Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 4б
Тема урока: Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы».
Цели урока: повторение и обобщение изученного материала; содействие развитию у детей умений осуществлять самоконтроль учебной деятельности; продолжение формирования работы в команде; воспитание любви к природе.
Планируемые результаты:
- Предметные - уметь делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; уметь находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
- Личностные - уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Тип урока: рефлексия (закрепление)
Оборудование: презентация, разноцветные конверты с заданиями для работы в группе, у каждой команды на столе находятся карточки с цифрами от 1 до 6, лист бумаги и ручка; у учителя - жетоны.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой -психологический тренинг | 1-2 мин. | - Здравствуйте, ребята! -Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом? (в хорошем). - А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе? - Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни - улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! (дети повторяют: «В добрый путь!» хором) | Приветствовать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Вспоминать самый смешной случай в жизни. Повторять за учителем: «В добрый путь!» | Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
2. Актуализация знаний и мотивация Наглядный метод - демонстрация, интеллектуальная разминка | 4-5 мин. | - Разгадаем кроссворд, который вы видите на доске.
| Отвечать на вопросы кроссворда: Скрип, Барбос, Бия, Сорока, Светлое, Лебедь, Вожак. | Познавательные: отвечать на вопросы. |
3. Постановка учебной задачи Объяснительно-иллюстративный метод - подводящий диалог, «яркое пятно». | 4- 5 мин. | - Какое же слово у вас появилось в выделенных клетках? - Верно, это слово – природа. - Кто же из вас догадался, по теме какого раздела мы проведём урок-обобщение? - Верно, ребята, по теме: «Природа и мы». А с какой целью мы проводим этот урок? - Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. | Отвечать на вопрос учителя: природа. Природа и мы. Формулировать тему и цель урока: Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и произведения, которые вошли в этот раздел. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: формулировать проблемы. |
4. Открытие нового знания Практический метод - работа в группах Репродуктивный метод - игра «соотнеси». Практический метод - работа в группах. | 7- 8 мин. | 1 конкурс – Эрудит. - Ребята, в литературе мало уметь бегло и правильно читать, надо знать писателей и поэтов, знать, какие произведения ими написаны. Как вы думаете для чего это надо? - Достаньте задание из конверта №1. Каждой команде дан листок, на котором стрелками надо соединить фамилию и имя отчество каждого писателя. (На доске записаны фамилии и имена отчества изучаемых авторов). Правильно: 1. Евгений Иванович Чарушин 2. Виктор Петрович Астафьев 3. Михаил Михайлович Пришвин 4. Константин Георгиевич Паустовский 5. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 6. Александр Иванович Куприн - Конечно, ребята, мало знать имя отчество писателя, надо знать ещё и то, что отличает его от других писателей, чем интересно творчество каждого конкретного автора. 2 конкурс – Узнай, Кто это? - В этом конкурсе я зачитаю вам некоторые отрывки биографии каждого писателя. Ваша задача: вам даны номера, на экране вы видите всех авторов. Вам необходимо будет поднять жезлы от 1 до 6.
5 Александр Иванович Куприн 5) Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. 1 Михаил Михайлович Пришвин 6) Этому писателю уже в школьные годы пришлось самому зарабатывать на хлеб. Ему приходилось заниматься различной работой. Писать он начал очень рано – уже в 19 лет. Во многих его произведениях звучала тема искусства. В «Повести о лесах» он изобразил фрагмент из жизни П.И.Чайковского, в новелле «Корзина с еловыми шишками» - картины из жизни композитора Грига. 2 Константин Георгиевич Паустовский | Можно посоветовать прочитать какое-нибудь произведение своему товарищу; придя в библиотеку не только назвать автора, но и произведение, которое вам необходимо. Команды по очереди соединяют имена и отчества с фамилиями писателей. Правильно ответившая команда получает жетоны. Слушать задание учителя. Поднимать цифру 6 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Поднимать цифру 3 Евгений Иванович Чарушин. Поднимать цифру 4 Виктор Петрович Астафьев. Поднимать цифру 5 Александр Иванович Куприн. Поднимать цифру 1 Михаил Михайлович Пришвин. Поднимать цифру 2 Константин Георгиевич Паустовский. Жетоны получают команды, которые в процессе конкурса дают правильные ответы. | Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Познавательны: применять свои знания. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. Познавательны: применять свои знания. Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. |
5. Первичное закрепление во внешней речи Практический метод - работа в группа. Репродуктивный метод - игра «соотнеси». | 5- 7 мин. | 3 конкурс - Назови автора. - Откройте конверт №3. Каждой команде выдаётся листок с заданием, на котором необходимо соединить автора и его произведение. На доске точно такое же задание. Д.Н.Мамин-Сибиряк Выскочка А.И.Куприн Скрипучие половицы М.М.Пришвин Кабан Е.И.Чарушин Стрижонок Скрип В.П.Астафьев Барбос и Жулька К.Г.Паустовский Приёмыш Правильные ответы: (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин «Выскочка»; Е.И.Чарушин «Кабан»; В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»; К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»). | Получать следующее задание. Соединять автора и произведение. Производить проверку по очереди у доски. Получать жетоны за правильные ответы. Доказывать свою точку зрения. | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательны: применять свои знания. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод - работа в группах. Репродуктивный метод -элемент театрализации. | 10 - 13 мин. | 4 конкурс – Инсценирование. - Каждая команда подготовила для вас небольшой отрывок из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать из какого произведения этот отрывок и кто его автор. 1 команда.
