Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.
учебно-методический материал
Произведения искусства «как источник ярких впечатлений», воздействуют на эмоции детей. Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изображенными на них , а значит и с новыми понятиями. Дети учатся подбирать новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картин на словесный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kommunikativnoy_deyatnlnosti.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация коммуникативной деятельности
младших школьников через работу с произведениями искусства»
Жилинскас Елена Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ Гимназия №46 г. Киров
Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.
В настоящее время общество желает видеть выпускника начальных классов
- любознательным;
- активно и заинтересованно познающим мир;
- владеющим основами умения учиться;
- уважающим и понимающим ценности семьи и общества;
- готовым самостоятельно действовать;
- умеющим слушать и слышать собеседника.
Но увлечение детей компьютерными играми, телепрограммами, отсутствие полноценного общения в семье, ведут к резкому обеднению словарного запаса и снижению коммуникативных качеств ученика.
Телевидение, Интернет заполняют нехватку общения. Средства связи дают поток информации, который не успевает перерабатываться в сознании ребёнка. В памяти «остаются лишь мимолётные впечатления». Такое клиповое сознание хаотично, разорвано, оно не даёт представления о целостности мира. Но оно существует как факт.
Особенности современной культуры, в которой пребывает ребёнок, нельзя не учитывать, т.к. визуальное восприятие важнее, чем слово (мы не верим словам, но верим глазам). Но в то же время, нужно научить ребенка осознавать происходящее, передавать свои мысли окружающим, т.е. уметь общаться.🖰
Один из способов решения данной проблемы - это интеграции разных видов искусств, в частности искусства слова и изображения.
Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изображенными на ней, а значит и с новыми понятиями.
Они учатся подбирать новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картин на словесный уровень. Произведения искусства становятся основой для создания речевой ситуации, темой для введения детей в процесс общения.
____________________________________________
-Давайте и мы с вами хотя бы немного прикоснёмся к прекрасному миру искусства.
Произведения живописи, как источники ярких впечатлений, воздействуют на эмоции детей.
При работе с картинами учителю важно создать такие условия, в которых ребёнок выступает как исследователь, собеседник, творец идей, которые дарит ему автор произведения.
Как пример такой деятельности рассмотрим работу с репродукцией картины «Рожь» И. И. Шишкина.
1.Смотреть и видеть. Анализ картин. Внимание к деталям.
Работа по анализу картины И. И. Шишкина «Рожь»
- Подготовка к восприятию картины. («вход» в картину)
«Посмотрите на картину. И. И. Шишкина «Рожь» .
«Давайте представим, что мы стоим у края этого ржаного поля, и такая гостеприимная полевая дорога приглашает нас прогуляться. До самого горизонта уходит ржаное поле. Золотятся колосья. И как могучая стража охраняют хлеб сосны-великаны».
- Картину «Рожь» называют одной из самых удачных картин художника. Как вы думаете, почему картина так называется? Можно ли её назвать по-другому?
- О чём хотел рассказать зрителю Шишкин? (о силе и красоте окружающей нас природы) На эскизе картины художник написал «Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство»
- Что можно почувствовать глядя на картину? Услышать и увидеть?
II. Беседа по содержанию картины (работа по выявлению микротем)
Дорога.
«Вьётся среди ржи дорожка, убегая вдаль к горизонту. Всё дальше и дальше уводит она зрителя вглубь картины. Среди ржи мелькает красный платок одной из крестьянок, бегущих по дороге. Он как бы приглашает нас задержаться ещё немного и полюбоваться золотым отливом спелых колосьев»
Ни на земле, ни в небе нет межи.
Гуляет по просторам взгляд беспечно.
И мы глядим на это поле ржи:
И даль светла, и радость бесконечна. (А Усачёв)
Ласточки.
Ласточки летают над самой землёй, у самой дороги, и кажется, что их тени не поспевают за ними.
-Почему они летают так низко над землёй?
