Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Тип урока: решение частных задач |
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсами внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра», «Православная культура». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ю. ЕРМОЛАЕВ «ПРОГОВОРИЛСЯ»
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсами внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра», «Православная культура». | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста | Метапредметные: познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции | Личностные: осознают значение юмора для |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Ю. Ермолаева; презентация; |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируе мые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Слушают в соответст- вии |
Под музыку | 1)– Проверим готовность к уроку (проводит методику «Настроение»). - Здравствуйте! Желаю успеха большого во всём и всегда! ( поочерёдно соприкасаются пальцами своих рук) – Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало - Одна хорошая минута Сделала одно хорошее дело, Десять хороших минут Сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел Можно сделать за урок?(45). - Я желаю Вам всем новых успехов. А их результаты отразите в листе достижений, оценив соответственно баллами. 2)Разминка. Игра «Счастливый билетик» ( в парах) - 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0) - 81 уменьшить в 9 раз (9) - Кот Леопольд уловил 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0) - 35 уменьшить на 30? (5) 0905 - У кого счастливый билетик? -А что для вас является счастьем? - Я желаю вам быть счастливыми. Оцените свою работу. Оцените работу одноклассника, который работал за компьютером. - Внимательно посмотрите на ряд чисел. Что можете сказать? Разделите парами. 09.05 - А имеет ли она какое-то отношение к уроку? - А теперь послушайте отрывок песни из кинофильма, подумайте как она связана с уроком) (д/з рассказ о войне) - Действительно, дата и песня имеют отношение к ВОВ, так же как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке «отметки Риммы Лебедевой». | Определяют са моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») 1 ученик за компьютером, ответ распечатывает День Победы над фашистской Германией. Скоро праздник День Победы. Слушают отрывок песни из фильма "Три дня лейтенанта Кравцова" - Первый взвод, вторая рота | с целевой установкой, принимают и сохраняют организации онные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения. 1).– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». • Была бы охота, а выучиться можно. • Знание и мудрость украшают человека. • Наука даром не дается – наука трудом берется. (все подходят) - Давайте одну из них возьмём девизом урока. (Знание и мудрость украшают человека) 2) Тест Обведи букву правильного ответа в кружок. 1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама? А) сожгли немцы Е) бомбили немцы 2. Что подарила Маня Римме? Р) краски Т) альбом 3. Какое звание имел А. Тарасов Л) капитан М) лейтенант 4. О чём попросил лейтенант Римму? О) написать письмо своей дочери П) написать письмо своему сыну 5. «Фью! Это не красиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал? И) потому что девочка очень грязно написала Л) потому что она сделала много ошибок в письме 6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать? Б) учить правила А) писать письма друзьям лейтенанта 7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»? В) по русскому языку Е) по русскому языку и географии 8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант? В) потому что мама уехала в командировку Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись Выпишите буквы правильных ответов в одну строку _________________________________________________________ ЕРМОЛАЕВ - Взаимопроверка по ключу. 3) – Чему научил рассказ. Оцените подготовку д/з. Зарядка для глаз – тренажёр | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Читают пословицы. Вспоминаем правила работы в парах Индивидуально, 1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ (ЕРМОЛАЕВ) 1 – Е 2 – Р 3 – М 4 – О 5 – Л 6 – А 7 – Е 8 – В | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу получено го задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. | - Что интересного вы заметили, проверяя свой тест? (Фамилия Ермолаев) - Предположите, почему именно эта фамилия? - Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке. А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился». – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы сможем поразмышлять… -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?(узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать) - С помощью слов-помощников составим план работы. 1. Знакомство с автором 2. Словарная работа 3. Чтение произведения 4. Работа по содержанию 5. Рефлексия 6. Итог – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева | Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее но строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. - Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился». -Оцените работу одноклассницы | Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | |
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. | - Как вы думаете о чём пойдёт речь в новом произведении.? Когда так говорят: «проговорился»? - откройте учебник на странице180 -Рассмотрите иллюстрацию. -Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. – Прочитайте скороговорку по слогам. – Прочитайте сердито, удивленно. – Прочитайте скороговоркой 3 раза. • Говорит попугай попугаю: – Я тебя, попугай, попугаю! Попугаю в ответ попугай: – Попугай, попугай, попугай! | Осуществ ляют анализ объектов с опорой на визуализа цию, выделяют последовательность развития сюжета | |
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Словарная работа. Для чего мы проводим её?(чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст) – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных. Похвала – одобрение. Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться. | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведе ния. Осознанно и произволь но строят речевое высказыва ние в устной форме, обосновывают свое |
