открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

  • обобщение  знаний учащихся по пройденной теме; 
  • развитие  познавательных  способностей ,  интеллекта, творческих 

способностей  и кругозора

Задачи:

 - учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;

- работать над обогащением словарного запаса;

- размышлять над авторским отношением к Родине;

-  закрепить знания  государственных символов;

- воспитывать любовь к Родине;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur._cht._rodina.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по разделу «Родина»

Цель: 

  • обобщить знания учащихся по пройденной теме;  
  • развивать познавательные способности ,  интеллект, творческие  

способности и кругозор.

Задачи:

 - учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;

- работать над обогащением словарного запаса;

- размышлять над авторским отношением к Родине;

-  закрепить знания  государственных символов;

- воспитывать любовь к Родине;

Ход урока

  1. Организационный момент

(звучит песня «С чего начинается Родина»)

- Вам знакома эта песня? О чём она?

- Наш урок сегодня мы  посвятим обобщению знаний о Родине.

      2. Введение в тему

- Что такое Родина?

- Каково значение Родины для человека?  

- Как называется наша Родина?

- Что вы о ней знаете?

Назовите синонимы к слову Родина. (слайд 2)

    - Верно, это страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки.

      Наверное, всё это и есть Родина…

  1. Речевая разминка

РОДИНА

Что такое Родина наша?

 Солнце, лес, дыхание пашен,

 Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

 И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

 Сто дорог для тебя самых разных,

 И любовь твоя к папе и маме,

 И ты сам - не один, а с друзьями.

В Крючков

- О чём это стихотворение?

- Как вы можете ответить на вопрос автора одним предложением?

-чтение птичьим базаром;

- по слогам;

- с ускорением;

- с замедлением;

- с интонацией восхищения;

- выразительно.

  1. Работа по теме урока

Мы закончили раздел «Родина»

- Произведения какого жанра помещены в этом разделе?

- (Какие литературные жанры вы ещё знаете?)

1-ый этап «Изученные произведения»

- Ребята , давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.

- Что их объединяет?

- Хотите прочесть их наизусть или выразительно по учебнику?

- Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали? Почему?

- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?

2-ый этап «Узнай в лицо»

- Проверим , как вы запомнили  авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора

(ученики открывают на экране «окошко», называют имя, отчество, соотносят с фамилией автора)

3-ий этап «Узнай произведение» 

- Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли»  («Лошади в океане» Б. Слуцкий)

- «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю»      ( «Родине» С. Дрожжин)

- «Мои обиды и прощенья

 Сгорят, как старое жнивьё»  («О. Родина!», А. Жигулин)

- «Посмотри на юг –

Нивы зрелые» («Русь», И. Никитин)

4-ый этап «Что ты заешь о своей Родине?»

- У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный ...  (Флаг)

- Рассмотрим российский флаг.

 Какие цвета присутствуют на российском флаге?

(Белый, синий, красный) Что означают цвета флага? (ответы детей)

Ученик (Солохина Алина)

 - Считается, что цвета отражают духовные начала россиян. Белый цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный – энергию, силу, любовь к Отечеству. Государственый флаг можно увидеть во время праздников, на спортивных соревнованиях, на зданиях государственных учреждений… Флаг – национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением, гордиться им.

Надругательство над флагом является преступлением.

- Поговорим еще об  одном важном символе нашего государства.

- Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.
(ГИМН)

- А ка вы думаете, что такое гимн? (ответы детей)

Ученик (Гультяева Света)

- Слово «гимн» обозначает восхваление, торжественную песнь. Наш гимн величественен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Исполняется государственный гимн в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

-  Люди, слушающие его, встают,  мужчины снимают головные уборы

 (звучит гимн)

Ребята, а есть еще один особый символ нашей Родины?

- Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. 
(ГЕРБ)

Ученик:(Пышко Диана)

- У России очень красивый герб! На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали. (Это левая рука….

- Для закрепления основных сведений о нашей Родине Хочу предложить вам следующую викторину.

5-ый этап: «Викторина»

- Столица первого русского княжества? (Киев)

- Вторая столица России? (Санкт-Петербург)

- Как называется торжественная песня, мелодия страны? (Гимн)

- Назовите цвета современного государственного флага Российской Федерации. (Белый, синий, красный)

- Как называется изображенный на гербе украшенный драгоценными камнями жезл в лапе орла? (Скипетр)

Ски́петр— древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, присвоенный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.

- Как называется изображённый на гербе в лапе орла золотой шар с крестом наверху? (Держава)

Держа́ва ( символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.)

- Назовите имя и фамилию президента России? (В. Путин)

- Назовите имя и фамилию президента России, который руководил страной перед В. В. Путиным? (М. Медведев)

-Ребята, поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Давайте соотнесём начало пословиц с их концом.

6-ой этап «Народная мудрость»

(соотнести пословицы)

Своя земля и в горести мила.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

За Родину-мать нестрашно умирать.

Родина любимая, что мать родная!

Итог урока. 

- ( итоговые вопросы- слайд )

- Тест «Родина»

Домашнее задание

Мини-сочинение «Моя  Малая Родина»

Рефлексия:  

Наш урок подошёл к концу. Я хочу знать ваше впечатление об уроке. На экране два солнышка: грустное и весёлое. Кому понравился урок – дорисуйте лучик весёлому солнышку, не понравился – грустному солнышку лучик.

Учитель:

-   У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная. Богата наша страна талантливыми людьми.

Завершим наш урок замечательной песней о нашей малой Родине, о посёлке Усвяты.

Эта песня ещё знаменательна тем, что создана нашими земляками. Музыку написал выпускник нашей школы Геннадий Рудаков, на слова Владимира Романкова, бывшего редактора районной газеты «Новая жизнь».

 

- Можете назвать знаменитых людей нашей страны?

-  А в нашем классе есть талантливые дети?

(Стихи читает Авласенкова Ангелина, Левицкая надежда)

-  А я думаю, что каждый человек по-своему талантлив.

Учитель: Знаете ли вы  знаменитых  талантливых людей, прославивших наш посёлок. (Это герои Великой Отечественной войны: Виктор Егорович Бонин, Константин Александрович Будьков, Федор Васильевич Демченко и Виталий Иванович Карпенко удостоены высокого звания Героя Советского Союза.)

В нашем посёлке немало талантливых людей. Сегодня попрошу вас исполнить песню о нашем посёлке, которую сочинили …..

(дети поют песню «Усвятская») 

Рефлексия:  

Солнышко (грустное – не понравился урок, весёлое – понравился урок)  Размещаем звёздочки возле солнышек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок во 4 классе "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Разработка открытого урока в 4 классе с презентацией "Обобщение знаний  о падежах имен существительных"...

Презентация к уроку по литературному чтению в 4 классе "Обобщение по теме "Родина"

Иллюстрации к стихам, по которым учащиеся определяют автора и зачитывают соответствующие строчки из стихов....

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...