Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
методическая разработка (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_horoshih_maner.docx | 53.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Самарской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов.
«Школа хороших манер».
Разработала:
Глазова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
ОУ СОШ № 33 г. Сызрани.
Сызрань
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.(5)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Программа «Школа хороших манер» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
- углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.(1)
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
- Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
- Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
- Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
- Развить навыки общения и сотрудничества;
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро.
- Бойся обидеть человека.
- Люби и прощай людей.
- Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.(2)
При изучении курса «Школа хороших манер», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме урока.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
- Театрализация «Театр вежливых ребят»;
- Устный журнал «О невежах и вежливости»;
- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих уроках учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю. (3)
Занятия по программе «Школа хороших манер» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках, не стали исключением и занятия по программе «Школа хороших манер»
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.(4)
Программа рассчитана на 64 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- значение этикета и навыков правильного общения;
- культуру внешнего вида, правила гигиены;
- правила жизни в обществе;
- правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
- культуру поведения в общественных местах;
- особенности поведения в школе;
- правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя
- правила гостеприимства;
- правила дарения и получения подарков
- правила оформления писем, поздравлений.
- правила ведения переписки в сети Интернет
Учащиеся должны уметь:
- вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.
- следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
- правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
- вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
- общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.
Содержание программы
30 часов (1 час в неделю)
Мы первоклассниками стали (3 часа). Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Слова и жесты. Рассказ о себе.
Правила настоящих друзей. (7 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Слова приветствия и слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят. С кем приятно общаться?
Учимся договариваться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь)
Твое настроение. (1 час) Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим
Дом и семья(3 часа). Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. Разговор с младшим.
Уроки гигиены. (3 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.
Поведение в общественных местах ( 5 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Библиотека. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в магазине. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевые игры.
Как построить вежливый диалог (3 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).
Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.
Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят»
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Речь – средство общения. (5часов) Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам
Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета. (3часа). Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
Пишите письма (2часа). Интернет и Этикет. Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 класс.
Тема урока. | Содержание. | |
Мы первоклассниками стали. | Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. | |
Мы первоклассниками стали | Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Слова и жесты. | |
Мы первоклассниками стали. | Рассказ о себе. Мои увлечения. | |
Правила настоящих друзей. | Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. | |
Правила настоящих друзей. | Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. | |
Правила настоящих друзей. | Волшебные слова – наши друзья и помощники. | |
Правила настоящих друзей. | Слова приветствия и слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. | |
Правила настоящих друзей. | Ролевая игра «Если друг в беде». | |
Правила настоящих друзей. | Правила взаимопомощи среди ребят. Проектная деятельность. Работа в группах. | |
Правила настоящих друзей. | С кем приятно общаться? Обобщающее занятие. | |
Учимся договариваться. | Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. | |
Учимся договариваться. | Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь). | |
Твое настроение. | Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим. | |
Дом и семья. | Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? | |
Дом и семья. | Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. | |
Дом и семья. | Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. Разговор с младшим. | |
Уроки гигиены. | Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Игра «На подиуме» | |
Уроки гигиены. | «В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. | |
Уроки гигиены. | Режим дня. | |
Поведение в общественных местах. | Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры. | |
Поведение в общественных местах. | Поликлиника. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Ролевая игра. | |
Поведение в общественных местах. | Магазин. Правила общения в магазине. Ролевая игра. | |
Поведение в общественных местах. | Библиотека. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения Экскурсия в библиотеку. | |
Поведение в общественных местах. | Театр. Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. | |
Как построить вежливый диалог | Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. | |
Как построить вежливый диалог | Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»). | |
Как построить вежливый диалог | Тренинг. (приложение № 1) | |
Братья наши меньшие. | Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными. Конкурс рисунков. | |
Братья наши меньшие. | Рассказ о своих домашних друзьях. | |
Итоговое занятие. | Театральное представление «Театр вежливых ребят» |
Рабочая тетрадь: Игра-раскраска «Хорошие манеры»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2 класс.
Тема урока. | Содержание. | |
1. | Речь – средство общения. | Возникновение речи. Языки народов мира. Речь - как средство передачи мыслей и чувств. |
2. | Речь – средство общения. | Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой. |
3. | Речь – средство общения. | Диалог и монолог. Ролевые игры. |
4. | Речь – средство общения. | Волшебница речь. Учимся строить предложения. |
5. | Речь – средство общения. | Час – общения «В гостях у дедушки Этикета». |
6. | В театре, в кино, в музее. | Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Решение ситуаций. |
7. | В театре, в кино, в музее. | Экскурсия в музей. |
8. | В театре, в кино, в музее. | Беседа с руководителем школьного театра. |
9. | Какую речь хочется слушать. | Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры. |
10. | Какую речь хочется слушать. | Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы: Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. |
11. | Какую речь хочется слушать. | Конкурс чтецов. |
12. | Какую речь хочется слушать. | Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному. |
13. | Что значит быть вежливым? | Тестирование. ( Приложение № 2) |
14. | Введение понятия «этикет», история этикета, | Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет Столовый этикет |
15. | Виды этикета. | ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ. Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности. ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ. Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях , переговорах. |
16. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 3) |
17. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Слово - это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова». |
18. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Анализ ситуаций. Как бы поступили вы? Всегда есть выбор. |
19. | Красота внешняя и внутренняя. | Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. |
20. | Красота внешняя и внутренняя. | Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. |
21. | Этикетные выражения при знакомстве. | Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). |
22. | Этикетные выражения при знакомстве. | Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры. |
23. | Умей понять другого. | Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. |
24. | Умей понять другого. | Тест – игра «Умеете ли вы слушать». |
25. | Слушаем – вдумываемся. | Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону. |
26. | Слушаем – вдумываемся. | Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд. |
27. | Слушаем – вдумываемся. | Тренинг. Беседа с психологом. |
28. | Гостеприимство как национальная черта русских. | Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. |
29. | Гостеприимство как национальная черта русских. | Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». |
30. | Подарки. Давайте потанцуем. | Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец» |
31. | Пишите письма. | Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру |
32. | Интернет и Этикет. | Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки. |
33. | Раздели печаль и радость другого. | Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками. |
34. | Итоговое занятие. | Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». |
Рабочая тетрадь: «Хорошие манеры в рисунках и примерах» Арина Гольдникова
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
- http://festival.1september.ru/articles/577109/
- 1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- 3. «Вредные советы» Г. Остер
- 4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- 5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- 6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- 7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
- 9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
- http://www.etikets.ru
Приложение № 1
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Приложение № 2
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Приложение № 3.
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»
Программа для внеурочной деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.
Согласно новому ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «ИЗОстудия». 3 класс.
laquo;ИЗОстудия»34 часа, 1 час в неделю Программа внеурочной деятельности общекультурного направления составлена на основе авторской программы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская ...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка (пластилин) " для 1-3 класса
Курс внеурочной деятельности "Лепка" способствует развитию у учащихся трехмерного восприятия объемнойформы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствамиобъем и пространство, ...