2. Первичное чтение произведения | Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети. – Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился? (проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости) 1. О чем проговорился попугай? 2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность? 3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему? 4. А можно назвать Иру доброй? - А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками. Физкультминутка под песню «Что такое доброта?» | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения | |
VI. Повторное чтение и анализ произведения | 1.Работа в группах (по цветам). Правила работы в группах. 1 группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: - 1) 1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника) 2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно. (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников) 2группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 6) 1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова) 2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная 3группа. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?( чтоб помочь нам представить настроение Ирочки). 2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.(взъерошился, покосился, отвернулся) Оцените работу групп Работа в парах. -Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. (грустный, юмористический, научный, поучительный) . Выберите соответствующую картинку и поднимите. -Что же такое юмор? (юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением) -Какова же проблема у Иры? (невоспитанность, грубость, хвастовство). Оцените работу. Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра». На доске записаны два слова: Этика, этикет. - Что общего у этих слов? (Это имена существительные, однокоренные слова.) - Кто сможет дать объяснения эти словам? /Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./ - Давайте сверим наши предположения по словарю. /Ученики находят слова и читают объяснение./ Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. -Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек). Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. - А можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа? -Какая ваза больше подходит для сравнения? Давайте поможем ей стать добрее. - Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания? (аленький цветочек, цветик-семицветик). Если вы готовы ей помочь, то возьмите лепесток и украсьте вазу, при этом дав Ире совет. ( не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь) -Давайте вместе проговорим волшебные слова Лети, лети лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли Быть по-моему вели -В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира? Я Я надеюсь, что эти советы и произведения, которые мы читаем, п подскажут и вам как правильно поступать в В какой – либо момент. Оцените работу. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают самостоятельно рассказ Ю. И. Ермолаева. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения Выбирают с экрана 3 ученика работают со словарём Ожегова. Под музыку Цветик Семицветик группы «Домисолька» | Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению Осуществляют контроль Слушают собеседни ка. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение Делают выводы, извлекают информацию из различных источников |
VII. Д/з | Нет, так как впереди выходные дни. | ||
VIII. Итог урока. Рефлексия | Заполните листы достижений. Рефлексия. Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 2 балла. А на жёлтой одно задание ценой в 1 балл. Выбирайте. 1.Подчеркни пословицу, которая подходит к теме урока.. Сделав худо, не жди добра. Правда, что шило – в мешке не утаишь. Ошибся, что ушибся, - вперёд наука. 2. Продолжи предложение прилагательным: Воспитанный человек ___________________ (добрый, уважительный, вежливый, законопослушный, уважительный, тактичный, сдержанный, доброжелательный, добросовестный, честный) Самопроверка с доски. Подводим итог. Посчитайте баллы и переведите в отметку. Кто доволен своим успехом? Кто заработал пятерку? «4», «3»? - Если бы вы были наставником малыша, чему бы его научили? - а чему научились вы? Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека». Помог ли урок стать вам красивее и мудрее? Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете радовать других. И желаю, чтобы это волшебное слово звучало как можно чаще в ваш адрес. 2. Подготовка к чтению по ролям. - А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев. 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили Ирочку.» Каких героев нам нужно выбрать? ( Ирочку, попугая, Алёшу, автора) (бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение) Оцените работу ребят. 4.Обсуждение. – Найдите в тексте слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей. Как вы их понимаете? ( «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?») (По фразам, которые произносил попугай, ребята поняли, какая Ирочка на самом деле. К великому сожалению девочки, попугай повторил совершенно не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки, вот и получилось, что Чико «проговорился».) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию По одному человеку у доски. 1 за компьютером | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок чтения по теме "Страна Детства
Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала. ...
Открытый урок по теме: «Заглавная буква «В». Упражнения в чтении. Корень, однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне».
Открытый урок по программе "Школа 2100" 1 класс....
открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина
обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способностей , интеллекта, творческих способностей и кругозораЗадачи: - учить коммент...
Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»
Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»Оборудование: оформление доски, рисунки детей по сказкам, выставка книг со сказками, видеокассета «Гуси – лебеди», подарки для детей – книги со сказ...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Презентация к открытому уроку чтения по теме "Сказки братьев Бондаренко"
Презентация посвящена жизни и творчеству Самарских сказочников братьев Бондаренко, авторов сборников сказок "Сказки Черепахи Кири-бум" и др....
Открытый урок чтения в 6 классе. Тема урока: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
Цель: познакомить обучающихся с многообразием профессий.Задачи:- коррекция мышления и представления о профессиях,- развивать у детей интерес к различным профессиям;- развивать мышление, вн...