К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" урок литературного чтения 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Урок по литературному чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korzina_s_elovymi_shishkami.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Тип: изучение нового знания | |
Задачи: учить слушать и работать с текстом; способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию; составлять план текста. | Метапредметные Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника и по названию прогнозировать содержание; находить информацию в тексте для ответов на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно читать по ролям; находить лексическое значение слов в толковом словаре. | Личностные Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции людей; оценивать поступки людей; высказывать свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству К.Г.Паустовского и Э.Грига |
Межпредметные связи: музыка | ||
Ресурсы урока: | ||
Для учителя: Л.Ф.Климанова Литературное чтение 4 кл., запись Э.Григ «Утро», «Фортепианный концерт», презентация | Для учащихся: Л.Ф.Климанова Литературное чтение 4 кл. | |
Ход урока | ||
Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | |
Мотивация познавательной деятельности | ||
-Познакомимся с одним из лучших произведений К.Паустовского. А какие его произведения вы читали? -К.Паустовский родился в Москве, но вырос на Украине. С детства мечтал о путешествиях в дальние страны. После ухода из семьи отца, Паустовский сам зарабатывал себе на жизнь. Занимался репетиторством. Начал писать стихи. За свою жизнь сменил множество профессий: был вожатым. Матросом. Учителем. Кондуктором. Участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время ВОВ был военным корреспондентом. Его мечты сбылись- он много путешествовал- объехал всю нашу страну. Книги Паустовского наполнены любовью к природе и раздумьями о жизни. -Прочитайте название произведения, которое будем читать и скажите, можно ли по названию догадаться, о чём пойдет речь? -В книге, на стр.49 есть иллюстрация. Может она поможет сделать предположение о чём рассказ? -Как вы считаете, старик и девочка наши соотечественники? Почему так решили? -События рассказа происходят в Норвегии - северной стране, с её хвойными лесами, с суровой красотой фьордов (узкие морские заливы с высокими обрывистыми берегами) -Как вы думаете, а эти люди наши современники? | Перечисляют знакомые произведения К.Паустовского. М.Слушают рассказ учителя. П. Высказывают свои предположения о содержании произведения. М. Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз. М.Одежда нам рассказывает, что костюмы не русские. М. Делают выводы, на основе своих знаний. |
-События, описанные в рассказе, имели место около 120 лет назад. И я открою вам секрет, что этот седой господин - всемирно известный Эдвард Григ. -Послушайте фрагмент его музыки. -Что вы чувствовали, представляли? -Хотя Э.Григ много путешествовал, бывал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой маленький домик. | М. Дети рассказывают, что они узнали об Э.Григе. П. Слушание отрывка из музыки Э.Грига «Утро» Л. Отвечают на вопрос. |
Актуализация необходимых знаний | |
-Почему Григ считал себя счастливым человеком? -Что наполняло его счастьем? -Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный подарок? -Как это произойдет? 2. Чтение учителем 3 части до слов « и Дагни верила». -Выскажите свое мнение, кто прав – тетушка Магда, когда говорила, что нельзя верить всему, что происходит на сцене или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре надо верить всему? 3. Чтение рассказа до конца. (Сделать паузу, чтобы улеглись чувства) -Э.Григ похоронен на своей родине, в скале, над вечно волнующимся морем. Можно ли считать, что он безвозвратно ушёл от нас или он незримо присутствует в нашей жизни? -Что делает человека «вечным»? -Что сделало бессмертным? | П. Слушание. П. Отвечают на вопрос. М. Делают свои предположения. П. Слушание Л. Высказывают собственное мнение. П. Слушание М. Ответы на вопросы. ( Он живет, т.к. мы слушаем его музыку. «Вечным» делают человека его дела, если он оставил свой след на земле, тот, кто влияет на нас) ( Его музыка, талант, любовь к людям, желание дарить себя, |
Организация познавательной деятельности | |
-Где Григ проводил осень? -Что Григ делал в лесу? -Прочитайте описание горного леса. -Какие звуки наполняли лес? -Что привлекает в лесу? -Какие изобразительные средства использует автор для описания леса? -Прочитайте описание осени. О чем оно вам говорит? -Какое важное событие описано? -Как вы думаете, эта встреча факт биографии или художественный вымысел? -Как озаглавите эту часть? -Прочитайте по ролям диалога Дагни и Э.Грига -Стали бы вы разговаривать в лесу с незнакомым человеком, приглашать его в гости? -Почему Дагни так поступила? -Что Григ решил подарить Дагни? -Почему у него возникло такое желание, связано ли это с биографией музыканта? -Для чего девочка собирала шишки? -Почему Дагни получит свой подарок только через 10 лет?
