Образ героя — животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема. Образ героя — животного в авторской сказке В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Цель: формирование представления учащихся об особенностях жанра литературной сказки о животных.
Задачи:
- развивать речь, умение анализировать текст;
- учить давать характеристику герою сказки, используя приём словесное рисование;
- обучать начальным навыкам поиска и исследования информации;
- расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Содержание темы предполагает:
- выявление имеющиеся знания у обучающихся о земноводных, ареалах в котором они живут;
- конкретизация знаний учащихся по определениям «литературная сказка», «земноводные», «ареал».
Планируемые результаты.
Личностные умения:
- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
- Оценивать собственное отношение к животным.
- Воспитание толерантности.
Метапредметные.
Познавательные умения:
- Применять методы информационного поиска.
- Проводить анализ при знакомстве с основными определениями по теме.
Регулятивные умения:
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Коммуникативные умения:
- Слушать и вступать в диалог.
- Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
- Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.
- Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
Предметные умения:
- Усвоение понятий «литературная сказка», «земноводные», «ареал».
Универсальные учебные действия.
Познавательные: работа с разными источниками информации; выполнение логических операций: классификация, анализ, установление аналогий.
Регулятивные: проявление инициативности при выполнении заданий.
Коммуникативные: работа в группах.
Личностные: установление границ знания и «незнания»; соблюдение морально-этических норм.
Организация образовательного пространства.
- Оборудование: мультимедийная презентация, физическая карта мира, иллюстрации с изображением лягушки, карточки с заданиями для групповой работы и индивидуальные карточки для теста.
- Межпредметные связи: литература, русский язык, окружающий мир, технология.
- Ресурсы: персональный компьютер для каждой пары с выходом в Интернет, словари (орфографический, синонимов, толковый), учебники, рабочие тетради, электронное приложение.
- Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Физминутка (движения под слова стихотворения).
На болоте у опушки, Жила зелёная лягушка. Прыг- скок, прыг – скок, Прыгай с пятки на носок. | Утром рано умывалась, Полотенцем растиралась. В путь дорогу собиралась. Прыг- скок, прыг – скок, Прыгай с пятки на носок. |
Технология изучения темы.
Этап I. Самоопределение к деятельности.
Цель: Актуализация знаний обучающихся с опорой на жизненный опыт, мотивация обучающихся к изучению темы.
Планируемые результаты.
Личностные умения: проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные умения: работать по предложенному учителем плану.
Познавательные умения: воспринимать новую тему, перерабатывать и преобразовывать полученную информацию.
Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.
Ситуативные задания.
Форма работы – фронтальная.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
- Я предлагаю вам отгадать загадку. Из малька выходят лапки - - О ком мы поведем разговор? - Что вы знаете о лягушке? - Что бы вы еще хотели узнать? | Ответы детей. |
Вспомните произведения, где героем была лягушка. | Лягушка-путешественница |
- Послушайте отрывки из произведений и отгадайте их названия и если есть, автора. - Какими качествами обладают герои этих произведений? - Подберите из словарей слова-синонимы. | Дети слушают, отвечают. Работа со словарем. |
Этап II. Учебно-познавательная деятельность.
Цель: Дать представление о понятиях «литературная сказка», «земноводные», «ареал».
Планируемые результаты.
Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса.
Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Предметные умения: работать с разными источниками получения информации.
Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат.
Учебные поисковые задания и методы работы с информацией.
Форма работы – парная, индивидуальная.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
- Запишите слово «лягушка», проверьте по словарю. - Прослушайте старинную притчу: «Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!» - Чему учит басня? - Запишите басню по памяти. | Записывают слово, проверяют. Ответы детей. Записывают, сверяют с образцом. |
- Подберите рифмующиеся слова к слову «лягушка». - Я предложу вам поучаствовать в конкурсе сенквейнов. - У вас получилось авторское произведение. Что значит «авторское произведение»? - Дайте определение словосочетанию «литературное произведение». | Дети отвечают. Дети работают в паре. Дети отвечают. Дети предлагают варианты ответов. |
- Кто знает, где живут лягушки? - Прочитайте описание мест, где живут лягушки. (1. Живёт озёрная лягушка в постоянных, достаточно глубоких (более 20 см) водоёмах. Чаще всего это старицы рек, пруды, рвы, озёра, но нередко её можно встретить и вдоль берегов рек. Активна почти круглые сутки. В случаях опасности озёрная лягушка обычно прячется в воде. Охотится она преимущественно на суше, вдоль берегов водоёмов, тут её чаще всего можно встретить в самое теплое время суток — с 12 до 17 часов. 2. Обитает в пресных водоёмах центра и юго-востока Северной Америки. 3. Встречаются в водно-болотистой местности от уровня моря до 1200 м в высоту. 4. Остромордая лягушка попадается в лесах, на лугах, болотах, на пашнях, полях, в садах, огородах, парках, на обочинах дорог, возле жилья. Чаще она обитает в лиственных лесах (ольховники, дубровы, березники) и пойменных лугах. В то же время это самый засухоустойчивый вид среди лягушек попадается и в лесу, на суходольных лугах. Важнейшим условием жизни остромордой лягушки является наличие в окрестностях пригодных для размножения водоёмов.) - Места, где обитают определенные виды животных, называется «ареал». | Дети отвечают. Читают. Находят новы непонятные слова в Интернете, словарях. |
- Рассмотрите картинки лягушек и соотнесите их с названиями и если получится, с ареалами.
