слову номер.

5.Пронумеруй вопросы и запиши под кроссвордом, сотри слова в клетках кроссворда.

Перед знакомством с содержанием сказки проведем словарную работу:

Благополучно  (удачно, успешно, В.И.Даль)

Цеп-чеп-молотило (примитивное орудие для обмолота зерновых культур, В.И.Даль)

Возвышенная натура ( стоящая над остальными, В.И.Даль)

4 этап операционно-деятельностный   Первую часть текста мы прослушаем в записи актера художественного слова Валерия Золотухина. Выбирайте слова для кроссворда в процессе слушания, записывайте их , помня о том, что слова должны иметь интересные лексические значения. Определим количество слов -3,4слова.

Вторую часть сказки читаем вслух по цепочке, выискиваем смыслообразующие фразы, слова, которые могут войти в кроссворд, записываем их. (3,4 слова)

Третью часть прочитаем по ролям.

Мы познакомились с содержанием сказки, ваши ответы на мои вопросы могут тоже войти  в кроссворд, работаем и запоминаем понравившиеся вопросы:

 Симпатизирует ли автор своей героине? Подтверди словами из текста.

Какими словами можно охарактеризовать лягушку? Подходит ли к ней выражение «возвышенная натура», объясни?

Какие человеческие пороки эта история раскрывает? Дай им оценку.

Почему путешествие не состоялось? Постройте прогноз развития сюжета.

Посмотрите на список ваших слов для кроссворда, выбери 6  самых  интересных, сложных, необычных,  которые окончательно войдут в ваш кроссворд.

Попробуйте задать вопрос или сформулировать лексическое значение к моему слову НАСЛАЖДЕНИЕ. Если это трудно, что может помочь? (обращение к Толковому словарю русского языка) И так,  наслаждение-удовольствие, положительная эмоция.

Вы хорошо отвечали, теперь начнем творческую деятельность и составим кроссворды. Если затрудняетесь, я с удовольствием вам помогу.

Молодцы! Работа завершена. Обменяйтесь и разгадайте кроссворды друг друга.

5 этап оценочный  Какой вопрос был самым интересным в кроссворде, самым сложным?

Какие слова не удалось разгадать? В чем причина? Разгадаем их вместе. Выскажите пожелания своим одноклассникам при составлении кроссвордов.

Библиографические источники:

1. Аудиокнига. Лягушка - путешественница. - Армир.,2010.МР3

2.Даль В.И.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка /В.И.Даль. М.,2006

3. Гаршин В.М.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00961381229077324816/

4.Стернин Г.Ю.Илья Ефимович Репин/Г.Ю.Стернин.-Л.,1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». Работа по сказке.

Работа по сказке (2 урок). Работа в группах...

Карта ученика по сказке Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница"

Интегрированное занятие логопеда и учителя начальных классов по программе "Перспектива" для 3 класса.Задания направлены на развитие осмысленного чтения и письма. Учащиеся оценивают свою рабо...

Тест по сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Тест направлен на проверку первичного чтения по произведению В. Гаршина "Лягушка - путешественница"....