Рабочая программа "литературноe чтениe" 1, 3 классы
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Реброва Елена Вячеславовна

Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 1, 3  классов с КТП бeз УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc602.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана для обучающихся 1, 3  классов и составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  2. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
  3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
  4. примерной программы по литературному чтению, рекомендованной Министерством образования РФ,   
  5. авторской программы Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина «Литературное чтение»,
  6. Федерального  базисного учебного плана   и примерных  учебных  планов  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312, с  изменениями и дополнениями,
  7. Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23.03.2007г.,  с изменениями и дополнениями;
  8. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями на 2016-2017 учебный год;
  9. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Сугровская ООШ» Льговского района Курской области.

  «Литературное чтение»  один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Основными задачами курса являются:

  • развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
  • формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Учебно-методический комплект.

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Горецкий В. Г. и др.

Литературное чтение. Учебник. 1, 2, 3, 4 класс. В 2 ч.   Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.

Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1, 2, 3, 4 класс. Бойкина М. В., Виноградская Л. А.

         Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1,2,3,4 класс. Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с ООП НОО и учебным планом МБОУ «Сугровская ООШ» курс «Литературное чтение» рассчитан на 506 ч. В 1-м классе на изучение литературного чтения отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель)  урокам литературного чтения.

Во 2-3-х классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе) и в 4-м классе – 102 ч (3ч в неделю, 34 учебные недели)

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание предмета «Литературное чтение»  

1 класс

  Обучение грамоте (92 ч) 

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период  является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

Содержание букварного периода  охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.

Послебукварный (заключительный)  повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Основной курс (40 ч)                                                                                                                                                                                                                               Круг произведений для чтения                                                                                                                                                                                                                                 В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
      Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.                                                                                                                                                
Вводный урок(1ч)                                                                                                                                                                                                                                          Жили-были буквы (7 ч)                                                                                                                                                                                                                                       Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.                                                                        

 Сказки, загадки, небылицы (8 ч)                                                                                                                                                                                                                Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.                                                                                                                                                                                                                            Апрель, апрель! Звенит капель (6 ч)                                                                                                                                                                                                  Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.                                                      

И в шутку и всерьез (6 ч)                                                                                                                                                                                                                    Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.                                            

    Я и мои друзья (6 ч)                                                                                                                                                                                                                            Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.                                                                              

 О братьях наших меньших (6 ч)                                                                                                                                                                                                                       Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.                                                                                                                                                                                                 На внеклассное чтение отводится 20 мин. в неделю   и изучается во всех разделах.

2 класс

         Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (9ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».         

Обобщение изученного материала (2 ч)

3 класс

Самое великое чудо на свете (5 ч)

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

Устное народное творчество (14 ч)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведе-

ний. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активногословарного запаса. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Прозаическая и стихотворная речь.

Великие русские писатели (24 ч)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Участие в коллективном обсуждении. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. Характеристика лирического героя с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова. Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений; пересказывать текст с их помощью. Прозаическая и стихотворная речь.

Литературные сказки (8 ч)

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. Монолог как форма речевого высказывания. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправлен-

ное пополнение активного словарного запаса. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Определение темы, главной мысли. Подбор пословиц. Сравнение разных сказок. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование.

Были-небылицы (10 ч)

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выраже-

ний, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Люби живое (16 ч)

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана: в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированного высказывания.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со-

держанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Прозаическая и стихотворная речь:

узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их    с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

По страницам детских журналов (8 ч)

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Подбор ключевых и опорных слов. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Зарубежная литература (8 ч)

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

4 класс (102ч.)

  Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.  

Летописи. Былины. Жития (9 ч)

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (17 ч)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (7 ч)

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (12 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час (7 ч)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (7ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

                                    Поэтическая тетрадь 2 (3 ч)

Природа и мы (11 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».

Е.И. Чарушин «Кабан».

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь  (5  ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Родина (5 ч)

И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия (6 ч)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (12 ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».

Календарно-тематическое планирование по курсу обучения грамоте 1 класс  (92 часа)

        

 п/п п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-

во часов

Даты проведения

План

Факт

Добукварный период 

14ч

«Азбука» - первая учебная книга.  

1

Речь устная и письменная. Предложение.  

1

Слово и предложение.  

1

Слог.

1

Ударение.

1

Звуки в окружающем мире и в речи.  

