Технологическая карта урока литературного чтения «С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гронская Нина Валерьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_29_01_16_1.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.

.                                                                                                                                     Учитель: 

Школа:                                                                                                                             Методист:

Класс: 4-1                                                                                                                                          Студентка: 

Кабинет:

Тема: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Цели деятельности учителя:

- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;

- показать  на примере произведения С. Козлова, как на нас воздействует красота;

- развивать умение анализировать текст, рассуждать, отыскивать нужную информацию в тексте.

Планируемые результаты

Личностные:

- способность ценить мир природы и человеческих отношений;

- умение видеть красоту природы и красоту человека;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

-характеризовать героев;

-обосновывать свое высказывание о герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из текста;

-высказывать оценочные суждения о героях

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник литературного чтения Н.А. Чуракова 4 класс 2 часть, учебная презентация. Учебник Русского языка 2 класс 2 часть.

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент// Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

08:00- 08:02

-Доброе  утро, ребята! Меня зовут  Нина Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок  литературного чтения.

-Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Приветствовать учителя.

Л:самоопределение; Р: мобилизация эмоциональной устойчивости

2. Постановка учебной задачи и её решение

Словесный: слово учителя

Практический: выразительное чтение

Практический: самостоятельное чтение про себя

Словесный: ответы на вопросы

Работа с учебником: просмотр.

08:02- 08: 03

08:03- 08:03

08:03-

08:07

08:07- 08:08

08:08-08:09

-Сейчас, я предлагаю вам по строчке каждому прочитать стихотворение, которое вы можете увидеть на доске, начинаем с первой парты .

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Всё лежу и лежу

И на солнышко гляжу.

Носорог-рог-рог идёт,

Крокодил-дил-дил плывёт, —

Только я всё лежу

И на солнышко гляжу.

Рядом львёночек лежит

И ушами шевелит.

Только я всё лежу

И на солнышко гляжу.

- Вспомните, кто автор этих стихов?

-  Да, действительно, эти строки написаны поэтом и сказочником Сергеем Григорьевичем Козловым.

Повторение изученного

-А сейчас давайте с вами вспомним, о чем писал С. Козлов. У вас на партах лежат листы с подсказкой, каждый самостоятельно читает текст, читаем внимательно и запоминаем, чтобы ответить на вопросы.

– Что такое «цитата»?(дословная выдержка из какого-либо текста.)

–Скажите, автором каких знаменитых во всем мире сказок является С.Козлов?

–Процитируйте, кто герои сказок С.Козлова.

–Процитируйте, в чем, по мнению С.Козлова, заключаются главные тайны жизни.

–Так о чем же писал С.Козлов? (О красоте человеческих отношений, красоте окружающего нас мира). Его произведения просты, но смыл в них глубокий.

- Ребята, как называется раздел, который мы продолжаем изучать? (Пытаемся понять, как на нас воздействует красота).

- На основе произведений С.Козлова мы научились видеть прекрасное. Вспомните, какие рассказы автора мы читали в 3-м классе.(Ежик в тумане. Красота)

- Посмотрите на доску, вам представлен слова, которые вы должны составить в правильное предложение.

пой,

Не

птица!

улетай,

 Попробуйте разгадать это предложение, и скажите, что у вас получилось?(« Не улетай, пой, птица!»).                    -Правильно, молодцы ребята. Вы догадались какая будет тема нашего урока? (С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»)

-Откройте учебник с.29, и посмотрите, правильно ли вы определили тему?

-Какие цели поставим на урок?

1.Познакомиться с новым произведением.

2.Узнать, как на нас воздействует красота на примере этой сказки (тема раздела)

3.Учиться анализировать текст, рассуждать, мыслить, отыскивать нужную информацию

Читать выразительно

Высказывать свои предположения.

Читать осмысленно.

Работать самостоятельно

Проводить анализ текста.

Определять тему и цели урока.

Называть изученные произведения С. Козлова.

Выполнять задание.

П: осмысленно читают текст

П: структурирование знаний;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

П: осмысленно читают текст

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

3. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: просмотровое чтение текста

Практический:  работа с карточками

Наглядно-слуховой: прослушивание сказки

Словесный: ответы на вопросы

Физкультминутка

Работа с учебником: просмотр, чтение текста

Словесный: ответы на вопросы

Практический: анализ текста

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словесный.: монологические высказывания учащихся.

Словесный: работа с аудиозвуком

Словесный: обобщение

08:09-

08:15

08:15-

08:16

08:16-

08:17

08:17- 08:20

08:17- 08:18

08:18- 08:23

08:24-

08:27

08:27-
08:35

08:35-

08:39

08:39-

08:4

Самостоятельная работа

-Но сначала познакомимся с биографией писателя ,откройте  Р.яз  2 ч с. 120-121

-Ребята, сейчас мы будем работать в парах, давайте вспомним правило, работы в парах?

-У вас на столах лежат карточки с заданием,

 Вам нужно из учебника прочитайте биографию и заполните таблицу. Можете выполнять. Кто выполнит задание, делает домик.

Козлов Сергей Григорьевич

1. Когда и где родился?

2. О чём мечтал в детстве?

3. Когда написал свои первые стихи?

4. Кем был после школы

5. Какой институт закончил?

6. Кто герои сказок С. Козлова?

7. Какие главные тайны жизни открываются в его произведениях?

Проверка.

-Давайте проверим, поменяйтесь с соседними партами вашими карточками. На доске вы видите ответы, сравните их со своими, и поставьте оценку в соответствии с критериями оценивания:

оценка «5»

Оценка «4»

оценка «3»

нет ошибок

1-2 ошибки

2-3 ошибки

больше 3

-Кто справился с этой работой поднимите руку?

