статья ""Значение чтения художественных произведений в начальной школе"
статья по чтению по теме

Иванова Марина Борисовна

В статье акцентируется внимание взрослых на значение чтения художественной литературы в начальной школе. Почему очень важно не упустить возможность формирование личности ребенка через восприятие художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_chteniya_hudozhestvennyh_proizvedeniy.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение чтения художественных произведений

 в начальных классах.

     Художественная литература – один из важных инструментов для всестороннего гармоничного развития личности. С помощью художественных образов человек получает возможность познать мир во всех его проявлениях. Художественная литература в жизни ребенка играет самую важную роль в качестве познания реальной действительности.

     Художественная литература способствует литературному развитию личности, становлению человека культуры, который самостоятельно строит свою жизнь и отвечает за свои поступки перед своей совестью и людьми. Чтение художественной литературы способствует приобретению ребенком навыков различных переживаний, эмоциональных и душевных. У ребенка вырабатываются приоритеты и привязанность к определенному жанру художественной литературы.

     В процессе чтения произведений художественной литературы у ребенка развивается речь, обогащающая словарный запас, формирует конкретные понятия и представления, вырабатывает умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

     Так как литературный язык, образный, точный и эмоциональный, которым написаны классические произведения художественной литературы, он наиболее соответствует особенностям детского восприятия. На примерах рассказов ребенок учится понимать содержание и смысл всего произведения, знакомится с характерами и поступками действующих лиц, начинает их оценивать и анализировать. То есть художественная литература является важнейшим средством познания ребенком окружающего мира. При чтении ребенок узнает много нового о своих сверстниках, об их жизни, играх и приключениях, о природе и ее охране, получает исторические сведения о своей Родине. Это помогает накоплению им социально-нравственного опыта.  

    Художественная литература способствует формированию у ребенка нравственных представлений и воспитывает у него положительные чувства и эмоции. У ребенка складывается представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, вежливости и грубости, скромности и наглости, щедрости и жадности.

     Художественная литература – мощный инструмент эстетического воспитания. Часто книги, прочитанные в детстве, запоминаются человеком на всю жизнь, т.к. именно в детстве эмоциональные переживания наиболее сильны.

     Таким образом, чтение художественных произведений решает срезу три задачи:

  1. Расширяется и углубляется кругозор ребенка, обогащаются его знания и эмоции.
  2. Посредством книги усиливается воспитательное воздействие на ребенка.
  3. Книги способствуют обогащению и развитию языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение поэтических произведений в начальной школе"

Как научить школьников  читать и любить поэзию? Многие сталкиваются с этим вопросом на уроках литературного чтения. В данной статье я делюсь своим опытом  по  изучению поэтических ...

Научная статья: "Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками"

М.П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноце...

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Литературоведческие основы изучения художественного произведения в начальной школе.

Методическая помощь учителю в подготовке урока по литературному чтению....

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те­чение урока обращаться к подобной орга­низации учебной деятельности многократ­но, создавать благоприятные усло...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...