1

Звуки в словах.

1

Слог-слияние.

1

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

Гласный звук [а], буквы А, а.

1

Гласный звук [о], буквы О, о.

1

Гласный звук [и], буквы И, и.  

1

Гласный звук [ы], буква ы.

1

Гласный звук [у],  буквы У, у.

1

 

Букварный период

57ч

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.  

1

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Труд на благо Родины.

1

Согласные звуки [с], [с,], буквы С,с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы.  

1

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Труженики села.

1

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках и рассказах.  

1

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения на картинах художников.  

1

Согласные звуки [л|, [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников.

1

Согласные звуки [л|, [л,], буквы Л, л. Правила поведения в гостях.

1

Согласные звуки [р|, [р,], буквы Р,р. Комнатные растения.

1

Согласные звуки [р|, [р,], буквы Р,р. Уход за комнатными растениями.  

1

Согласные звуки [в|, [в,], буквы В,в. Физкультура. Спортивные игры.  

1

Согласные звуки [в|, [в,], буквы В,в. Роль физкультуры и спорта для укрепления здоровья.

1

Звуки [йэ], буквы Е, е. Буква е в начале слова и после гласных.

1

Звуки [йэ], буквы Е, е. буквы Е, е –показатель мягкости предшествующего согласного.

1

Согласные звуки [п|, [п,], буквы П,п. «Красуйся, град Петров!»

1

Согласные звуки [п|, [п,], буквы П,п. Профессии родителей.

1

Согласные звуки [м|, [м,], буквы М,м. Москва- столица нашей Родины.  

1

Согласные звуки [м|, [м,], буквы М,м.  Упражнение в чтении различных текстов.

1

Согласные звуки [з|, [з,], буквы З,з.  О братьях наших меньших.

1

Сопоставление и сравнение парных звуков [з][з,][с][с,] в слогах и словах.

1

Согласные звуки [б|, [б,], буквы Б,б.  А.Пушкин. Сказки.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.  работа со словарём.

1

Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами б,п.  Наблюдение слов,  различных по структуре.

1

Согласные звуки [д|, [д,], буквы Д,д.  Терпенье  и труд всё перетрут.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений

1

Звуки [йа], буквы Я, я  в начале слова и после гласных. Россия- Родина моя.

1

Звук [а], буквы Я, я после мягкого согласного. Многозначные слова.

1

Упражнение в чтении слогов, слов, с буквой я. Многозначные слова.

1

Согласные звуки [г|, [г,], буквы Г,г.

1

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений.

1

 

2 часть учебника.

1

Мягкий согласный звук [ч,],буквы Ч,ч.  

1

Упражнения в чтении слов с буквами  Ч,ч. Многозначные слова.

1

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.  

1

Упражнения в чтении слов с буквой ь.

1

Твёрдый согласный звук [ш|, буквы Ш,ш.

1

Упражнения в чтении слов с буквами  Ш,ш. Сочетание ши.  

1

Твёрдый согласный звук [ж|, буквы Ж,ж.

1

Упражнения в чтении слов с буквами  Ж,ж. Сопоставление  звуков [ж| и [ш|. Сочетание жи.

1

Звуки [й, о], буквы Ё, ё    в начале слова и после гласной.

1

Звук [о], буква ё после гласной. Произведения устного народного творчества.

1

Звук ,|,буквы Й, й. Характеристика звука.

1

Звук ,|,буквы Й, й. Чтение предложений с интонацией и паузами.  

1

Согласные звуки [х|, [х,], буквы Х,х.  

1

Чтение текстов с буквами Х,х.  Обучение чтению по ролям.

1

Чтение предложений с интонацией и паузами. Главная мысль прочитанных текстов.  

1

Звуки [й, у], буквы Ю, ю    в начале слова и после гласной.

1

Звук [у], буквы Ю, ю. Чтение слов, предложений, текстов с буквой ю.    

1

Звук   [ц|, буквы Ц,ц.  Составление рассказа о цирке.

1

Обобщение знаний о  звуке  [ц|, буквах Ц,ц. К. Чуковский «Мойдодыр».  

1

Гласный звук [э|, буквы Э, э. Как человек научился летать.  

1

Повторение и закрепление пройденного. С. Маршак «Где обедал воробей?», Л. Толстой «Жучка».  

1

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ,  щ.  Отработка техники чтения.  

