Открытый урок чтения по теме "Страна Детства
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihalkov_strana_detstva.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Страна Детства

Цель: дать представление о жизни С.В. Михалкова;

          обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В.      

          Михалкова;

          расширить круг чтения детей;

          развивать речь, выразительное чтение;

          воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное  

          отношение к людям;

          воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество и

          т.д.

Задачи: выявить уровень читательской активности детей;

          способствовать пополнению словарного запаса, расширению их

          кругозора;

          вовлекать детей в коллективное творческое дело;

          развивать актерское мастерство, творческие способности через

          представление инсценировки стихотворения С.В. Михалкова.

Оборудование: портрет С.В. Михалкова; выставка книг, записи: Гимн

         России, «Песенка друзей, папки со стихотворениями С.В. Михалкова.

                                                  Ход урока

Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который более 50 лет оставался добрым наставником юных читателей. А чтобы отгадать о ком идёт речь, мы обратимся к отрывку из самого известного произведения этого автора.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча.

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: - Сядьте на пол

Вам, товарищ, все равно!

Дяде Степе две минуты

Остается до прыжка.

Он стоит под парашютом

И волнуется слегка.

А внизу народ хохочет:

Вышка с вышки прыгать хочет!

- Кто автор этого произведения?

- Показать портрет С.В. Михалкова.

Учитель: С.В. Михалков так писал о своем творчестве:

Пером – оружием своим,

Что я в руках держу –

Всем честным людям трудовым

Я, как солдат служу.

        Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.

- Как называется стихотворение, отрывки из которого вы слышали?

Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу» - большого человека по прозванию «Каланча». В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришел худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи». Редактор начал читать:

В доме восемь

Дробь одни

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

Учитель: Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?» - спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Сережа». Дочитав, редактор  сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Степа». И потом многие думали, что дядя Степа и Михалков – это одно и то же лицо.

        В своем произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:

«Дядя Степа – милиционер»

«Дядя Степа и Егор»

«Дядя Степа – ветеран»

        Сегодня м отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова. Вспомним стихотворения, которые уже читали.

(Открывается доска, дети видят карту путешествия)

Первая остановка «Дворик»

Учитель: Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры.

- Когда дети хотят сыграть в игру, что они часто используют, чтобы выбрать водящего?

- Какую считалку С. Михалкова мы уже знаем.

- Т. к. эту считалку мы знаем наизусть, то я предлагаю ее вспомнить таким образом: 1 ряд (все вместе) рассказывает первую строфу, 2 ряд – вторую, 3 ряд – третью, а четвертую все вместе.

МОЛОДЦЫ!

Учитель: А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?» В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.

- Читать это стихотворение будем по ролям.

- Откроем наши папки-книжки на стр.1. (стих. Приложение №1)

Вопросы для беседы:

- Чем хвастались ребята, сидевшие без дела?

- А какие профессии мам упоминались в стихотворении?

- Когда вы бегаете во дворе, каких животных вы встречаете чаще всего?

- Какие стихотворения Михалкова про животных вы знаете?

- А теперь вспомним о проказнике щенке. Как называется стихотворение?

- Как звали щенка?

- Откроем наши книжки-самоделки на стр.6. Выразительное чтение стихотворения «Мой щенок». (Приложение №2)

Задание после прочтения.

- На доске у меня картинками с проделками Трезора, нужно эти картинки расположить в том порядке, как Трезор их совершал.

Учитель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Школьная»

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках.

- Какие стихотворения о ребятах вашего возраста вы знаете?

- Какой кабинет в школе больше всего боятся многие дети? Почему?

- Откроем нашу книжку на стр. 8. Выразительное чтение стихотворения «Прививка». (Приложение №3)

Беседа после прочтения.

- Что можно сказать о герое этого стихотворения? Почему вы так решили?

- Когда вы слышите выражение «36, 5» - что вы себе представляете?

- Следующее стихотворение тоже касается нашего здоровья.

