Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Читалия» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1
Кулундинского района Алтайского края
Согласовано. Заместитель директора по УВР МБОУ КСОШ №1 ________ Слепухина М.А. «____»________2017 г. | Утверждено. Директор МБОУ КСОШ №1 ________ Хлебова В.Н. Приказ № _________ от « ______»_______2017 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Читалия»
3 класс
Составитель Левицкая С.С.,
учитель начальных классов
2017 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Читалия» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2012г.
Концептуальная необходимость введения филологического кружка «Читалия»
Насущной потребностью современного языкового образования является не столько усвоение детьми грамматического знания и овладение правописными навыками, сколько овладение школьниками литературно - нормированной речью (как устной, так и письменной), формирование у них умения целесообразно и эффективно пользоваться богатейшими возможностями родного языка в целях общения, воспитание у школьников языкового чутья и языкового вкуса.
Изменились и продолжают изменяться процессы, которые характеризуют высшие психологические функции. У нынешних детей другие характеристики внимания, мышления, речи.
Школа сталкивается с такими проблемами:
снижение детской интеллектуальной мотивации на 20-25%;
рост детей не посещавших д/сад на 5-7%;
увеличение заболеваемости на 10-15%;
рост социально-неблагополучных семей на 5-7%;
Иными становятся процессы, связанные с работой головного мозга (структуры мозга растут и формируются до 21 года).
И с этой точки зрения современный ребенок с психологией и психическим развитием значительно отличаются от своих сверстников даже десятилетней давности.
Причины таких метаморфоз – не только тектонические сдвиги в обществе и сознании людей, но и глобальные изменения системы информационных потоков, с которыми сталкиваются дети.
Мир стал другим:
В 2009 г было создано новой информации больше, чем за предыдущие 5000 лет;
Объём новой технической информации удваивается каждые 2 года;
Запросы общества к выпускникам стали другими, а, следовательно, изменения должны произойти на всех ступенях школьного образования, и прежде всего на начальной ступени.
За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды;
10 наиболее востребованных профессий в 2010 году ещё не существовали 2004 году.
В последнее два десятилетия, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества.
Ключ к успешному обучению, к жизни в информационном обществе – чтение.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума.
Книжная культура и ее носитель – « Homo legens» - «Человек читающий » внес неоспоримый вклад в развитие цивилизации.
Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности;
2015 –год литературы.
В России в настоящее время - 34% взрослых россиян уже не читает.
В чем отличие «читателей» от «нечитателей»
Читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта.
Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью.
Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. ( С. Н. Плотников, социолог культуры и чтения)
«Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» — обязательный компонент метапредметных результатов Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования.
Итог работы «Идеального Читателя» - нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.
Общая характеристика.
Кружок «Читалия» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цели:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.
Задачи :
- Формировать приёмы функциональной грамотности; - Формировать детскую читательскую биографию: «Читаю - значит расту…»
- Воспитывать «Идеального читателя»- свободного, творчески продуктивного культурного человека
Педагогические и психологические приемы, используемые в практике занятий
развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции
интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать личную точку зрения исполнителя);
устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, рецензия и т.п.);
создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;
чтение по ролям;
драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального образа героя, события и т.д.
сочинение предыстории или продолжения описанного события;
творческий пересказ от лица разных героев;
превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку);
сочинение истории с заданными героями, но с изменением основного тона;
рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курса в учебном плане.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. В 3 классе планируется 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы «Читалия» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы кружка «Читалия» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы кружка «Читалия»
3 класс (33 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Кол – во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 2 | 4.09 | 4.09 |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 2 | 11.09 | 11.09 |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 2 | 18.09 | 18.09 |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 2 | 25.09 | 25.09 |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 2 | 2.10 | 2.10 |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 2 | 9.10 | 9.10 |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь - семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 2 | 16.10 | 16.10 |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника. | 2 | 23.10 | 23.10 |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 2 | 13.11 | 13.11 |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. | 2 | 20.11 | 20.11 |
11 | Герои басен. Инсценирования басен. | 2 | 27.11 | 27.11 |
12 | Родные поэты. | 2 | 4.12 | 4.12 |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 2 | 11.12 | 11.12 |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 2 | 18.12 | 18.12 |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 2 | 25.12 | 25.12 |
16 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. | 2 | 15.01 | 15.01 |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 2 | 22.01 | 22.01 |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю» | 2 | 29.01 | 29.01 |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 2 | 5.02 | 05.02 |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 2 | 12.02 | 12.02 |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | 2 | 19.02 | 19.02 |
22 | Книги-сборники произведений о детях | 2 | 26.02 | 26.02 |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках». | 2 | 5.03 | 5.02 |
24 | Книги зарубежных писателей. | 2 | 12.03 | 12.03 |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 2 | 19.03 | 19.03 |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города» .Аннотация. | 2 | 02.04 | 02.04 |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 2 | 09.04 | 09.04 |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 2 | 16.04 | 16.04 |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 2 | 23.04 | 23.04 |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 2 | 30.04 | 30.04 |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 2 | 07.05 | 07.05 |
3233 | Создание классной газеты «Книгочей». | 4 | 14,21.05 | 14,21.05 |
34 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 2 | 28.05 | 28.05 |
Методическая литература.
- Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
- Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
- И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
- Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-10381-1573753110.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Кружок "Декоративно - прикладное искусство". 1 класс.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Декоративно - прикладное искусство" для 1 класса разработана на основе примерной программы художественно - эстетического направл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-461-1490877357.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-346238-1384616886.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-29494-1394537832.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «НАШ МИР» в 5 классе
Данная программа составлена для реализации внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/08/picture-159985-1691488130.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...