Урок литературного чтения 4 класс К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Можно использовать по любой программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_dobre_i_krasote_paustovskiy.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурина Н.М.
учитель начальных классов
Урок литературного чтения
Тема: «О добре и красоте. По рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
(Дети сидят на своих местах. Учитель включает музыку)
- Ребята, какой самый необычный подарок был в вашей жизни? (Ответы детей)
- А какой подарок описан в рассказе К.Г.Паустовского?
- Кто и кому его подарил?
- Эдвард Григ – великий норвежский композитор. Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, узких извилистых морских заливов. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.
В музыке Грига оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря. «Музыка, - писал Эдвард Григ, - добрая сила, которая облагораживает души и нравы».
- Ребята, музыку композиторы посвящают только очень близким и дорогим людям. А разве Григ хорошо знал Дагни, разве Дагни была для него близким человеком?
- Ребята, чтобы глубже понять причины этого поступка композитора, нужно обратиться к тексту.
- Ребята, вспомните, как познакомились Дагни и Григ?
- Где они встретились? (в лесу)
- Прежде чем рассказать о встрече Грига с девочкой Паустовский описывает осенний лес.
- Я знаю, начинающие читатели не любят читать описание природы и часто пропускают его. Но описание природы в рассказе помогает понять характер героев.
- Какие слова в описании осени подчёркивают, что Григ воспринимает осенний лес, как чудесную сказку? Найдите в тексте.
- Какие черты характера Эдварда Грига раскрываются в пейзажной зарисовке? (Информационная карта)
______________________________________________________________
- Время года осень показывает нам, что и возраст Грига «осенний». Как вы это понимаете? Про вас можно сказать, что у вас «весна жизни», а что значит «осень жизни»? (преклонный возраст)
- «Осень жизни» Грига, наверное, также богата дарами души и таланта, как и «золотая осень» в природе. Дары композитора – это богатство души, талант, любовь к людям.
- Итак, возвратимся к нашему вопросу: почему композитор решил сделать подарок Дагни? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, найдите и прочитайте в 1 части те выражения, благодаря которым мы представляем внешность девочки и её характер.
(Зрачки: Дагни сама стояла, как деревце;
Она искренняя, такая же как природа: то она смущённая, кроткая, то она строгая, по детски суровая;
Добрая, всем готова поделиться, приглашает к себе в гости…….)
- Эта девочка для Грига – воплощение природы, источник его вдохновения. Почему она его вдохновила? (ответы детей) (Информационная карта)
- Да ребята, Дагни является частью природы:
1. Она дочь лесника (живёт в лесу), это девочка из народа
2. Паустовский описывает её так: «с зеленоватыми зрачками, как сама листва». Дагни явилась для Грига источником вдохновения
- Переходим ко 2 части рассказа «Григ пишет музыку для Дагни».
- Вторая часть о композиторе Григе. Он главный герой.
- Какое время года описывает Паустовский в 1 части, когда говорит о Григе?
- А 2 часть начинается с описания какого времени года?
- Найдите во второй части. Какая зима изображена Паустовским? Прочитайте. (слайд)
- В литературе всегда описание природы связано с состоянием души главного героя.
- Какая зима в изображении Паустовского? Найдите эти слова в отрывке. (тихая, спокойная, всё засыпает. В такой тишине хорошо дремлется….)
-Вспомните осень – это «осень» и в жизни героя. Это преклонный возраст, когда человек готов поделиться своим опытом с другими людьми.
- А что происходит с природой зимой? (затихает, засыпает, а что-то и умирает)
- Паустовский изображает зиму как символ конца жизни и не только в природе, но и в жизни композитора. Читая вторую часть рассказа, можно догадаться, что Паустовский описывает последние дни жизни Грига, а они тихи и гармоничны, поэтому и зима описана тихой, романтичной, теплой.
- О спокойствии и гармонии в душе композитора говорит и описание дома. Найдите и прочитайте этот отрывок.
- Ребята, почему Григ не выбросил диван? (для друзей)
- Самый главный предмет в комнате Грига?
-Почему рояль? (Это смысл его жизни)
- Паустовский показывает, что самым главным его любимым делом была музыка, которую он дарит своим слушателям.
- И в свою последнюю зиму Григ опять писал музыку, он писал о девушке Дагни, о той повзрослевшей девочке «Он писал и видел…..» (читаю сама)
- Какое время года Паустовский связывает с Дагни? Найдите в этом отрывке.
- Паустовский в этом рассказе показывает как должен жить человек, чтобы прожить свою жизнь счастливо. И в последние дни своей жизни Григ говорит, что он счастлив.