- Открываем наши книжки на стр. 10. Выразительное чтение стих. «Тридцать шесть и пять». (Приложение №5)

МОЛОДЦЫ!

Следующая остановка «Мультипликационная»

Учитель: С.В. Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов. Мультфильмы мы

Беседа после сценки.

- Продал старик корову? Почему?(Приложение №6)

Следующая остановка «Фронтовая».

В годы ВОВ Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он писал очерки и заметки, стихи  и рассказы, тексты к листовкам. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым. Послушайте такое стихотворение. (Учитель читает стихотворение «Десятилетний человек» Приложение №7).

Учитель: Закончилась война, и Михалков вернулся к творчеству для детей. Поэт любил природу и желал пробудить это чувство и в маленьких читателях.

- Следующая остановка «Лесная», но сначала нужно войти в лес.

ФИЗМИНУТКА

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали,

Словно деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

- Откроем страничку 13 нашей книжки. Перед вами лист с цифрами. Вам нужно соединить по порядку цифры и определить, что это и за предмет и  какому стихотворению он принадлежит.

- Выразительно прочитаем стихотворение «Прогулка» и узнаем какая история произошла с ребятами на отдыхе в лесу. (Приложение № 8)

- Так как нужно вести себя в лесу?

Учитель: В своих стихах поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и др.

- Какие вы знаете стихотворения, где он высмеивает негативные качества людей?

Инсценировка стихотворения «Бараны». (Один ученик с места читает за автора, а двое других, надев «шапочки с рогами, как у баранов» рассказывают стихотворение, сопровождая это действиями из стих. Один рассказывает за черного барана, а другой за белого) (Приложение № 9)

(Смотрите мой фотоальбом «Открытый урок»)

- Какое отрицательное качество высмеивает автор?

Учитель: Все дети любят отгадывать загадки. Зная, это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино» (Приложение №10)

- Откроем нашу книжку на стр. 18. Перед вами загадки. Ваша задача отгадать загадку и наклеить отгадку (картинки с отгадками в конверте на этой же странице).

МОЛОДЦЫ!

Учитель: За свою долгую жизнь Михалков был награжден множеством наград. Так в 2003 году, в свое 90–летие, поэт был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В честь Сергея Владимировича названа малая планета, открытая астрономами, выдано свидетельство о присвоении планете его имени. В 2008 году поэту исполнилось 95 лет. Михалков был награжден Орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы. К сожалению в 2009 году С.В. Михалкова не стало, но его произведения живы…

Учитель: Следующая остановка «Музыкальная».

        На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Послушайте, что это за музыкальное произведение? (Звучит музыка Гимна России)

Учитель: Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.

        Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей». (Звучит музыка, дети поют песню) (Приложение №11)

Подведение итогов урока.

Учитель: Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добырм проникновенным юмором. (Показать книги).

- Какие произведения мы сегодня вспоминали?

        Я думаю вы с удовольствием прочтете и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.

        Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.

Приложение №1

Котята

[Считалочка]

 

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

 

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

 

РАЗ - котенок самый белый,

ДВА - котенок самый смелый,

ТРИ - котенок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

 

Хороши у нас котята -

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Приложение №2

А ЧТО У ВАС?

 Кто на лавочке сидел,

 Кто на улицу глядел,

 Толя пел,

 Борис молчал,

 Николай ногой качал.

 Дело было вечером,

 Делать было нечего.

 Галка села на заборе,

 Кот забрался на чердак.

 Тут сказал ребятам Боря

 Просто так:

 - А у меня в кармане гвоздь!

 А у вас?

 - А у нас сегодня гость!

 А у вас?

 - А у нас сегодня кошка

 Родила вчера котят.

 Котята выросли немножко,

 А есть из блюдца не хотят!

 - А у нас в квартире газ!

 А у вас?

 - А у нас водопровод!

 Вот!

 - А из нашего окна

 Площадь Красная видна!

 А из вашего окошка

 Только улица немножко.

 - Мы гуляли по Неглинной,

 Заходили на бульвар,

 Нам купили синий-синий

 Презеленый красный шар!

