Статья на тему: "Бумага имеет значение"
статья по теме

Фатихова Сильвия Юсуповна

Статья о пользе бумажной книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

                    Бумага имеет значение

 

          Ещё в конце 90-х, исследователи выяснили, что люди по-разному воспринимают информацию в интернете и на бумажной странице. Пользователи сети не читают тексты, они их сканируют: считывают разрозненные куски данных. Известно, что из-за интернета также ухудшаются такие навыки, как способность возврата к уже переосмысленной информации, воображение и обдумывание.

              Культура цифрового медиапотребления действительно продолжает всё сильнее наступать на неспешное, вдумчивое чтение и учитывая необычайную пластичность мозга и его способность меняться под влиянием окружающей среды, мы должны задать себе важный вопрос: отличается ли электронное чтение от чтения c бумажного носителя?

          В одном из недавних экспериментов Анна Манген из Университета Ставангера (Норвегия), когнитивист специализируется на изучении различий в восприятии разных носителей информации, попросила 72 школьных выпускников прочитать отрывки из художественной литературы и информационные заметки с бумаги и с экрана компьютера. При прохождении тестов на понимание выяснилось, что молодые люди, читавшие тексты с бумаги, лучше остальных поняли и запомнили его содержание. В другом эксперименте предлагалось прочесть рассказ с бумажного носителя или с помощью электронной книги, чтобы затем пройти нетребовательный тест по восстановлению хронологии событий в повествовании. Задание не подразумевало глубокого анализа или критического мышления. Обладатели книжных копий показали значительный прогресс по сравнению с читателями электронных книг.

         Также, испытуемые читали один и тот же текст с бумаги и с iPad  и Манген выяснила, что у респондентов с книгами значительно различается диапазон эмоционального отклика. Результаты своих исследований она пока что объясняет тем, что бумажная книга материальна и сама по себе является предметом физических манипуляций. Её владелец чувствует переворачиваемые страницы, вес предмета в своих руках, он может по своему желанию переходить в любую часть рассказа. Всё это провоцирует куда более сильную реакцию, чем щипки по экрану планшета.

Можно сказать: «Интернет — это фастфуд, где можно перекусить, а книга — это  здоровое, качественное питание”.

         Важно отметить, что положительный эффект на наш мозг оказывают сеансы чтения качественной художественной литературы. В ходе еще одного исследования, добровольцев просили  читать оригинальные и упрощённые выдержки из Шекспира, реакция мозга на каждое новое слово отслеживалась при помощи магнитно-резонансной томографии. Снимки показали, что оригинальные тексты со сложными метафорами провоцировали намного более сильный и длительный отклик, требовали большего объёма работы мозга и стимулировали продолжать чтение.

          Также выяснилось, что чтение поэзии особенно активизирует правое полушарие, в котором хранится автобиографическая память, помогающая читателю увидеть личностный опыт в свете прочитанного.

Поэтому совершенно очевидна польза бумажных книг, которые позволяют вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.

          Книги, особенно классическая художественная литература, написаны красивым, интересным, грамотным и богатым языком, они несут в себе умные, нужные и созидающие мысли. И приучать любить чтение следует с детства.

          Что же мы  получим, приучая детей к чтению?

Первое и главное — умение размышлять, анализировать. Ребенку надо написать сочинение. Конечно, готовое сочинение есть в Интернете. Но где польза? Зачем вообще тогда это надо? Для оценки в школе? Для учителя?

 Второе — это грамотность. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно.

Третье —дети при деле. Не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу — и пусть вечером родителю пересказывает. Огромная польза. А еще можно подумать вместе над прочитанным, проанализировать. В процессе такой совместной работы  с ребенком вместе, крепнет взаимная любовь. Растет его уважение и доверие к нам.

          Четвертое — ребенок научится воспринимать информацию. Ведь что есть образовательный процесс в идеале? Ребенку рассказывают новую тему, он (при условии, что знает тему предыдущую, так как знания надо получать в правильной последовательности) слушает, задает осмысленные, уточняющие вопросы учителю. Не смотрит на него стеклянными, непонимающими (от воздействия виртуальных игр) глазами, а думает, анализирует и запоминает. Дома материал закрепляет. Дополняет чтением книг.

          И резюмируя хотелось бы сказать, что несмотря на эру новых технологий и трансформацию читательских привычек, чтение бумажной книги вряд ли исчезнет из жизни тех людей, которые продолжают осознавать его ценность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...

Исследовательская работа на тему "Бумаге вторую жизнь"

Изготовление бумаги из использованных альбомных листов в домашних условиях...

Конспект урока по технологии в 1 классе. Тема: Бумага. Поделка «Проект «Золотой луг».

Конспект урока по технологии в 1 классе (УМК «Перспектива», авторы: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.)...

Конспект урока технологии на тему: «Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. Инструктаж по технике безопасности.»

Дидактическая цель: Создать условия для формирования навыка выполнения изделия «Закладка»  из бумаги. Решаемые учебные проблемы  (учебная задача)   Совершенст...

Проект – исследование на тему: «Бумаге - вторую жизнь»

Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги. Порой, и не задумываясь, мы бесконечно много ее тратим.  Представьте, что ее нет.  Страшно даже ...

Статья по теме "Важность и значение группы продленного дня"

     Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способн...