1

Чтение текстов с буквами Щ, щ. Загадки про овощи. Ю. Тувим  «Овощи».

1

Согласные звуки [ф|, [ф,], буквы Ф,ф. Сравнение в и ф.    

1

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.   Многозначность слов.

1

Алфавит.  К. Льдов  «Господин учитель Жук».

1

 

Послебукварный период

21ч

Как хорошо уметь читать. Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»».

1

К.Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста.

1

История славянской азбуки. В.Крупин. Первоучители.

1

В.Крупин. Первый букварь. Создание азбуки.

1

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг.

1

А.С. Пушкин. Сказки. Главная мысль сказок.

1

Л.Н, Толстой. Рассказы для детей.

1

Л.Н, Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка.

1

К.Д.Ушинский. Поучительные рассказы для детей.

1

К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения.

1

К.И.Чуковский. Путаница. Небылицы. Особенности стихотворения-небылицы.

1

 В.В. Бианки. Первая охота. Деление   текста на части.

1

С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть.

1

С.Я.Маршак. Выставка книг.

1

М.М.Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом-описанием.

1

М.М.Пришвин. Глоток молока. Дополнение текста – описания. Герой рассказа.

1

Стихи и рассказы русских писателей и поэтов: С.Маршак., А.Барто, В.Осеева.

1

Стихи и рассказы русских писателей и поэтов Сравнение  стихотворений и рассказов.

1

Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка-азбука..

1

Проект: «Живая книга»

1

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

1

Итого

92 часа

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

  Основной курс (40 ч)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-

во часов

Даты проведения

План

Факт

Вводный урок

Знакомство с учебником.

1

 

Жили-были буквы

В. Данько «Загадочные буквы».

1

Литературная сказка   И. Токмаковой. Главная мысль.  

1

Сравнение произведений на одну тему С. Черного и  Ф. Кривина.

1

Г. Сапгир «Про медведя». Выразительное чтение стихотворения.

1

Стихотворения М. Бородицкой,  И. Гамазковой. Рифма. Звукопись.

1

Стихотворения И.Гамазковой, Е.Григорьевой,  С. Маршака. Тема стихотворения.

1

Обобщение  по разделу «Жили-были буквы». Оценка достижений.

Проект «Создаём город букв».

1

Сказки, загадки, небылицы

«Сказки, загадки, небылицы». Рассказывание сказки  по иллюстрациям.

1

Сравнение авторской сказки  Е. Чарушина «Теремок»   и народной сказки  «Рукавичка».

1

Произведения устного народного творчества: загадки, песенки, потешки.  

1

Небылицы. Английские народные песенки. Герои песенок.

1

Сказки А. С. Пушкина. Герои сказок.

1

Русские  народные сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана.

1

Произведения Л. Толстого и К. Ушинского.

1

Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы».  Оценка достижений.

1

Апрель, апрель. 3венит капель!

Книги о природе. Стихи А.Майкова,  А.Плещеева  о природе.

1

Лирические стихотворения  А.Майкова, Т. Белозёрова  С. Маршака И. Токмаковой,

1

Литературные   загадки. Сравнение загадок. Проект «Составляем сборник загадок».

1

В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». Чтение стихотворений наизусть.

1

Произведения  из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес».

1

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». Оценка достижений.

1

И в шутку и всерьёз

Весёлые стихи  И. Токмаковой,  Я. Тайца, Г. Кружкова.

1

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».  Характеристика героя.

1

Юмористические произведения. К. Чуковского, О. Дриза, О.Григорьевой.

1

Шуточные стихи И. Токмаковой, И. Пивоваровой. Чтение по ролям.

1

Чтение по ролям  произведений К. Чуковского, М. Пляцковского.

1

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка достижений.

1

 

Я и мои друзья.

Книги о друзьях и дружбе  Ю. Ермолаевой, Е. Благининой и  В. Орлова.  

1

Стихотворения С. Михалкова,   Р. Сефа, В. Берестова о дружбе.

1

Стихотворения  И. Пивоваровой и  Я. Акима. Главная мысль.

1

Сравнение рассказа М. Пляцковского  и стихотворений С.Маршака и  Ю. Этнин. Выразительное  чтение.

1

Из старинных книг Д.Тихомирова.  Выразительное  чтение.  