2 команда.
А парнишка их подгоняет прутиком. Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер». 3 команда.
Учитель выдаёт жетоны командам, которые смогли назвать произведения и их авторов. | Готовить инсценирование произведения. Выступать. Отгадывать. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш. Е.И.Чарушин «Кабан» К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы». Получать жетоны. | Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательны: применять свои знания. |
7. Включение в систему знаний Наглядный метод - демонстрация. Репродуктивный метод - отгадай загадку. Практический метод - работа в группах. Наглядный метод - демонстрация. Репродуктивный метод - игра «угадай по описанию». Практический метод - работа в группах. Наглядный метод - демонстрация. Репродуктивный метод - игра «угадай по описанию». Физминутка Практический метод - работа в группах. Частично-поисковый метод - игра «закончи предложение». Словесный метод - фронтальная беседа. | 2 - 3 мин. | 5 конкурс – Разгадай загадку. - Кто из этих животных был героем рассказа, прочитанных вами в разделе «Природа и мы»?
Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
Непризнанный артист, И целый день мы слышим Художественный свист. (Скворец) нет
Сапоги со шпорами. (Петух) нет
На спине щетинка, Хвост крючком, Нос пятачком.
А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) нет
Ночью летает, Мышек хватает. (Сова) нет.
Живёт она в норке Серая малышка, Кто же это? (Мышка). Нет
Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком. (Собака). Каждой команде удаётся ответить на 2 загадки и за правильный ответ получить жетон. 6 конкурс - Угадай героя. - Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем является собака или птица. Перед вами на доске клички собак и птиц, возле каждой указан номер. Ваша задача: выслушав описание собаки или птицы, которое я зачитаю, вы должны будете угадать её и поднять жезл с правильным номером. На доске:
Учитель читает описание собак и птиц: 1) «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4
(Соболько) 1
«Земля, вода, воздух, огонь» По команде учителя «земля» дети опускают руки вниз, «воздух» - дети поднимают руки вверх, «вода» - разводят руки в стороны, «огонь» - крутятся вокруг себя. Во время проведения физминутки ведущий старается запутать игроков. Дети, которые запутались при выполнении действий, садятся на место, остаются играть самые внимательные. 7 конкурс - Народная мудрость. - Перед вами пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза. Команды собирают пословицы из разрезных карточек. Лес и вода - лето кончается. ОД Худо лето, у поля – глаза. У! Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ Одна ласточка когда солнца нету. БИ Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР У леса есть уши, а соловей кончает. ПР - Какая фраза у вас получилась? (читают хором) Люби природу! Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? - Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе. - Подсчитаем количество заработанных жетонов. Награждение команд грамотами. | Получать карточку с заданием. (Сорока) М,М.Пришвин «Выскочка» (Свинья) Е.И.Чарушин «Кабан». (Собака). Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»; А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин «Выскочка»; К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы». Получать задание. Слушать описание собаки или птицы, угадывать их. Поднимать правильную цифру. Поднимать цифру 4. Поднимать цифру 2. Поднимать цифру 1. Поднимать цифру 3. Поднимать цифру 5. Выполнять физминутку. Слушать задание. Получить ответы: ОД, У, ЛЮ, БИ, ИР, ПР. Дать ответ: Люби природу! Необходимо любить природу, беречь её, не забывать того, что мы являемся её частью. Подсчитывать жетончики. Получать грамоты. | Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательны: применять свои знания. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. Познавательные: отвечать на вопросы. Коммуникативные: участвовать в беседе. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательны: применять свои знания. Коммуникативные: участвовать в беседе. |