 - А у нас огонь погас -

 Это раз!

 Грузовик привез дрова -

 Это два!

 А в-четвертых - наша мама

 Отправляется в полет,

 Потому что наша мама

 Называется - пилот!

 С лесенки ответил Вова:

 - Мама - летчик?

 Что ж такого?

 Вот у Коли, например,

 Мама - милиционер!

 А у Толи и у Веры

 Обе мамы - инженеры!

 А у Левы мама - повар!

 Мама-летчик?

 Что ж такого!

 - Всех важней,- сказала Ната,-

 Мама - вагоновожатый,

 Потому что до Зацепы

 Водит мама два прицепа.

 И спросила Нина тихо:

 - Разве плохо быть портнихой?

 Кто трусы ребятам шьет?

 Ну, конечно, не пилот!

 Летчик водит самолеты -

 Это очень хорошо!

 Повар делает компоты -

 Это тоже хорошо.

 Доктор лечит нас от кори,

 Есть учительница в школе.

 Мамы разные нужны,

 Мамы разные важны.

 Дело было вечером,

 Спорить было нечего.

Приложение №3

Трезор

На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.

 

Все ушли

И одного

В доме

Заперли его.

 

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

 

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

Кот остался без хвоста.

 

Отыскал на кухне угол -

С головой забрался в уголь,

Вылез черный - не узнать.

Влез в кувшин -

Перевернулся,

Чуть совсем не захлебнулся

И улегся на кровать

Спать...

 

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного!

Приложение №4

ПРИВИВКА

— На прививку! Первый класс!

 — Вы слыхали? Это нас!.. —

 Я прививки не боюсь:

 Если надо — уколюсь!

 Ну, подумаешь, укол!

 Укололи и — пошел...

 Это только трус боится

 На укол идти к врачу.

 Лично я при виде шприца

 Улыбаюсь и шучу.

 Я вхожу один из первых

 В медицинский кабинет.

 У меня стальные нервы

 Или вовсе нервов нет!

 Если только кто бы знал бы,

 Что билеты на футбол

 Я охотно променял бы

 На добавочный укол!..

 — На прививку! Первый класс!

 — Вы слыхали? Это нас!.. —

 Почему я встал у стенки?

 У меня... дрожат коленки...

Приложение №6

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ!

У меня опять:

 Тридцать шесть и пять!

 Озабоченно и хмуро

 Я на градусник смотрю:

 Где моя температура?

 Почему я не горю?

 Почему я не больной?

 Я здоровый! Что со мной?

 У меня опять:

 Тридцать шесть и пять!

 Живот потрогал - не болит!

 Чихаю - не чихается!

 И кашля нет! И общий вид

 Такой, как полагается!

 И завтра ровно к девяти

 Придется в школу мне идти

 И до обеда там сидеть -

 Читать, писать и даже петь!

 И у доски стоять, молчать,

 Не зная, что мне отвечать...

 У меня опять:

 Тридцать шесть и пять!

 Я быстро градусник беру

 И меж ладоней долго тру,

 Я на него дышу, дышу

 И про себя прошу, прошу:

 'Родная, миленькая ртуть!

 Ну, поднимись еще чуть-чуть!

 Ну, поднимись хоть не совсем -

 Остановись на `тридцать семь`'!

 Прекрасно! Тридцать семь и два!

 Уже кружится голова!

 Пылают щеки (от стыда!)...

 - Ты нездоров, мой мальчик?

 - Да!...

 Я опять лежу в постели -

 Не велели мне вставать.

 А у меня на самом деле -

 Тридцать шесть и пять!

Приложение №6

   Как старик корову продавал.

 На рынке корову старик продавал,

 Никто за корову цены не давал.

 Хоть многим была коровенка нужна,

 Но, видно, не нравилась людям она.

 - Хозяин, продашь нам корову свою?

 - Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

 - Не много ли просишь, старик, за нее?

 - Да где наживаться! Вернуть бы свое!

 - Уж больно твоя коровенка худа!