Остромордая лягушка Красноногая лягушка (Rana arvalis) (Rana aurora)
Лягушка-бык Озёрная лягушка (Rana catesbeiana) (Rana ridibunda)
| Дети работают в паре. Сверяют с эталоном. |
- Постарайтесь определить к какой группе животных можно отнести лягушку. - Докажите. - Каких животных называют земноводными. Прочитайте определение в учебнике. | Дети отвечают (земноводные) Работают с учебником. |
- Мы уже много узнали о лягушках. Нам нужно закрепить полученные знания. - Перед вами предложения, составьте правильный текст. - Какой вид текста у вас получился. | Дети восстанавливают деформированный текст, определяют вид текста. |
Этап III. Основной этап.
Цель: подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки; развивать речь и умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств; формировать систему читательских умений.
Планируемые результаты.
Личностные умения: расширение кругозора, словарного запаса.
Регулятивные умения: работать по плану (заданию), давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Предметные умения: работать с разными источниками получения информации.
Коммуникативные умения: сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат.
Учебные поисковые задания и методы работы с информацией.
Форма работы – групповая, индивидуальная.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
- Дома вы читали произведение В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница». - Я бы хотела проверить как вы запомнили прочитанное произведение. - Тестирование 1. Согласен с утверждением или нет? Докажи. - История с лягушкой произошла летом? (-) - Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей, что такое юг. (+) - Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг. (-) - Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками. (+) - Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток. (-) - Оторвавшись от прута, лягушка бултыхнулась прямо в грязный пруд на краю деревни. (+) 2. Ответь на вопросы словами из текста. - Сколько времени на размышление попросила лягушка у уток? - Что было нужно, по мнению лягушки, чтобы «всё было превосходно»? - Для чего лягушке захотелось лететь поближе к земле? 3. Подумай и ответь своими словами. - Какие чувства испытывает лягушка, увидев на болоте уток? - Что чувствует лягушка во время полёта? 4. Подумай, чем могла бы закончиться эта история, если бы лягушка не свалилась на землю. | Дети показывают сигнальные карточки. |
- Почему автор дал такое название? - У нас есть дети, которые приготовили краткий пересказ произведения и рассказ об авторе. | Выступление подготовленных детей. |
- Подберите нужный отрывок к иллюстрации. | Дети работают в группе. |
– Как автор относился к героине? Для ответа на этот вопрос, прочтите начало сказки до слов: «…продолжала нежиться». – Найдите на выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. - «Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…». | Ответы детей (Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается). НАСЛАЖДАЛАСЬ ВОСХИТИТЕЛЬНО ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ. Главным качеством её было ХВАСТОВСТВО, которое её погубило. ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ |
2. Мини – исследование «Лягушка – путешественница». – Я предлагаю вам еще несколько изображений лягушек. Постарайтесь определить изображение нашей лягушки (квакша, лягушка – голиафа, австралийская жабы, сибирская, дальневосточная, чёрно-пятнистая). Постарайтесь из предложенного материала изобрести лягушколет. - Попробуйте предположить, что могло произойти с нашей лягушкой если бы она очутилась в Африке, Индии, Китае, Австралии. Расскажите, что интересного вы узнали о лягушках. Я хочу немного добавить к вашим сообщениям. (рассказ учителя о лягушках, которые встречаются в родном краю) - Какой можно сделать вывод? | Работа в группах. Ученик 1. Из сказки В. М. Гаршина я выяснил, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки. Я изобрёл устройство, которое поможет утке достичь своей цели, назвал его лягушколёт. Рассказ о действии этого устройства. Дети, пользуясь дополнительной литературой и Интернетом выполняют задание по группам. 1 группа Используя новое летательное устройство, лягушка все-таки отправится в тёплые края. В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки. (На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку) . Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 3 кг, её длина 25 см. Это очень редкая лягушка. 2 группа Я выдвину гипотезу, что лягушка могла бы отправиться в Индию. Индия – государство, расположенное на материке Евразия, омывается водами Индийского океана. В долинах рек Инд и Ганг плодородные почвы. