«Звук [о], буква О»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [о], буква О»
Цель: познакомить обучающихся со звуком [о] и его обозначением на письме.
УУД
Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные учебные действия: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различия; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Средства обучения: азбука, интерактивная доска, презентация, таблица звуко – буквенного анализа слов, лента букв.
Ход урока
I. Мобилизующая часть
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1.Разгадывание загадки, беседа.
- Что бы выяснить тему сегодняшнего урока я прочитаю вам загадку.
- Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ... (О)
- Сформулируем тему и цели урока. (Это звук [о], значит тема урока «Звук [о] и буквы, которые он обозначает». Познакомимся со звуком [о] и буквами, которые он обозначает. Будем учиться правильно разговаривать и отвечать на вопросы. Будем учиться читать.)
III.Формирование новых знаний
- Работа с презентацией
- Назовите изображённые на слайде предметы и постарайтесь их запомнить. (Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец)
- Закройте глаза.
(Учитель делает перестановки.)
- Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке стоят после перестановки и какие предметы поменяли места.
- Назовите ещё раз предметы.
- Исключите одно слово из группы предметов. (Овощи)
- Произнесите первый звук исключённого слова.
- Назовите этот звук.
- Произнесите его перед зеркалом. Как располагаются видимые органы речи при его произношении. Дайте характеристику звука. (Рот открыт, округлён, звук свободно проходит. Если звук свободно проходит не встречая преград, его можно спеть, значит, звук гласный.)
- Назовите ещё раз, какие предметы были изображены. (Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец.)
- Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи? Произнесём каждое слово отдельно и определим, каким будет звук перед звуком [о]. (Да, в каждом слове есть звук [о]. Морковь - [мо] - звук [м] -согласный, встречает преграду во рту , твёрдый)
- Сделайте вывод, что обозначает звук [о] в слиянии с согласным звуком. (В слиянии с согласным звуком, звук [о] делает согласный звук твёрдым.)
- Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о]. (Гласный звук [о] обозначается гласной буквой о.)
- Почему я показала вам две буквы О,о?(Большая буква О употребляется, когда называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных.)
- Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква О.
- Откройте тетради и потренируйтесь в написании буквы О.
- В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
- Прочитайте слоги с буквой О по таблице.
н | с | т | к | л | р | в | ||
о | о | |||||||
- Какие слова получатся из слогов?
- Составьте с одним из слов предложение.
2. Физкультминутка
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)
3. Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 29. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ по иллюстрации.
- Как можно озаглавить этот рассказ? («Осень наступила», «Уборка урожая», «Крот убирает урожай на зиму»)
- Посмотрите что написано ниже сюжетной иллюстрации.
- Сколько предложений написано?
- Найдите в первом предложении букву О, посчитай сколько букв О в этом предложении. (В первом предложении 8 букв О.)
- Найдите во втором предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении. (Во втором предложении 6 букв О.)
- Найдите в третьем предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении. (В третьем предложении 4 буквы О.)
- Послушаем, что написано в первом предложении. (Читают дети умеющие читать)
- Это пословица. Пословица – это выражение, отражающее народную мудрость по какому-нибудь поступку или поведению.
- Чему учит нас эта пословица?
- Послушаем, что написано во второй пословице.
- Чему учит нас эта пословица?
- Послушаем, что написано в третьей пословице.
- Чему учит нас эта пословица?
- Проговорим пословицы хором с чётким произношением звука [о].
- Составим схему слова ОКУНИ. Кто умеет её делать - сделает самостоятельно.
- Сколько слогов в слове ОКУНИ?
- Какой первый слог в слове ОКУНИ? Звук?
- Звук гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Какой второй слог в слове ОКУНИ?
- Что собой представляет слог «КУ»?
- Какой первый звук в слоге «КУ»?
- Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
- Какой второй звук в слоге «КУ»?
- Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Какой третий слог в слове ОКУНИ?
- Что собой представляет слог «НИ»?
- Какой первый звук в слоге «НИ»?
- Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
- Какой второй звук в слоге НИ»?
- Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?
- Сколько всего звуков в слове ОКУНИ?
- Составьте предложение со словом ОКУНИ.
(В слове ОКУНИ три слога.
В слове ОКУНИ первый слог «О».
Звук гласный, так как свободно проходит не встречая преград во рту, он ударный.
В слове ОКУНИ второй слог «КУ».
Слог «КУ» - слияние.
Первый звук в слоге «КУ» - [к].
Звук [к] - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук твёрдый.
Второй звук в слоге «КУ» - [у], он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный.
В слове ОКУНИ третий слог «НИ».
Слог «НИ» - слияние.
Первый звук в слоге «НИ» - [н].
Звук [н] - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук мягкий.
Второй звук в слоге «НИ» - [и], он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный.
В слове ОКУНИ 5 звуков.)
4. Физкультминутка для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
5. Загадки
- Ребята, отгадайте загадки.
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? … (Огурцы)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это? (Олень)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Ножка деревянная,
Одежка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю. (Мороженное)
Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин. (Осень)
- Итог урока
- С каким звуком вы познакомились на занятии?
- Звук «О» гласный или согласный?
- Какой буквой обозначается звук «О»?
- Что нового узнали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...