Урок литературного чтения ("Начальая школа XXI века" 1 класс). Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. и с использованием элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur._lit._cht.26.02.14.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
Начальная школа XXI века
Литературное чтение
Тема урока: Авторские сказки.
Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ - лицей №10
г. Белгорода
Семикопенко Лариса Юрьевна
Белгород 2014 г
Планируемые результаты
Предметные
Формировать навыка правильного, осознанного чтения отрывка из сказки В. Сутеева "Палочка-выручалочка", анализировать художественный текст.
Метапредметные
Познавательные:
Овладение логическими действиями сравнения, анализа; навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.
Регулятивные
Формировать умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные
Умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
Тема урока: Авторские сказки.
Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Цель: создание условий для знакомства обучающихся с авторской сказкой.
В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Учебные задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний на основе закрепления понятий «авторская» и «народная» сказка.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4.Формировать умение выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки, передавать голосом свое отношение к героям.
5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, в парах, индивидуальная
Учебно - методическое обеспечение:
портрет В.Сутеева. выставка книг В.Сутеева, аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка-выручалочка", иллюстрации к сказке В.Сутеева "Палочка - выручалочка", плакаты с названиями палочки, карточки с заданиями для групповой работы
Ход урока
1.Организационно-мотивационный этап
Цель: Обеспечить эмоциональный настрой на уроке.
- Прошу дежурного ученика показать организацию рабочего места
- Что нам понадобится сегодня на уроке?
Работа за конторками – 1 группа (9 человек)
2. Актуализация опорных знаний
Дифференцированная групповая форма работы
У: Ребята, работу на сегодняшнем уроке мы начнём с того, что нам уже известно. Перед вами – конверты, в которые помещены карточки со словами. Все вы делитесь на группы (по 4 человека в каждой) и берете конверт (в соответствии с цветом стикера каждой команды). Каждой группе нужно прочитать слова и предположить, почему их объединили в одну группу.
Повторяют правила работы в группе.
Задания для групп:
1 группа: ветер по морю гуляет, корабельщики дивятся, пушки с пристани палят, чем вы, гости торг ведете;
2 группа: дрова рубить, дошли до реки, перетянулась с берега на берег, хохотал;
3 группа: пошли гулять, не умеем плавать, чуть не захлебнулся, стали думать, не догонишь;
4 группа (группа более "сильных" учеников): ветер по морю гуляет, корабельщики дивятся, пушки с пристани палят, пошли гулять, не умеем плавать, чуть не захлебнулся, стали думать.
У: Итак, друзья, почему слова объединили в одну группу? По 1 человеку от каждой команды презентуйте варианты ваших ответов.
Дети. 1 гр. Слова из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."; 2гр. Слова из русской народной сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"; 3 гр. Слова из сказки В.Сутеева "Кораблик"; 4 гр. Слова из авторских сказок: А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" и В.Сутеева "Кораблик".
У: Ребята, вы молодцы. Вы правильно определили все сказки, спрятанные в конвертах. Скажите, а почему вы утверждаете, что эти произведения - сказки?
Дети: Это литературное произведение, о выдуманном событии, в котором присутствует элемент волшебства. В сказке много выдумок, звери и растения разговаривают, ведут себя как люди (помогают, обманывают, плачут и смеются), а предметы без помощи человека производят разные действия (рубят, ездят, пилят)
У: А почему ребята последней группы назвали сказки, спрятанные в их конверте авторскими?
Работа со зрительными метками
Д:. Эти сказки написали авторы: А.С.Пушкин и В. Сутеев.
У: Молодцы. Скажите, пожалуйста, какими еще могут быть сказки?
Д: Народными.
У: А что вы знаете о народных и авторских сказках?
У: Правильно. Я вижу, вы хорошо потрудились на предыдущих уроках. Как вы думаете, много ли сказок на свете?
Дети: Много.
У: Напомните мне, пожалуйста, ребята, слова из сказок каких авторов вы получили сегодня в конвертах?
Д: А.С.Пушкина и В.Сутеева.
3. Целеполагание
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
У: Мы сегодня вспомнили сказки авторские и народные, вспомнили различия и сходства таких сказок. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру? Почему вы так думаете?
У: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение. Но прежде, чем прослушать произведение, давайте немножко отдохнем.
Физминутка. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона
Комплекс упражнений:
1.Перекрестные шаги
2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
«Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
3. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
- Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками
4. Первичное восприятие нового произведения.
Звучит аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка – выручалочка
Смена динамических поз. Работа за конторками- 2 группа (9 человек)
5. Работа над содержанием текста
а) Беседа
У: Понравилось ли вам произведение? Почему? Что вам не понравилось? Когда вам было весело? Когда вам было грустно? Когда вам было страшно? Когда вы обрадовались?
б) Работа со зрительными метками
У: Рассмотрите иллюстрации и расскажите, к какому эпизоду произведения подходит каждая иллюстрация.
Физминутка. Комплекс упражнений с таблицей по методике В.Ф. Базарного
в) Моделирование
У: К какому жанру относится это произведение? Почему?
Дети: Животные разговаривают. Ежик и Зайчик идут по лесу, помогают другим зверушкам, помогают друг другу, ведут себя как люди. В реальной жизни такого не бывает.
У: Давайте нарисуем модель этого произведения. Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку. Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.) Правильно. Покажите это на своих моделях. А теперь посмотрите в свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.) Покажите на модели фамилию автора.
Смена динамических поз. Работа за конторками- 3 группа (9 человек)
г) Знакомство с биографией автора
У: - С какими произведениями этого автора мы уже знакомы?
У: А вы знаете, ребята, что Владимир Григорьевич Сутеев родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
С 14 лет подрабатывал: рисовал дипломы для победителей спортивных соревнований, работал инструктором физкультуры в младших классах школы.
Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.
Сутеев сам иллюстрировал и свои произведения, и произведения других авторов. (Обратить внимание детей на иллюстрации к сказке "Палочка - выручалочка" и выставку книг В.Сутеева) Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев. Сутеев обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать. А еще Владимир Григорьевич очень любил детей. Поэтому он и мог писать и снимать такие интересные и добрые сказки. Вот каким замечательным интересным человеком был Владимир Григорьевич Сутеев.
д) Работа с экологическим панно (работа в группах)
У: На экологическом панно вывешены слова. Вы должны выбрать те из них, с помощью которых можно описать сказку.
(На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)
На доске появляется запись по ответам детей: Сказка добрая, интересная учит, наставляет, объясняет, побуждает думать и совершать добрые поступки
6. Итог
У: С каким произведением мы сегодня работали? К какому жанру относится это произведение? Кто его автор? О ком эта сказка? Чему она вас научила?
7. Рефлексия
У: Что на уроке вам показалось интересным? Что вызвало затруднения? Проанализируйте результаты своей работы с помощью листа самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").
В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....
КТП уроков литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс
КТП уроков литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс...
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "А.Блок ""Ветхая избушка", "Ворона", "Сны""
Предлагаю Вам мою разработку урока....
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "В.И, "Еще про Мальку ""
Я предлагаю Вам разработанный мною конспек урока литературного чтения....
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....