Статья на тему: "Бумага имеет значение"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Бумага имеет значение
Ещё в конце 90-х, исследователи выяснили, что люди по-разному воспринимают информацию в интернете и на бумажной странице. Пользователи сети не читают тексты, они их сканируют: считывают разрозненные куски данных. Известно, что из-за интернета также ухудшаются такие навыки, как способность возврата к уже переосмысленной информации, воображение и обдумывание.
Культура цифрового медиапотребления действительно продолжает всё сильнее наступать на неспешное, вдумчивое чтение и учитывая необычайную пластичность мозга и его способность меняться под влиянием окружающей среды, мы должны задать себе важный вопрос: отличается ли электронное чтение от чтения c бумажного носителя?
В одном из недавних экспериментов Анна Манген из Университета Ставангера (Норвегия), когнитивист специализируется на изучении различий в восприятии разных носителей информации, попросила 72 школьных выпускников прочитать отрывки из художественной литературы и информационные заметки с бумаги и с экрана компьютера. При прохождении тестов на понимание выяснилось, что молодые люди, читавшие тексты с бумаги, лучше остальных поняли и запомнили его содержание. В другом эксперименте предлагалось прочесть рассказ с бумажного носителя или с помощью электронной книги, чтобы затем пройти нетребовательный тест по восстановлению хронологии событий в повествовании. Задание не подразумевало глубокого анализа или критического мышления. Обладатели книжных копий показали значительный прогресс по сравнению с читателями электронных книг.
Также, испытуемые читали один и тот же текст с бумаги и с iPad и Манген выяснила, что у респондентов с книгами значительно различается диапазон эмоционального отклика. Результаты своих исследований она пока что объясняет тем, что бумажная книга материальна и сама по себе является предметом физических манипуляций. Её владелец чувствует переворачиваемые страницы, вес предмета в своих руках, он может по своему желанию переходить в любую часть рассказа. Всё это провоцирует куда более сильную реакцию, чем щипки по экрану планшета.
Можно сказать: «Интернет — это фастфуд, где можно перекусить, а книга — это здоровое, качественное питание”.
Важно отметить, что положительный эффект на наш мозг оказывают сеансы чтения качественной художественной литературы. В ходе еще одного исследования, добровольцев просили читать оригинальные и упрощённые выдержки из Шекспира, реакция мозга на каждое новое слово отслеживалась при помощи магнитно-резонансной томографии. Снимки показали, что оригинальные тексты со сложными метафорами провоцировали намного более сильный и длительный отклик, требовали большего объёма работы мозга и стимулировали продолжать чтение.
Также выяснилось, что чтение поэзии особенно активизирует правое полушарие, в котором хранится автобиографическая память, помогающая читателю увидеть личностный опыт в свете прочитанного.
Поэтому совершенно очевидна польза бумажных книг, которые позволяют вырастить и воспитать целостную, гармоничную личность.
Книги, особенно классическая художественная литература, написаны красивым, интересным, грамотным и богатым языком, они несут в себе умные, нужные и созидающие мысли. И приучать любить чтение следует с детства.
Что же мы получим, приучая детей к чтению?
Первое и главное — умение размышлять, анализировать. Ребенку надо написать сочинение. Конечно, готовое сочинение есть в Интернете. Но где польза? Зачем вообще тогда это надо? Для оценки в школе? Для учителя?
Второе — это грамотность. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно.
Третье —дети при деле. Не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу — и пусть вечером родителю пересказывает. Огромная польза. А еще можно подумать вместе над прочитанным, проанализировать. В процессе такой совместной работы с ребенком вместе, крепнет взаимная любовь. Растет его уважение и доверие к нам.
Четвертое — ребенок научится воспринимать информацию. Ведь что есть образовательный процесс в идеале? Ребенку рассказывают новую тему, он (при условии, что знает тему предыдущую, так как знания надо получать в правильной последовательности) слушает, задает осмысленные, уточняющие вопросы учителю. Не смотрит на него стеклянными, непонимающими (от воздействия виртуальных игр) глазами, а думает, анализирует и запоминает. Дома материал закрепляет. Дополняет чтением книг.
И резюмируя хотелось бы сказать, что несмотря на эру новых технологий и трансформацию читательских привычек, чтение бумажной книги вряд ли исчезнет из жизни тех людей, которые продолжают осознавать его ценность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"
Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...
статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"
В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие худож...
Исследовательская работа на тему "Бумаге вторую жизнь"
Изготовление бумаги из использованных альбомных листов в домашних условиях...
Конспект урока по технологии в 1 классе. Тема: Бумага. Поделка «Проект «Золотой луг».
Конспект урока по технологии в 1 классе (УМК «Перспектива», авторы: Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П.)...
Конспект урока технологии на тему: «Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. Инструктаж по технике безопасности.»
Дидактическая цель: Создать условия для формирования навыка выполнения изделия «Закладка» из бумаги. Решаемые учебные проблемы (учебная задача) Совершенст...
Проект – исследование на тему: «Бумаге - вторую жизнь»
Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги. Порой, и не задумываясь, мы бесконечно много ее тратим. Представьте, что ее нет. Страшно даже ...
Статья по теме "Важность и значение группы продленного дня"
Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способн...