-Они чувствуют приближение грозы;
- Если посмотреть на облака, там, на горизонте, то можно понять, что «Скоро начнётся не только дождь, но и гроза. Перед грозой облака принимают желтоватый оттенок. На картине это хорошо видно» (на репродукции)
Сосны. (на репродукции)
Посмотрите, какие большие могучие сосны стоят в поле.
- Если убрать их из картины, изменится ли её настроение? (Конечно, картина будет совершенно другой)
«Сосны говорят о том, что когда-то на месте поля был сосновый лес. Но люди постепенно вырубили его, выкорчевали пни, распахали землю и засеяли её, чтобы получить больше хлеба. Много труда надо было затратить, чтобы обработать такое поле. В то время, когда жил художник ещё не было тракторов – всё приходилось делать вручную или с помощью лошадей. Глядя на картину, мы понимаем, как богата и обильна русская земля. А могучие сосны-великаны как будто сторожат это богатство».
- Как вы думаете, зачем художник нарисовал сосны?
- И.И. Шишкину хотелось показать таких богатырей – долгожителей - вечнозелёные хвойные деревья.
- Сосна – любимое дерево художника.
- А почему ветви на соснах размещены неравномерно? (ветки толще и длиннее всегда те, что направлены в южную сторону)
Засохшая сосна.
А вот ещё один интересный момент… «засохшая сосна». Это единственная деталь навевающая тревогу.
-Как вы думаете, для чего Иван Иванович изобразил её?
Искусствоведы предполагают, что…
• Возможно, она внесена в композицию для большей реалистичности.
• Но есть и другое предположение:
«Это как эхо переживаний художника, потерявшего за короткий период отца, свою любимую жену и двух малолетних сыновей. «Ничего не вечно на нашей земле» - говорит нам художник этим изображением.
Вывод
Встреча с картиной должна быть интересной и незабываемой. Особенно ценен самостоятельный поиск детьми авторской позиции. В этом случае дети не только увидят, что изображено на полотне, но и «постараются понять, что испытывал автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передал художник»
Картина является не просто наглядным пособием на уроках чтения, истории, русского языка, окружающего мира, а его органичной частью. Для анализа произведений используются знания, полученные ранее: во время экскурсий, лекций в музее, при работе с дополнительной литературой и т.д., сам же урок останется целостным, логически подчинённым тем задачам и методическим требованиям, которые предъявляются по данному курсу.
Существует несколько подходов к анализу живописного произведения.
Первый – аналитический (структурный)
В нем преобладает логический анализ произведения искусства, который сводится, прежде всего, к усвоению содержания.
Второй–эмоциональный.
Здесь отдается предпочтение эмоциональному всматриванию, вслушиванию, прочтению произведения искусства.
Но если говорить об использовании живописных произведений искусства как средства развития речи младших школьников, то надо учитывать в работе оба подхода. Т.е. полный (целостный) - это подробный анализ произведения искусства, который совмещает в себе элементы как структурного, так и эмоционального анализа. Последовательность анализа картин может быть разной. Это зависит:
- от особенности самой картины (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина);
- от поставленных целей;
- от возрастных особенностей учащихся и уровня развития художественного восприятия.
2. Общаться и понимать. Музейные уроки.
Одной из форм создания речевой ситуации являются «музейные уроки», которые проводятся непосредственно на экспозиции в выставочных залах и музеях города -
- уроки-лекции;
- уроки-экскурсии;
- встречи с художниками;
- практические занятия в залах музея.
Музейные уроки имеют свои специфические особенности. Они отличаются от обычных уроков тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста,🖰 но и подлинные произведения искусства. 🖰🖰
В процессе активной коммуникативной деятельности, дети находят ответы на довольно трудные, а порой и философские вопросы:
Почему человек тянется к «прекрасному»?
Какие чувства может вызвать произведение искусства?
Почему "язык" искусства понимают люди разных национальностей?