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве, выращивает рис. Вода имеет важное значение, урожай зависит от дождей, которые выпадают с мая по ноябрь. Холода не бывает. В лесах много насекомых. Считаю, что такие условия – много тепла и мошек, понравились бы лягушке. 3 группа Я отправляю лягушку к нашим соседям, в Китай. (Передвигает магнитную лягушку) Китай – омывается морями и водами Тихого океана. Климат влажный, почвы плодородны. На востоке страны протекают реки Янцзы и Хуанхэ. Люди выращивают рис, а значит много участков, занятых водой. Там много насекомых, которыми питаются лягушки. В восточном Китае климат такой же, как и в Приморском крае, а значит – холодная зима. Я не советовал бы лягушке лететь в восточный Китай. 4 группа Австралия – самый маленький континент Земли. Из животных, населяющих Австралию, многие больше нигде не встречаются. Много сумчатых млекопитающих. В австралийских пустынях обитает несколько видов жаб, которые приспособились к отсутствию влаги. В короткий период дождей они производят на свет потомство и до следующих дождей впадают в спячку. Нелегко придётся лягушке в Австралии – условия жизни тяжёлые. Где родился, там и пригодился. |
- Русский народ очень точно подметил народные приметы, связанные с лягушками, а также придумал множество пословиц о лягушке. | Дети читают пословицы и приметы. Пословицы и поговорки про лягушку Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть. Приметы про лягушку Вместе с лягушкой в дом входит удача. |
Этап IV. Диагностика качества освоения темы.
Цель: Установить степень усвоения темы.
Планируемые результаты.
Личностные умения: осознание значимости своей работы для результата всей группы.
Регулятивные умения: высказывать предложение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные умения: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной и групповой работы.
Предметные умения: отвечать на вопросы, сравнивать свой результат с результатом одноклассников.
Коммуникативные умения: слушать других, формулировать мысли вслух.
Учебные задания и методы работы с информацией.
Форма работы – индивидуальная, групповая.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
– Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.
| Дети сигнализируют. Дети работают в группе. |
Этап V. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Цель: Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий эвристического характера, представлять результат своей деятельности.
Планируемые результаты.
Личностные умения: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Познавательные умения: анализировать полученную информацию.
Предметные умения: давать определение понятию «ареал», выражать свое отношение герою произведения.
Коммуникативные умения: слушать других, формулировать мысли вслух.
Творческие задания и методы.
Форма работы – групповая.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
- Я хочу попросить вас помочь нашей лягушке найти свой дом. - А теперь мы с вами создадим ареал для нашей лягушки. | Дети работают с лабиринтом. Выполнение коллективной работы в технике квилинга «Болотце» |
Этап VI. Рефлексивная деятельность.
Цель: научить обучающихся соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика.
Форма работы – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Деятельность | |
учителя | обучающихся |
Мы сегодня хорошо потрудились. - Над какой темой урока работали? - Что вы знали о лягушке в начале дня, что узнали в конце? - Какие ставили перед собой задачи? - Что показалось трудным? Интересным? - Оцените каждый свою работу в группе и выберите оценку или впишите своё в карту урока. - Кому из ребят можно выразить особую благодарность за активность на уроке и помощь в нашей общей работе? | Ответы обучающихся по карте урока. |
- Мы действительно поработали отлично и поэтому я соглашусь с вашей оценкой ребят и поставлю им … - Дома вы продолжите работу над темой родина и подготовите проект на тему «Мой двор» | Обучающие аплодируют. Обучающие записывают домашнее задание. |
*Материал к уроку.
1. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. Второй памятник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками (ДЛЯ СВОИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ОНИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ 100000 ЛЯГУШЕК). Оба памятника - дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки. Существуют и другие памятники. Фотографии памятников вы видите на нашей мини-выставке
· Памятник в Бостоне
· В аэропорту «Домодедово»
· Лягушкам, которых ловили юные натуралисты
· В Казани
· В Санкт-Петербурге
Лягушки в мифологии.
