Урок по литературному чтению, защита проекта по теме "Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?"? 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению, защита проекта по теме "Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?"? 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_po_literaturnomu_chteniyuzashchita_proekta_3klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что
в современной жизни
нет места сказке?».
Учитель 3 «В» класса
МОУ «Гимназия № 58»
Штоколова А.А.
Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».
Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.
Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.
II.Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.
Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри(стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.
Ш.Создание проблемной ситуации.
-Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.
-Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.
(Варианты защиты проекта: альбом, опорная таблица, памятка, игра, книга сказок, спектакль)
IV.Испытание всего проекта.
1.Публичное выступление - индивидуальные проекты.
2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).
Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).
Задания для группы социологов:
1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?
2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?
Учащиеся.
-Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышно,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постель…
Ну а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну а нам какое дело,-
Говори да говори.
Задания для фольклорной группы:
1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?
2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?
3.Какую роль играли народные обряды?
Типы сказок
Сказка-произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.
Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :
Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.
О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.
Музыкальная пауза(физминутка).
Учащиеся фольклорной группы исполняют танец и поют русские народные песни: «Уточка», «Я с комариком плясала».
-В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)
Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):
1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?
2.Каковы приметы сказочного жанра?
3.Какую роль играла древняя числовая магия?
Приметы сказочного жанра.(Отличие сказки от других жанров):
Волшебство.
Чудеса.
Сказочные существа.
Животные разговаривают
человеческим языком
и ведут себя как люди.
Магия волшебных чисел.
Невероятные события.
Частые повторы.
Приключения.
Путешествия.
Какую роль играла древняя числовая магия?
В сказках встречаются числа 3 и 7.
3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).
7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)
Задания для группы исследователей:
1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?
2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?
3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
Композиция сказок.
В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был.., В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).
Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.
Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
Учитель:
-На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:
-У кого из зверей фамилия Топтыгин?
-Кого считают царем зверей?
-Кого величают по отчеству Патрикеевна?
-Кого в шутку называют Косым?
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?
-А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)
Вывод: в сказках
о животных -герои животные,
в волшебных- сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),
в бытовых- мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.
Задания для группы авторов:
1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?
2.Расскажите свою сказку.
Малоизвестные народные сказочники:
Александра Петровна Анисимова.- пензенская сказочница.
Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.
Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.
В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».
«Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)
Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.
Расскажите свою сказку, группа авторов
Авторы:Жабская Е. сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.
Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).
VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов - сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
VII.Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов - сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»
Просмотр видеоролика «Маша и медведь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения - защита проектов по теме "Книги зимы"УМК "Планета знаний"
Конспект урока внеклассного чтения с презентацией. Проектная деятельность. Защита проектов. УМК Планета знаний...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .
Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...
Конспект урока по литературному чтению М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол». 3 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».Цель урока: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических...
Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс
Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова» 3 класс "Перспектива".
«И.А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А.Крылова»...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению. Программа развивающего обучения Элькинонна - Давыдова. Тема:"Саша Чёрный «Когда нет никого дома»" 4 класс
Тема:"Саша Чёрный «Когда нет никого дома»" 4 класс...