Статья по теме "Важность и значение группы продленного дня"
материал (1 класс)
Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро меняющейся социальной среде. В связи с этим и учитель, и воспитатель призван вовлекать учащихся в социальную деятельность и способствовать формированию и развитию таких важных качеств, как толерантность, инициативность, активная жизненная позиция, создание возможностей детям накопить различный позитивный жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpfvt3kl_statya.rabota-v-gpd.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»
Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро меняющейся социальной среде. В связи с этим и учитель, и воспитатель призван вовлекать учащихся в социальную деятельность и способствовать формированию и развитию таких важных качеств, как толерантность, инициативность, активная жизненная позиция, создание возможностей детям накопить различный позитивный жизненный опыт.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» введено особое понятие «уход и присмотр за детьми». Это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. (П.34 ст.2 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). В Приложении 6 (СанПиН ;10) даются подробные рекомендации по организации и режиму группы продленного дня (далее ГПД).
Целью организации ГПД в школе является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для учащихся в начальных классах в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем физического развития, состоянием здоровья.
Задачи ГПД:
-Организация пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении (ГПД) при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях;
- Организация питания воспитанников в общеобразовательном учреждении (ГПД)
- Организация занятий по внеурочной деятельности младших школьников;
- Организация досуговой деятельности вне кружков и секций;
- Развитие интересов, способностей и творчества воспитанников, воспитание в них интереса к занятиям, любознательности, инициативы и самостоятельности.
Порядок комплектования и организация деятельности.
1. Учреждение открывает группы продлённого дня по желанию родителей (законных представителей).
2. Зачисление в группы продлённого дня и отчисление осуществляются приказом директора учреждения по заявлению родителей (законных представителей).
3. Деятельность группы продлённого дня регламентируется планом работы воспитателя и режимом дня, которые утверждаются директором школы.
4. Недельная предельно допустимая нагрузка в группе продлённого дня для обучающихся не более 30 часов.
5 Работа группы продлённого дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава РФ по организации и режиму работы группы продлённого дня.
6. В группе продлённого дня продолжительность прогулки для воспитанников начальной школы составляет не менее 2 часов.
7. В группе продленного дня сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно - полезный труд) до начала самоподготовки и после неё.
8. В учреждении организуется 2-х разовое горячее питание (обед, полдник) для воспитанников групп продленного дня – за счет родительских средств. Оплата за питание складывается с учетом утвержденного Роспотребнадзором меню, сложившихся цен на период работы ГПД.
Режим группы продленного дня
Режим группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает питание, внеурочную деятельность, занятия по интересам, прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками. Деятельность группы продлённого дня регламентируется планом работы воспитателя и режимом дня, которые утверждаются директором школы.
Документация воспитателя ГПД
Программа и календарно- тематическое планирование является аналитическим инструментом, который позволяет по итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести коррективы в образовательный процесс.
Календарно - тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы школы. Календарно - тематическое планирование согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором школы ежегодно.
Примерные разделы календарно - тематического плана работы ГПД:
- анализ работы ГПД за прошедший учебный год;
- цели и задачи на новый учебный год;
- основные направления деятельности;
- индивидуальная работа с воспитанниками ГПД;
- индивидуальная работа с родителями младших школьников.
Необходимая документация для работы воспитателя.
1. Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения.
2. Должностная инструкция воспитателя группы продленного дня.
3. Режим группы продленного дня, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения.
4. Рабочая программа воспитателя группы продленного дня.
5. Ежедневный план работы.
6. План работы с законными представителями учащихся.
7. Журнал группы продленного дня.
Ежедневное планирование работы ГПД
На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД. Он должен быть сформирован с учетом требований санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе, мероприятий в школе.
При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании и стараться избегать таких совпадений.
Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы организовать самостоятельную деятельность учащихся, занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и в том, чтобы провести мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и склонности, реализуя принцип личностно ориентированного подхода к учащимся, и создавать ситуацию успеха при выполнении детьми любой из вставших задач.
Работа воспитателя ГПД с родителями учащихся.
Работа воспитателя ГПД с родителями учащихся требует создания отдельного плана, в котором должны найти отражение основные направления деятельности специалиста:
- наблюдение, индивидуальные беседы с родителями воспитанников;
- вовлечение родителей в участие в образовательном процессе ГПД и школы в целом;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников;
Родители учащихся должны иметь возможность ознакомиться с планом работы ГПД.
Тесное сотрудничество с родителями позволит развивать личностные универсальные учебные действия, создавать хорошие условия для полноценного развития их детей во время нахождения в группе продленного дня.
Права и обязанности
Права и обязанности воспитателей ГПД и воспитанников определяются Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения учащихся.
Директор школы, его заместитель по УВР несет ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного дня, утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в ГПД.
Воспитатель организацию работу в ГПД, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее питание, отдых учащихся,
Воспитатель ГПД обязан:
- организовывать учебно-воспитательный процесс в группе продленного дня, с учётом специфики требований ФГОС;
- создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности учащихся с учётом специфики требований новых ФГОС;
-планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс во время занятий с учащимися ГПД с учётом специфики требований новых ФГОС;
- проводить с детьми во внеурочное время внеклассные, внешкольные развивающие мероприятия;
- организовать и контролировать самостоятельную работу учащихся;
- оказывать необходимую помощь в данной работе;
-своевременно оформлять школьную документацию.
Воспитатели ГПД несут ответственность:
- за качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время;
- за соблюдение установленного режима дня и правил внутреннего распорядка в школы;
- за жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему воспитанников во время учебного процесса, а также во время проведения внешкольных мероприятий;
- за эффективное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми.
В конце статьи хотелось бы отметить, что администрация, учителя и воспитатели – единый педагогический коллектив, который совместно решает поставленные задачи. Повышение статуса воспитателя ГПД в школе – одно из главных условий эффективной работы всей школы.
Список использованной литературы
Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 2017.
Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2016.
Касаткина Н. А. «Учебно-воспитательные задачи в группе продлённого дня» Волгоград, Учитель,2015.
Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3–4 классы / Л.И. Гайдина ,А.В. Кочергина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Психология обучения чтению в группе продленного дня".
Этот материал способствует улучшению психологического климата в коллективе. Помогает находить положительные стороны в критических ситуациях....
Статья:" Использование мультимедийных технологий в группе продленного дня"
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Од...
Статья. Тема. Игровая деятельность в группе продленного дня .
«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любозна...
Статья: "Игры на прогулке в группе продленного дня"
В статье рассматриваются особенности выбора игр на прогулке с учащимися в группе продленного дня....
Статья "Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня. Методические рекомендации" Кухарская В.Ю. ГБОУ школа 371 СПб
Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД....
ЗНАЧЕНИЕ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Статья, посвященная особенностям воспитания и обучения несовершеннолетних с тяжелыми нарушениями речи....
Статья:Значение группы продленного дня в образовательном процессе.
Не секрет, что большую часть времени учащиеся начальных классов проводят в школе. Именно вторая половина дня - продлёнка дают им возможность реализовать свою самобытность, творческий потенциал....