8. Рефлексия деятельности. Аналитический метод - игра «разгадай слово». | 1-2 мин. | - Чем запомнился сегодняшний урок? - Оцените свою работу на уроке. Кто в вашей группе был самым лучшим игроком? - Какое задание было самым интересным? - А теперь прочитайте, как вы поработали на уроке. Читайте только русские буквы. ЗGFАLRМZVЕIUЧWQАDТJЕFGЛZЬRНWО! | Отвечать на вопросы учителя. Оценивать свою деятельность на уроке. Разгадать слово: замечательно! | Регулятивные: анализировать собственную работу. |
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Технологическая карта урока Литературное чтение Выполнила студентка 45гр. Сальникова Ирина Проверил: ______________ Отметка: ___________ Дата: 27. 02. 18. Челябинск, 2018 |
Михаил Михайлович Чарушин
Константин Георгиевич Астафьев Мамин-Сибиряк
Евгений Иванович Пришвин
Виктор Петрович Паустовский
Александр Иванович
Дмитрий Наркисович Куприн
1.Михаил Михайлович Чарушин 2.Константин Георгиевич Астафьев 3.Евгений Иванович Пришвин 4.Виктор Петрович Паустовский 5.Александр Иванович Мамин-Сибиряк 6.Дмитрий Наркисович Куприн | 1.Михаил Михайлович Чарушин 2.Константин Георгиевич Астафьев 3.Евгений Иванович Пришвин 4.Виктор Петрович Паустовский 5.Александр Иванович Мамин-Сибиряк 6.Дмитрий Наркисович Куприн | 1.Михаил Михайлович Чарушин 2.Константин Георгиевич Астафьев 3.Евгений Иванович Пришвин 4.Виктор Петрович Паустовский 5.Александр Иванович Мамин-Сибиряк 6.Дмитрий Наркисович Куприн |
Д.Н.Мамин-Сибиряк Выскочка А.И.Куприн Скрипучие половицы М.М.Пришвин Кабан Е.И.Чарушин Стрижонок Скрип В.П.Астафьев Барбос и Жулька К.Г.Паустовский Приёмыш | Д.Н.Мамин-Сибиряк Выскочка А.И.Куприн Скрипучие половицы М.М.Пришвин Кабан Е.И.Чарушин Стрижонок Скрип В.П.Астафьев Барбос и Жулька К.Г.Паустовский Приёмыш | Д.Н.Мамин-Сибиряк Выскочка А.И.Куприн Скрипучие половицы М.М.Пришвин Кабан Е.И.Чарушин Стрижонок Скрип В.П.Астафьев Барбос и Жулька К.Г.Паустовский Приёмыш |
1 команда.
| 2 команда.
А парнишка их подгоняет прутиком. Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер». | 3 команда.
Учитель выдаёт жетоны командам, которые смогли назвать произведения и их авторов. |
«Выскочка»
«Скрипучие половицы»
«Кабан» «Приёмыш»
«Стрижонок Скрип»
«Барбос и Жулька»
ЛЮБИ ПРИРОДУ!
1. Соболько
2. Барбос 3. Жулька
4. Вьюшка
5. Выскочка
6. Приёмыш
Лес и вода - лето кончается. ОД
Худо лето, у поля – глаза. У!
Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ
Одна ласточка, когда солнца нету. БИ
Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР
У леса есть уши, а соловей кончает. ПР
Лес и вода - лето кончается. ОД
Худо лето, у поля – глаза. У!
Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ
Одна ласточка, когда солнца нету. БИ
Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР
У леса есть уши, а соловей кончает. ПР
Лес и вода - лето кончается. ОД
Худо лето, у поля – глаза. У!
Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ
Одна ласточка, когда солнца нету. БИ
Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР
У леса есть уши, а соловей кончает. ПР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему:"Обобщение по разделу "Люби живое""(УМК "Школа России")
Представляю Вашему вниманию конспект по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс
Тема: Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна.»Цели деятельности учителя: обобщение знаний детей «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые результа...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс
Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...