-Кому трудно отыскивать в тексте информацию?    Кому надо поучиться  это делать?

Первичное прослушивание

- Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Не улетай, пой, птица» и  будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас.

-А можем ли мы, не читая сказку, предположить о ком или о чем она? (ответы детей)

-Сейчас вы услышите эту сказку в исполнении актера Алексея Брахмана . Слушайте внимательно, и определите, сколько действующих лиц участвуют в ней.(Прослушивание сказку).

 -Верны ли были наши предположения?

-Так, сколько же действующих лиц в сказке «Не улетай, пой, птица!»  ( 2 лиц)

-А можете их назвать? (Заяц и Поросенок)

 

Физкультминутка.

-Давайте отдохнем.

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок. (Присели.)

В нем живет мышонок Квак.

Быстро прячется

Вот так! (Прыжки.)

Вторичное чтение и первичный анализ

Словарная работа

-Чтобы нам поработать с текстом предлагаю вам прочитать это произведение, кто хочет начать читать? А остальные внимательно следят по тексту, и отмечают непонятные слова . Читаем внимательно, потом вам нужно будет ответить  на вопросы.

-Значение каких слов вам не понятны в этой части?

1 Часть:Что значит «поваленная осина»? (это дерево которое упало или срубили).

2 часть:Как вы считайте, что означает «в зеленном дыму?» Как выглядит лес ранней весной? А когда смотришь издалека на этот лес, он кажется в бледно-зеленом дыму.

 3 часть:А что означает слово «тревожно»? (испытывать страх)Какие синонимы вы можете подобрать? (страшно,серьёзно,встревоженно).

4 часть:

- А как вы понимаете слово «крошечная»? (маленькая)

-А каким бы вы средством выражения назвали словосочетание «защемило в груди»?(крылатое выражение)А что оно означает?(когда становится грустно на душе)

5 часть:

-Как вы объясните словосочетание «лежал ничком»?

(лицом вниз к земле)

Этапы работы c каждым словом

  1. Читают слово/словосочетание про себя
  2. Прочитай N выражение/ или хором слово с правильным ударением.
  3. Толкование.

Анализ произведения

-Посмотрите на происходящее с разных точек зрения.

Первый вариант будет рассматривать с точки  зрения Зайца, а второй вариант с точки зрения – Поросёнка.

(Как повел себя в этой ситуации Заяц/Поросенок)

-Хочет ли Заяц научить Поросенка прыгать?

-Как он это делает? Найди строчки в тексте, подтверждающие свой ответ.

-Можно ли Зайца назвать хорошим учителем? Найдите подтверждение в тексте

-Замечает ли он, что все мысли и чувства Поросенка заняты совсем другим? Какими словами это показано?

-Что же так заинтересовало Поросенка?(птица)

-Вы догадываетесь, что это за птица? (Соловей)

-А вы знаете, как выглядит соловей? Опишите.

-Да, действительно, посмотрите.

- Как же подействовало на поросёнка пение соловья? Как можно назвать охватившее его чувство?

- А вы хотите услышать то, что слышал Поросёнок?

- Слушание пения соловья (запись)

-Какое чувство испытали вы?

-Почему Поросенок заплакал? (Так бывает, такова сила красоты).

-Почему Поросенок слышал пение соловья, а Заяц – нет?

-Почему Поросенок не делится с Зайцем своими впечатлениями?

-Вам жаль Зайца? Почему?

-Какова сила красоты? (Делает человека добрее, сильнее).

-Найдите главную мысль сказки. (Когда ты счастлив, ты можешь все, у тебя за спиной вырастают крылья).

Чтение по ролям.

-Я предлагаю вам прочитать сказку по ролям, но сначала давайте вспомним, о характерах персонажей сказки? Каким вам представляется Заяц/Поросенок?

-Давайте найдем базовые интонации, с которыми нужно читать роль Зайца/Поросенка?

Зайц

Поросенок

-

-

-

-

-

-

-Кто будет автором?Поросекном?Зайцем?

- Как вы считаете, вам удалось сыграть роль вашего героя, передать его чувства, эмоции?

Отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Выбирать необходимую информацию.

Проводить взаимоконтроль.

Оценивать свою работу на уроке

Рассуждать.

Слушать сказку.

Высказывать предположения.

Выполняют физические упражнения.

Читать текст.

Определять смысл понятий.

Высказывать предположения

Высказывать свое мнение по отношению к участникам сказки.

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Сопоставлять текст и аудиозапись.

Объяснять  смысл сказки  

Характеризовать героев

Читать выразительно.

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно слушают текст

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .

П: строят речевое высказывание

П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

К: контролируют действия партнера

6. Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.

Практический: Самоанализ

08:43-

08:45

Вспомните, какую цель ставили на урок? Достигли ее?

С какой сказкой С. Козлова мы познакомились?

В чем заключается главная мысль сказки?

Закончите предложения:

«Я узнал…»

«Мне понравилось…»

«Я научился…»

«Было трудно…»

Откройте дневники и запишите домашнее задание.  

У. с.29-31 чтение по ролям.

Проводят самооценку.

Записывают домашнее задание.

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Дополнительный материал:

1.Ребята у нас еще осталось не много времени, и я предлагаю вам вернутся к стихотворению, которое было в  начале нашего урока, и только теперь спеть его как песню ,которая называется «Я на солнышке лежу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Сады Блаженств" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"

Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературного чтения по теме "Сады Блаженств" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" для учащихся 4 класса, обучающихся по ОС Л.В.Занкова....

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения «Сергей Козлов. Сказки «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе изучения сказок Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!».Задачи урока:  Дидактические...