 - Болеет, проклятая. Прямо беда!

 - А много ль корова дает молока?

 - Да мы молока не видали пока...

  Весь день на базаре старик торговал,

  Никто за корову цены не давал.

  Один паренек пожалел старика:

  - Папаша, рука у тебя нелегка!

  Я возле коровы твоей постою,

  Авось продадим мы скотину твою.

  Идет покупатель с тугим кошельком,

  И вот уж торгуется он с пареньком:

  - Корову продашь?

  - Покупай, коль богат.

   Корова, гляди, не корова, а клад!

 - Да так ли! Уж выглядит больно худой!

 - Не очень жирна, но хороший удой.

- А много ль корова дает молока?

- Не выдоишь за день - устанет рука.

 Старик посмотрел на корову свою:

 - Зачем я, Буренка, тебя продаю? –

 Корову свою не продам никому -

 Такая скотина нужна самому!

Приложение №7

ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК

 

 Крест-накрест белые полоски

 На окнах съежившихся хат.

 Родные тонкие березки

 Тревожно смотрят на закат.

 И пес на теплом пепелище,

 До глаз испачканный в золе.

 Он целый день кого-то ищет

 И не находит на селе.

 Накинув драный зипунишко,

 По огородам, без дорог,

 Спешит, торопится парнишка

 По солнцу, прямо на восток.

 Никто в далекую дорогу

 Его теплее не одел,

 Никто не обнял у порога

 И вслед ему не поглядел,

 В нетопленой, разбитой бане,

 Ночь скоротавши, как зверек,

 Как долго он своим дыханьем

 Озябших рук согреть не мог!

 Но по щеке его ни разу

 Не проложила путь слеза,

 Должно быть, слишком много сразу

 Увидели его глаза.

 Все видевший, на все готовый,

 По грудь проваливаясь в снег,

 Бежал к своим русоголовый

 Десятилетний человек.

 Он знал, что где-то недалече,

 Быть может, вон за той горой,

 Его, как друга, в темный вечер

 Окликнет русский часовой.

 И он, прижавшийся к шинели,

 Родные слыша голоса,

 Расскажет все, на что глядели

 Его недетские глаза.

Приложение №8

Прогулка

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

 

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

 

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

 

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо...

- Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

 

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

 

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

 

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Приложение №9

Бараны

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом,

 

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти -

Ты стоишь мне на пути».

 

Черный брат ответил:

«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

 

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

 

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Приложение №10

С.Михалков

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то грозно бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшке лучший друг...
Угадайте, кто?..
(индюк)

Да, индюк, признайтесь братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или ...
(собака)

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там - опята.
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые ...
(поганки)

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами

И сказали: - Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,-

Обожаем поваров!

Ненавидим … Кого? (Докторов)

То, что я сказал ва, - тайна!

Догадались вы случайно,

Это был большой секрет…

Но от вас секретов нет!


Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
(кошка)

Приложение № 11

Песенка друзей

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том, как мы живем.

***

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

***

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей.

***

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!

***

Мы ехали, мы пели

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Нам солнышко светило,

Нас ветер обвевал;

В пути не скучно было,

И каждый напевал:

***

— Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

Вот компания какая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения. Методическое пособие.

¢Данное пособие – рекомендация по проведению Открытых уроков чтения было создано для библиотекарей, педагогов начального звена и учителей литературы на основе рекомендаций для проведения у...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

Открытый урок чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Открытый урок с использованием технологии проблемного обучения...

презентация к уроку чтения И.Суриков "Детство"

В презентации материал по работе над выразительностью чтения....

План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.

Отзыв                              на открытый урок по ...

Технологическая карта + план конспект к уроку чтения на тему "Детство Л.Н.Толстого"

План конспект к уроку литературного чтения в начальныхклассах...

Открытый урок чтения в 6 классе. Тема урока: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Цель:  познакомить обучающихся  с многообразием профессий.Задачи:- коррекция мышления и представления о профессиях,- развивать у детей интерес к различным профессиям;- развивать мышление, вн...