2. В мифологии Лягушка играет положительную и отрицательную роль. В одних случаях лягушка подобно черепахе, рыбе или какому-либо морскому животному, держит на своей спине мир. В Древнем Египте с головой Лягушки изображались боги - Хекет (богиня плодородия, связанная с загробным миром) и даже Амон. В Бирме и Индокитае с образом Лягушки нередко связывается злой дух, который проглатывает Луну (поэтому Лягушку считают причиной затмения). В Китае, где Лягушку также связывают с Луной, их называют «небесными цыплятами», так как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба.
3. Связь Лягушки с Богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа: Лягушка выпрашивает у громовержца царя для себя.
Бах - лягушка в мифах эвенков, доставшая и закрепившая землю. По одним мифам, Баха следит за землей по поручению творца земли Сэвэки, по другим -- по просьбе змеи, которая была уже сырой и мерзла в воде. Когда Баха вынесла землю на поверхность воды, злой брат творца -- Харги выстрелил в нее, Баха перевернулась и с тех пор поддерживает лапами землю среди водного пространства. Баха входит в число шаманских духов, охраняющих спокойствие на средней земле. Изображение лягушки как символа земли шаманы подвешивают к своему костюму.
4. Лягушка является героиней мифов и сказок практически всех народов мира. Ее связывали с плодородием, возрождением и в то же время с болезнью и смертью. В египетской мифологии существовала богиня Хекет - лягушка-покровительница беременных женщин.
В Китае лягушек называют "небесными цыплятами", так как существует поверье, что они падают вместе с росой с неба. Царевна-лягушка в русских сказках и лягушачий принц в германском фольклоре - заколдованные люди. А в Библии безобидные земноводные названы нечистыми духами, "вылезающими изо рта дракона, и изо рта зверя, и изо рта лжепророка. Ибо они есть духи дьявола, которые обратятся к царям земным, чтобы собрать их на битву этого великого дня Бога Всемогущего". В африканском мифе бог неба Ньяма велел лягушке сторожить колодец, в котором никогда не иссякает вода, и за это дал ей хвост. Во время засухи она не пустила к воде страдавшего жаждой Ньяму, за что бог лишил ее хвоста. Такое объяснение в мифе дается тому, что все лягушки рождаются с хвостом
В мифологическом рассказе африканских ашанти говорится о том, что бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост. Во время засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил ее хвоста и сделал так, что все Лягушки рождаются с хвостом, но вскоре теряют его.
В филиппинском мифе в Лягушку превращается мужчина, упавший в воду, которого жена переносила в корзине через реку.
Она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев). У манси Лягушка - тотем. Иногда Лягушка выступает как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, дает полезный совет и т.п. Подобные традиции отражены и в современном фантастическом боевике «Красное смещение» Евгения Гуляковского. Здесь княжна из Китеж-града (города-легенды) превращена в лягушку - Неладу (В этой книге очень много говорится о древних верованиях и обычаях русичей).
Иногда Лягушка бывает и объектом насмешек. Например, в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрена на мокрена, не говорит - еще терпима, а как речь начнет, все досада возьмет».
Народные приметы и суеверия
Крестьяне Ярославщины рассказывали, что в лягушек-коровниц обращаются некрещеные и проклятые родителями девицы (ЛЯГУШКА-КОРОВНИЦА - наделенная сверхъестественными свойствами лягушка, жаба; проклятая девица). Они живут в воде, но выходят и на землю ночью, выдаивают коров. Если тронуть лягушку-коровницу, то она сердится и пускает на тронувшего ее струю молока. Молоко, побывавшее в лягушке, очень ядовито и вызывает сильную боль, если попадет на человеческое тело (Якушкин, 1896г). Это все примеры только по лягушкам и жабам. Но много можно найти подобной интересной информации и о других представителях земноводных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по сказке В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница".
Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Часть 2....
Конспект урока по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"
2-я часть занятия по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"...
Литературная сказка В. М. ГАРШИН «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА».
Конспект открытого урока+приложение+презентация...
Конспект урока на тему "Иллюстрирование сказки В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница"
Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО...
Конспект урока Сказка В.М.Гаршина "Лягушка путешественница"
Были поставлены цели и задачи урока. Была выполнена проверка домашнего задания, работа в группах и работа в оценочных листах....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме" Авторская позиция в сказке В,М. Гаршина "Лягушка-путешественница"(конспект урока, презентация)
конспект урока...
Урок литературного чтения в 3 классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"
Цели:- обеспечение целостного восприятия и понимания текста; - осмысление заглавия произведения;- формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать ...