Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Сады Блаженств" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Восканян Ольга Владимировна

Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературного чтения по теме "Сады Блаженств" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" для учащихся 4 класса, обучающихся по ОС Л.В.Занкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе по теме

«Путешествие в Сады Блаженств»

по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»

Учитель Восканян О.В.

МБОУ «СОШ №9»

20015/2016 учебный год

Тема урока. Тип урока.

«Путешествие в Сады Блаженств» по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»

Урок общеметодологической направленности

Цели урока

- продолжать чтение и анализ драматического произведения;

- расширять представления детей об окружающем мире посредством феерического жанра;

учить видеть в обыкновенном прекрасное,

- расширять представления о своем внутреннем мире, его многообразии,

способствовать воспитанию нравственных качеств личности, стремления проявлять доброту, заботу, учиться понимать и оценивать материнскую любовь;

- способствовать пересмотру ценностей человеческой жизни на примере блаженств и радостей, окружающих человека;

- способствовать воспитанию культуры общения, развитию умения слушать и слышать окружающих, вести диалог в аудитории;

- развивать умение мыслить, высказывать свое мнение, совершенствовать навыки работы с книгой.

Задачи

- развивать  умение  анализировать  текст,

- составлять   характеристики   героев;

  - развивать   умение   находить  необходимые   сведения  в  тексте;

  - формировать   представление  о  счастье.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

Логические УУД:  анализ,  синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредмет

ные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Н.А. Чуракова. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях. Часть 2.

Рабочая тетрадь учащихся.

Книга М. Метерлинк. “Синяя Птица”.

Аудиозапись Г. Гладкова “Прощай, сказка!”.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная,

индивидуальная,

групповая.

Методы и приёмы

создание ситуации успеха,

методы словесной и наглядной передачи информации,

практическая работа,

частично-поисковый метод,

обеспечение постепенности восприятия учебного материала,

проблемный метод.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Самоопределение деятельности.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя. Создание атмосферы заинтересованности.
       Высоко – высоко, среди мягких и пушистых облаков, похожих на огромные клубы сахарной ваты, стоит Замок. Облака вокруг него постоянно меняются, принимая формы то какого-то животного, то растения, то предмета, но Замок неизменен. Он построен вовсе не из облаков, а из мечты.
Почти все люди имеют мечту. Одни мечтают о личном счастье, другие о счастье своих близких. Мечты всех людей сливаются в одну единственную Мечту О Счастье Человечества. Именно из этой Мечты возведён Замок Счастья. Он небесно- голубого цвета. Увидеть его с Земли невозможно. И живёт в этом Замке Синяя Птица, которая приносит людям Счастье и Удачу. Синяя Птица необычайно красива. Оперение ее излучает свет Добра и Надежды.
Сегодня мы продолжаем поиски  Синей Птицы.

Организационный момент.

Планирование и регуляция деятельности уч-ся (регулятивные УУД)

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Синтез, сравнение, обобщение.

– Для того, чтобы двигаться дальше, нам нужно вспомнить путь героев, о котором мы уже узнали. Итак, перед вами цепочка вопросов.

Кто? ► Куда? ► Зачем? ► С кем? (зачитать из текста характеристику героев) ► Какие остановки?  (продумайте в парах обобщающие вопросы и задайте их ребятам).

 -Тильтиль и Митиль, за Синей Птицей, которая нужна фее Берилюне, чтобы вылечить внучку.

С ними Хлеб, Молоко, Вода, Сахар, Огонь, Кошка, Пёс, Душа Света). Зачитывают, как автор характеризует спутников наших героев.

Друзья – Пёс, Душа Света, враги – Кошка, а Хлеб и Сахар могут подвести в любую минуту.

В виде человечков, одетых в трико, уродцы – Души Караваев.
Существо в маске бульдога, господин с собачьей головой – Душа Собаки.
Существо в маске кошки, сударыня – Душа Кошки.
Высокая, красивая, плаксивая девушка с распущенными волосами. Мокрая дама – Душа Воды.
Высокая белая фигура, робкая и стыдливая, боязливая дама в одной рубашке – Душа Молока.
Долговязый, красный дьявол – Душа Огня.
Слащавое, фальшивое существо – Душа Сахара.
Светозарная девушка, несравненной красоты – Душа Света.
Работают в парах, формулируют обобщающие вопросы, задают их одноклассникам.

Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся  (познавательные, коммуникатив

ные УУД)

Умение выражать свои мысли (коммуникатив

ные УУД),анализиро

вать объекты  (познавательные УУД)

3. Локализация индивидуальных затруднений.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

5. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ предметного курса.

- Итак, мы уложили в определённой последовательности основные события и мысли. Можем отправляться дальше.

-Вспомните, где мы побывали с главными героями вчера?

- Да, верно, мы начали читать о пребывании героев пьесы в Садах Блаженств.

- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? - Итак, тема сегодняшнего урока: «Путешествие в Сады Блаженств»

- Какие цели мы поставим перед собой? 

- Нам в путешествии поможет вот такая карта, следуя которой мы сможем достичь целей урока:

1. Жители Садов Блаженств.

2. У каких Блаженств бесполезно искать Синюю Птицу?

3. Какие Блаженства выносят свет алмаза?

4. Что изменится в жизни детей, когда они вернутся из Садов Блаженств?

– Как вы объясните, что такое “САД”? 

– Как понимаете слово “БЛАЖЕНСТВО”? 

- На прошлых уроках мы с вами обсуждали уроки счастья разных дорог. Давайте мы о них вспомним.

Страна Воспоминаний

Изучай и уважай прошлое

Царство Ночи

Смело преодолевай

препятствия

Сады Блаженств

Блаженство духа выше

блаженства тела

- Как вы думаете, какую проблему мы поставим сегодня перед собой?  

– С чем ещё, кроме Блаженств, встречаются наши герои?

 – Что такое “РАДОСТЬ”? 

– Итак, мы отправляемся навстречу Радостям… (Звучит музыкальная запись мелодии

Г. Гладкова “Прощай, сказка! Потом ведётся чтение.)

Распределение ролей:

Душа Света
Тильтиль
Блаженство (начальник)
Автор

Материнская любовь

Чтение текста в лицах: стр. 65 – 67

Беседа после чтения

– О каких радостях мы узнали из произведения?

– На какие группы мы можем разделить жителей Садов Блаженств? Приведите примеры. (Тучные Блаженства, Домашние (Духовные) Блаженства,  Радости). Зачитайте.

А теперь продолжим знакомиться с ними.

– У каких Блаженств бесполезно искать Синюю Птицу?

– Что дают человеку радости и Духовные Блаженства?

– Выносят ли они свет алмаза? Почему? 

– Вас что-нибудь удивило в этой части? 

– Как понять то, что рядом с тем местом, где живут Блаженства, находится пещера Несчастий? Каким Блаженствам грозит туда попасть?

- В садах Блаженств.

- Путешествию главных героев в Сады Блаженств.

- Расширять представления о своем внутреннем мире, его многообразии, способствовать стремлению проявлять доброту, заботу, способствовать пересмотру ценностей человеческой жизни на примере блаженств и радостей, окружающих человека.

-В нашем понимании сад – это некоторый участок земли, на котором растут деревья, посажены цветы, много зелени, легко дышится, можно погулять и отдохнуть от шума и суеты.

- Словарь Ожегова: “Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение”. Можно сказать немного проще: блаженство – самое большое удовольствие, наслаждение-.

-Сформулировать мудрость путешествия героев в Сады Блаженств.

- С Радостями.

- Словарь Ожегова: “Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения”.

Великая Радость Быть Справедливым, 
Радость Быть Добрым,
Радость Завершённого Труда,
Радость Мыслить,
Радость Понимать,
Радость Созерцать Прекрасное,
Великая Радость Любить,

Радость Материнской Любви(Радость Неповторимая, Радость Твоей Матери

Самое Тучное Блаженство, 
Блаженство Быть Богатым,
Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды,
Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода,
Блаженство Ничего Не Знать,
Блаженство Ничего Не Помнить,
Блаженство Ничего Не Делать,
Блаженство Спать Больше, Чем Нужно,
Блаженство Ничего Не Понимать,
Блаженство Быть Невыносимым,
Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом,
Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба,
Блаженство Леса, Блаженство Солнечных Дней,
Блаженство Весны, Блаженство Заходящего Солнца,
Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды,
Блаженство Дождя, Блаженство Зимнего Очага,
Блаженство Бегать По Росе Босиком,
Блаженство Твоего Дома

У тучных блаженств смысл жизни в еде, питье, сне. Они начисто лишены стремления двигаться, то есть искать смысл жизни, счастье, исследовать. Смысл жизни и счастье они давно уже нашли: в удовлетворении самых простых человеческих потребностей. А это как раз то, что мало отличает Человека от представителей животного мира.)

- Они выносят свет алмаза, так как радуют глаз, душу, а не желудок, открывают Человеку прелесть окружающего мира, радость человеческого общения, открывают человеку богатства его собственной души.  