1

Обобщение по теме «Я и мои друзья». Оценка достижений.

1

О братьях наших меньших

Стихи  о животных  С. Михалкова,  Р. Сефа. Выразительное чтение.

1

В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». Пересказ текста.  

1

Сравнение художественного и научно-популярных текстов о животных.

1

Сказки-несказки   Д.Хармса,  Н. Сладкова.

1

Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо».  Диагностика усвоения прочитанного за год.

1

Обобщение по теме  «О братьях наших меньших». Оценка достижений.

1

ИТОГО 

Проектов-2

Оценка достижений-6

Диагностика усвоения прочитанного-1

40 ч

Календарно-тематическое планирование 3 класс  (136 часов)

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

План

Факт

I четверть

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

 

Самое великое чудо на свете.

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете».

1

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1

Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения.

1

Оценка достижений. Тест  по теме «Самое великое чудо на свете».  

1

 

Устное народное творчество.

14ч

Знакомство с названием раздела  «Устное народное творчество»

1

Русские народные песни. Заклички.

1

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.

1

Входная диагностика усвоения прочитанного.

1

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

1

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в иллюстрациях И.Я. Билибина.

1

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».  Характеристика героев сказки.

1

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Составление плана сказки.

1

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» в иллюстрациях И.Я. Билибина и В.Васнецова.

1

Русская народная сказка. «Сивка – Бурка». Особенности волшебной сказки.

1

Русская народная сказка. «Сивка – Бурка». Характеристика героев сказки. Тест.

1

Русская народная сказка. «Сивка – Бурка» в иллюстрациях В.Васнецова.

1

Русские народные волшебные сказки. Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество».  

1

 

Поэтическая тетрадь 1

11ч

Знакомство с названием раздела  «Поэтическая тетрадь 1»

1

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».  

1

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».  Звукопись.  

1

Ф.И. Тютчев    «Листья».   Олицетворение.  Сочинение -миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка изокошка…». Рифма.  

1

А.А. Фет «Мама!», «Зреет рожь над жаркой нивой».  Эпитеты.  

1

И.С. Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение.

1

И С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы.

1

И.З. Суриков «Детство». Главная мысль стихотворения.

1

И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы.

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» .

1

 

Великие русские писатели

24 ч

Знакомство с названием раздела  «Великие русские писатели».

1

А.С.Пушкин . Подготовка сообщения  «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина».

1

Лирические стихотворения  А.С.Пушкин. Настроение стихотворения.

1

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Приём  контраста как средство создания картин природы.

1

А. С. Пушкин. «Зимний вечер».  Настроение  стихотворения.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки.

1

II четверть

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Сравнение литературной сказки с народной.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Звукопись как средство создания образа.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Язык народной и литературной сказки.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Иллюстрации И.Я.Билибина. Тест.

1

Жизнь и творчество И. А. Крылова. Подготовка сообщения о жизни И. А. Крылова.

1

И. А. Крылов. «Мартышка и очки».  Мораль басни.

1

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». Характеристика героя  басни.

1

И.А. Крылов. «Ворона и лисица».  Инсценирование басни.

1

Жизнь  и творчество М.Ю. Лермонтова. Подготовка сообщения по статье В. Воскобойникова.

1

М. Ю. Лермонтов  «Горные вершины», «На севере диком». Настроение стихотворений.

1

М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень». Сравнение  произведений живописи и литературы. Тест.

1

Детство Л. Н. Толстого.

Подготовка сообщения.

1

Л. Н. Толстой. «Акула».  Пересказ по плану.

1

Л. Н. Толстой. «Прыжок».  Главная  мысль рассказа.

1

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». Пересказ близко к тексту.

1

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве».  «Куда девается вода из моря?». Сравнение рассказов описания и рассуждения.

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Великие русские писатели».  

1

 

Поэтическая тетрадь 2.

Знакомство с названием раздела  «Поэтическая тетрадь 2». Стихотворения о природе Н. А. Некрасова.

1

Диагностика усвоения прочитанного за I полугодие.

1

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.

1

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений.

1

И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Создание  словесных картин.

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2».

1

 

Литературные сказки.

8 ч

Знакомство с названием раздела  «Литературные сказки».

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины  сказки». Присказка.  

1

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго …» Характеристика героев сказки.

1

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

1

III  четверть

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

1

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Тест.