- Так как нужно жить, чтобы быть счастливым? (Информационная карта)
- Зачитайте текст, который у вас получился.
- Чтобы быть счастливым, надо найти любимое дело и дарить людям радость, частичку своей души.
- Итак, подарок готов и мы обращаемся к 3 части «Дагни принимает прекрасный подарок композитора»
- В 3 части мы будем говорить о Дагни.
- Прошло 10 лет…
- Что произошло в жизни Дагни?
- Совершенно верно, Дагни выросла, переехала в город. Она часто посещала спектакли. И однажды дядя и тётя повели её на концерт симфонической музыки.
- Как выглядит Дагни, идя на концерт? Найдите в тексте (она надела чёрное платье) Ребята, а у вас не возникает ни какой вопрос?
- Почему Дагни была в чёрном платье? – всё так хорошо, светло, радостно, волнительно, и вдруг чёрное платье?
- В учебнике текст дан в сокращении, я вам прочитаю, как К.Г.Паустовский объясняет это. ИЛИ – Вы сможете ответить на этот вопрос если возьмёте в библиотеке полный текст, так как в нашем учебнике текст дан в сокращении. Это будет вашим домашним заданием.
- Где и в какое время года Дагни слушает музыку Грига?
- Посмотрите, где описана жизнь Грига, там осень и зима, а Дагни – это лето и весна. Почему? (весна – это расцвет жизни, лето – это молодасть, красота)
- Посмотрите, как точно Паустовский передаёт состояние главных героев и связывает их с временем года. Очень интересно сравнивает описание героя и его душевное состояние!
- Почему автор выбирает такое время и место?
- Чтобы подчеркнуть необыкновенность, романтичность встречи Грига и Дагни через 10 лет. В то же время лето символизирует пору расцвета, молодости, в которой находится Дагни.
- Итак, Дагни пришла на симфонический концерт.
- Сядьте как слушатели и послушайте как звучит симфоническая музыка.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие картины рисует она? (Ответы детей)
- «Дагни услышала, как человек во фраке сказал…» (Читаю сама__________)
- Как слушала музыку Дагни? Найдите слова в тексте.
- Итак Дагни видит картины родной природы. Что она чувствует?
- Музыка оказала на неё сильное впечатление, сначала буря бушует в её душе, потом она успокаивается, так как видит родную природу.
- Что думает Дагни о Григе? Найдите слова в тексте. («волшебник и великий музыкант»)
- Действительно Григ открыл ей красоту родной природы и величие щедрой души художника.
- А сейчас ребята вы будете работать в группах. Я вам напоминаю правила работы в группе: работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, высказывать своё мнение, уметь отстоять свою точку зрения.
- Итак, каждая группа получает своё задание:
1 группа: Вам нужно передать цветом ваши впечатления от рассказа К.Г.Паустовского и обосновать свой выбор.
2 группа: Вы составляете коллаж «Какие картины видела Дагни, когда слушала музыку Грига?». Затем вам нужно будет прокомментировать свой выбор.
3 группа: Вам дан текст с пропуском слов, вы отвечаете на вопрос «Какие чувства испытала Дагни, получив подарок через 10 лет?». Для этого вы должны обратиться к рассказу.
4 группа: Составляете «Синквейн»: ключевая фраза: Рассказ «Корзина с еловыми шишками»
5 группа: Вам нужно ответить на вопрос «Как вы понимаете концовку рассказа? Какой урок композитора извлекла Дагни?»
(Даётся время для работы в группах)
- Работа ваша закончена, теперь прошу внимания. Один человек от каждой группы представит ответ. (Даю слово каждой группе) Спасибо за работу!
- Ребята, а этот урок доброты, который получила Дагни через 10 лет важен только для неё?
- А нас эта история чему-то учит?
- Вспомните, за что Дагни благодарит Грига?
- Итак, Григ дарит Дагни «сказку жизни», а это способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Несите музыку Грига в сердце! Дарите окружающим добро и красоту!
- Благодарю вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
В презентации представлены материалы из биографии К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....
презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 класс...
Презентация к уроку литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Презентация является дополнением к уроку литературного чтения в 4 классе К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"....
Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.
Урок с применением приёмов технологии критического мышления....
Проект урока по литературному чтению К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Проект урока по литературному чтению К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и презентация к уроку...
Открытый урок по литературному чтению К.Паустовский " Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Открытый урок литературного чтения 4 класс...
Урок литературного чтения К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Э.Григ-великий волшебник и музыкант.
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В сценарии представлены современные образовательные технологии, формы работы....