(свободные высказывания)

- От хорошего до плохого – один шаг. Так как Тучные Блаженства всё предпочитают в излишестве, то любое излишество заканчивается неприятностями. Объешься – попадёшь в больницу… Именно Тучным Блаженствам грозит попасть туда.

Умение строить речевые высказывания, оценка работы других уч-ся  (познавательные, коммуникатив

ные УУД)

Умение выражать свои мысли (коммуникатив

ные УУД),анализиро

вать объекты  (познавательные УУД)

Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)

Умение делать выводы (регулятивные УУД)

Умение находить информацию в справочниках (познавательные УУД)

Умение выражать свои мысли, синтезировать (познавательные УУД)

Координирование в сотрудничестве (коммуникатив

ные УУД)

Самооценка и внешний контроль (регулятивные, личностные УУД)

Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (регулятивные, познавательные УУД)

6. Обобщение затруднений  с проговариванием во внешней речи.

– Теперь мы можем подводить итог прочитанному:

– Как  понять  слова одного из Блаженств: «В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели – воскресные…

– Какую из Великих Радостей автор выделяет особо? Почему? 

– Как же понять то, что дети ЗНАЮТ многие Блаженства, но НЕ УЗНАЮТ их; ВИДЯТ каждый день материнскую любовь, но НЕ УМЕЮТ РАЗГЛЯДЕТЬ её? 

- Подходит к концу наше путешествие по Садам Блаженств. Что же изменится в жизни детей, когда они вернутся из Садов Блаженств

Весь окружающий мир природы и человеческих отношений разнообразен, богат и красив. Надо не только об этом знать, но и самим прилагать усилия, чтобы увидеть это богатство и красоту, а потом с добрым сердцем нести её другим, помогать, прощать, доставлять радость, чтобы не только вам, но и другим было хорошо. А когда всем хорошо – душа спокойна, светла, отдыхает и радуется. Так каждый из нас радуется выходному дню после трудовой недели – воскресенью.

Если бы каждый человек делал так, как мы сейчас говорим, то каждый его день был бы радостным и светлым.

- Радость Материнской Любви.

Можно видеть голубое небо и не осознавать, что это голубое небо – то есть скользить взглядом по красоте вместо того, чтобы почувствовать и пережить эту красоту сердцем;

То же самое с материнской любовью: дети постоянно ощущают ее на себе, но выражается она не в словах, а в постоянной материнской заботе, к которой дети настолько привыкли, что перестают ее замечать.

Именно в этом и заключается нечто удивительное: нас всё это окружает на земле, а мы не узнаём эти духовные Блаженства.

Или не хотим узнавать? Ведь не все желают напрягаться, чтобы открывать, исследовать. Это непросто! Этому надо учиться! Возможно, всю жизнь!)

- У детей появился новый опыт и новые впечатления – им показали истинный смысл вещей, учили «раскрывать глаза до самых глубин души». Они пришли к духовным Блаженствам только для того, чтобы научиться видеть их на земле, узнавать их. Этот опыт обязательно изменит отношение детей к их близким.

Умение пользоваться схемой разбора (алгоритмом, планом) (регулятивные, познавательные УУД)

Умение находить информацию в справочниках (познавательные УУД)

Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве

(познавательные, регулятивные, коммуникатив

ные УУД)

7. Самостоятельная  

творческая работа.

– А какие Блаженства какое впечатление произвели на вас 

Пишут мини-сочинение. Обосновывают свой выбор. Зачитывают.

Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать  (познавательные, регулятивные УУД)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Итак, какова была тема урока? 

- Удалось ли нам достичь целей урока, ответить на вопросы, поставленные в начале урока? В чем же заключается мудрость путешествия героев в Сады Блаженств? 

- А теперь давайте заглянем в «окно» урока. Когда мы смотрим в окно, видим много разного: и хорошего, и непонятного, и интересного.

+ Что понравилось вам в вашей работе  на уроке, в какие моменты у вас были положительные эмоции?

- На каком этапе вы были недовольны собой, почему?

?  Что для вас было любопытно?

Учитель дает оценку работе учащихся на уроке.

- Домашнее задание. Стр. 58-67 читать по ролям. Подумать над тем, какие блаженства и радости могут нас еще окружать.

Давайте не будем забывать, что чем ярче наш внутренний свет, тем сильнее он греет нас и дарит блаженство.

- Путешествие в Сады Блаженств.

 -Блаженство духа выше блаженства тела.

Ответы учеников.

Умение делать выводы (регулятивные УУД)

Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (регулятивные, личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения «Сергей Козлов. Сказки «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе изучения сказок Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!».Задачи урока:  Дидактические...