Занятия в особой музейной обстановке, позволяют учащимся
познакомиться с экспонатами подобранными в определенной системе и логике; участвовать в творческой и проектной деятельности - изучая подлинники на экспозициях. В этих условиях восприятие учебного материала становится более активным - из слушателей школьники превращаются в «исследователей»;
3. Сотрудничество и сотворчество.
Проектная деятельность.
Жизнь и творчество художника, либо изобразительное искусство в целом, может стать темой исследовательского проекта индивидуального или группового.
В том числе и сетевого.
« В мире прекрасного» сайт «Началка»🖰
Этот проект проходил на сайте «Началка». Его организатором была учительница начальных классов Абрамова Елена Владимировна из г.Саратова. Из Кировской области было только две команды. Наша команда называлась «Кристаллики». Этапов в проекте было 4.
- В ходе проекта, дети познакомились с ведущими музеями России (Викторина "Я поведу тебя в музей»; отвечали на вопросы, про «Эрмитаж», Третьяковскую галерею, Русский музей)
- Тренировались в узнавании выдающихся отечественных и зарубежных произведений искусства и их авторов (игра "Необыкновенный вернисаж" Необходимо было по части назвать картину и ее автора.)
- Знакомились с биографией и творчеством русских художников, составляли и публиковали загадки;
- Побывали на экскурсии в региональном музее и подготовили презентацию на ее основе, приняли участие в создании карты « Художественные музеев России»
4. «Знакомые незнакомцы».
Учебно-игровая деятельность с использованием произведений искусства.
С некоторыми картинами учащиеся могут встречаться неоднократно.
Работа над картиной не повторяется, всегда рассматриваются какие-либо её новые аспекты ещё в более углублённом и расширенном виде, с множеством новых фактов, обобщений и выводов. Узнаваемость картины помогает детям чувствовать себя по отношению к ней более свободно. Ранее знакомое произведение раскрывается для детей с новой стороны, что увеличивает интерес к живописному произведению.
Например: в первом классе по картине проводится беседа;
во втором классе картина является основой для словарного или выборочного диктанта;
в третьем классе пишется изложение или творческий диктант;
в четвёртом классе сочинение.
Также можно использовать игровые и занимательные способы подачи материала (организация классного вернисажа, проведение различных художественных викторин, дидактических игр «Узнай художника», «Времена года», В музее осени», «Аукцион картин»)
На уроке «Литературное чтение 4 класс»
Тема: Очерки. «Картины-сказки» очерк Н. С.Шер
УМК «Начальная школа ХХI века»
Учебник авт. Л. А.Ефросинина, М.И.Оморокова ( Часть вторая) стр. 124
Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника В. М. Васнецова. В очерке Н. С.Шер идёт перечисление картин из цикла «Поэма семи сказок». Подробнее с ними можно познакомить детей на следующем уроке или во внеурочной деятельности. Форма проведения игр может быть как групповой, так и парной.
Практическая работа
Ещё один приём учебно-игровой деятельности игра –
«Чья картина?» (карточки раздаются всем участникам семинара) Соединить автора картины и её название. Игра проводится в групповой форме или парной (обязательное взаимодействие и общение детей) Они учатся спрашивать и интересоваться чужим мнением, обмениваться знаниями, вступать в диалог. Проверка выполнения задания.
Вывод:
Итак, сегодня я вам попыталась показать некоторые приёмы работы с произведениями искусств, которые могут служить одним из эффективных средств речевого развития младших школьников, являться содержательной основой для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать. C помощью произведений искусства, происходит расширение представлений у младших школьников о природе, социальных явлениях. Произведения живописи воздействуют на эмоции детей, дают первоначальный опыт эстетических переживаний, нравственно обогащает детей, помогают понять и полюбить культурные ценности России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...
Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"
Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...
Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"
В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...
Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"
В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового) способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....
Развитие коммуникативных навыков младших школьников через организацию наставничества детей при работе на платформе «Учим учиться»
описание опыта работы на платформе "Учим учиться"...
- Мне нравится (1)