1

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Пересказ сказки.

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки».

1

 

Были- небылицы.

10 ч

Знакомство с названием раздела «Были- небылицы».

1

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения- основной приём описания подводного царства.

1

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ текста.

1

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

1

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

1

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».  Выборочный пересказ.

1

А. Куприн. «Слон». Основные события произведения.

1

А. Куприн. «Слон». Составление плана. Тест.

1

А. Куприн. «Слон».  Пересказ подробный, развёрнутый, краткий.

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Были-небылицы».

1

 

Поэтическая тетрадь 1 .

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1».

1

Стихи о животных  Саши Чёрного. Средства художественной выразительности.

1

Картины зимних забав в стихотворениях А. Блока.

1

С. Есенин. «Черёмуха». Средства художественной выразительности Тест.

1

Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1».

 

1

 

Люби живое.

16 ч

Знакомство с названием раздела. «Люби живое».

1

М. Пришвин. «Моя Родина».

Основная мысль текста.

1

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Определение жанра произведения.

1

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Главный герой произведения.

1

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

1

В. И. Белов. «Малька провинилась». Герои  рассказа.

1

В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку». Озаглавливание текста.

1

В. Бианки. «Мышонок Пик». Главная мысль текста.

1

В. Бианки. «Мышонок Пик». Главные герои рассказа.

1

В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Тест.

1

Б. С. Житков. «Про обезьянку».  Герои произведения.

1

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Пересказ текста по плану.

1

Б. С. Житков. «Про обезьянку». Сжатый   пересказ.

1

В. П. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.

1

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».   Нравственный смысл рассказа.

1

Оценка достижений. Тест  по теме «Люби живое».

1

 

Поэтическая тетрадь 2.

8 ч

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2».

1

С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения.

1

А. Барто. «Разлука». Выразительное чтение.

1

А. Барто. «В театре». Авторское отношение  к героям стихотворения.

1

IVчетверть

С. В. Михалков. «Если». Выразительное чтение

1

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение.

1

Проект «Праздник поэзии».

1

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2».  

1

 

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12 ч

Знакомство с названием раздела  «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

1

А. П. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев.

1

А. П. Платонов. «Цветок на земле». Чтение по ролям.

1

А. П. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа.

1

М. Зощенко  «Золотые слова». Смысл  названия рассказа.

1

М. Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения.

1

М. Зощенко  «Великие путешественники».  Смысл  названия рассказа.

1

М. Зощенко  «Великие путешественники».   Восстановление порядка событий. Пересказ.

1

Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа.

1

Н. Носов. «Телефон». Особенности юмористического  рассказа.

1

Оценка достижений. Тест  по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

 

По страницам детских журналов.

Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов».

1

Рассказы о войне  Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

1

Ю. Ермолаев. «Проговорился». Пересказ.

1

Ю Ермолаев «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию.

1

Г. Остер. «Вредные советы». Создание сборника добрых советов.

1

Г. Остер. «Как получаются легенды».  Создание сборника добрых советов.

1

Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

1

Оценка достижений. Тест  по теме «По страницам детских журналов».    

1

 

Зарубежная литература.

8 ч

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Древнегреческий миф. «Храбрый  Персей».

1

Древнегреческий миф. «Храбрый  Персей». Мифологические герои и подвиги.

1

Древнегреческий миф. «Храбрый  Персей». Пересказ.  

1

Диагностика усвоения прочитанного за год.

1

Подготовка сообщения о великом сказочнике Г.-Х.Андерсене.  

1

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный   смысл сказки.

1

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

1

Оценка достижений. Тест  по теме «Зарубежная литература».

1

ИТОГО

 Проверочные работы- 8

Тесты-12

Проекты – 2

Проекты: 

  1. «Сочиняем волшебную сказку».
  2. «Праздник поэзии»

Диагностика усвоения прочитанного-3

136 ч

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа  по УМК"Школа России" , авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Программа составлена на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку.3класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

рабочая программа по русскому языку 3класс

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по английскому языку 3класс

Рабочая программа составлена к УМК Верещагиной И.Н. для 3 класса с нагрузкой 2 часа в неделю.Состоит из пояснительной записки,календарно-тематического планирования. ...

Рабочая программа по окружающему миру 3класс

Рабочая программа составлена по УМК "Школа России"....

рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...