-Перенесемся в домик Грига. Что он собою представляет? -Найдите изобразительные средства. -Прочитайте описание зимы в Бергене. -Зачем нужно это красивое поэтическое описание? -Найдите изобразительные средства. -Что представлял Григ, когда писал музыку для Дагни? -Какие мысли заключены в этих словах? -Все ли окружающие вас люди думают так же как Григ? -Что для вас приятнее – дарить или получать? -Встречались ли вам люди, которые охотно дарили не вещи – хорошее настроение, улыбку, душу, что-то ещё? - Какой бы стала жизнь? -Как озаглавите эту часть?
-Найдите в Толковом словаре значение непонятных вам слов. -Какое заглавие подобрали к этой части?
-Чем часто занималась Дагни у тётушки Магды? -Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка? -Давайте прочитаем описание музыки. -Послушаем и мы симфоническую музыку. -Какое впечатление эта музыка произвела на вас? -Почему Дагни плакала? -Что же удалось Григу передать в музыке? - За что она хотела поблагодарить Грига? -Как озаглавили эту часть? Подведение итогов -Прочитав это произведение, как бы вы ответили на вопрос: «Чем должен жить человек?» Дополнительный материал: познакомиться с произведением | П. Самостоятельное чтение П. Отвечают на вопросы по содержанию текста М. Выборочное чтение П. Олицетворение- «эхо живет, ждет, швыряет» Сравнение-«мох- зеленые пряди, эхо – птица пересмешник» М. Выборочное чтение. Автор любит осень. Использует при описании сравнение. Встреча с Дагни. Л. Размышление, обращение к фактам биографии. ( Факты + худож. Вымысел) П. Предлагают заглавие «Встреча с Дагни» М. Выразительное чтение по ролям. Л. Отвечают на вопрос. П. « Глаза Грига смеялись». П. Ответ на вопрос по содержанию Л. ( Дочь Грига умерла в возрасте 1 года, Дагни – это собирательный образ, в каждой девочке он видел свою дочь. Дагни – наивная, добрая, открытая, размышляет о кукле, заботится о дедушке, печалится о других, трудолюбива. Рассказывает о том, что ей дорого и хочет поделиться своим счастьем с другими) М. Версии детей. П. Духовный подарок, она поймет «серьёзную» музыку только став взрослой. П. Выборочное чтение М.( Григ черпал вдохновение в природе.) П. Олицетворение( пароходы дремали, клавиши тосковали) П. Выборочное чтение П. «Жизнь удивительна и прекрасна» и «Счастлив человек, который все отдал» Л. Отвечают на основе своего жизненного опыта П. «Рождение музыки» П. Работа с толковым словарём. П. «В гостях у родственников» П. Ответы на вопросы по содержанию М. Слушают « Концерт для струнного симфонического оркестра» Э.Грига Л. Сравнивают описание Паустовского с собственными впечатлениями. М. Слезы благодарности – не забыл её, простую девочку, напомнил о детстве. (звуки) М. (За то, что открыл прекрасную музыку. Которая пробуждает надежды. Веру в счастье) П. «Подарок» Л. ( Видеть и чувствовать прекрасное, что окружает нас. Дарить людям тепло, доброту, стараться видеть прекрасное и романтичное в самом простом.) К. Паустовского «Скрипучие половицы» |
Диагностика достижения планируемых результатов: | |
Дополнительные творческие задания: написать синквейн - «Григ» или « Дагни»; написать эссе «Чем должен жить человек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....